На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

"Кабан Полтинник" в дебрях Замкадья: политический климакс хипстеров среднего возраста

2016.04.16 , Свободная Пресса , просмотров 8991

         «Квартет И» - одно из главных (а для многих не искушенных в искусствах так и единственное) открытий художественной жизни России последних полутора десятилетий и одно из весомых оправданий нашего времени перед судом истории.

         Собственно, единственная серьезная претензия Министру культуры Мединскому (который первый за «дурную бесконечность» либерального мракобесия зафиксировал в политике государства, что культура должна создавать народ, а не разрушать его) - то, что этот коллектив до сих пор не признан народными артистами.

         Фильмы «День выборов» и «День радио», пусть и уступая одноименным спектаклям (ставшим хитами соцсетей), разобраны на цитаты, как лучшие из комедий Гайдая и книг Стругацких, и до сих пор пересматриваются десятками тысяч восторженных поклонников.

         Они вывели на орбиту плеяду блестящих актеров (чего стоит Нонна Гришаева), напомнили широкому зрителю и о подзабытых звездах, и о затираемом эстрадным бизнесом мире «качественной музыки».

         Городской «средний класс» увидел в героях «квартета И» себя, - и до сих пор с упоением всматривается в это лишь немного льстящее ему своей художественностью зеркало.

         С тем большим нетерпением ожидала преданная аудитория «квартета» широко разрекламированного «День выборов-2».

         И тем оглушительнее было разочарование.

Не случайно реклама прекратилась сразу после выхода на экраны: рекламировать оказалось нечего.

         И дело даже не в том, что фильм, за исключением считанных моментов, попросту не смешон, состоит из смеси старых шуток из «Дня выборов» и намеков на них (то, что отсылки к ним – лучшее, что в нем есть, характеризует его вполне исчерпывающе).

         Дело в мировосприятии создателей фильма, по-прежнему честно выражающих настроение своей социальной группы.

         Вот только группа эта, десятилетие назад бывшая если и не сердцем, то одним из моторов России, сейчас выпала из нее, стала посторонней в собственной стране, потерявшейся было в мечте о «хороших машинах и вкусных ресторанах», лишившей будущего гениально признавшегося в этом Макаревича, но нашедшей в себе силы попытаться создать свое будущее, а не просто мирок потребления. А «креативный класс» остался в этом мирке и, более того, попытался превратить его в смысл жизни, обрекая себя на закономерную трагедию.

         «День выборов» был эхом 90-х в стране, становящейся новой и приходящей в себя после чудовищного кровавого забытья. Именно из уникального «чувства страны» возник парад архетипических фигур, по красочности, сочности изображения и витальной силе живо напомнивший «Мертвые души» Гоголя. Именно отсюда и непонятно откуда сверзившийся, как Христос в «Двенадцати» Блока, и столь же парадоксально и потрясающе органичный патриотизм финалов, – будь то переворачивающая душу панорама России в фильме, возникающая из угара наркотических плясок, или не менее потрясающий религиозный канон матроса в спектакле.

         «День выборов» строился как добрая и горькая надсмешка над «туземцами заМКАДья», над всей «этой» нелепой и наивной, чужой и непонятной городским хипстерам страной, - но, чутко вслушиваясь в ее невнятный хрип, «квартет И» уловил биение ее сердца, - и честно, с потрясающей художественной точностью и глубиной выразил движение ее души.

         Чем там Чехов считал «Чайку» - комедией? Сервантес «Дон Кихота» - пародией? Вот и «квартет И» выписывал нам свидетельство о смерти, а выписал – поскольку писал честно и с натуры – справку о рождении.

         Нового общества и новой страны.

         Нелепых, диких, непонятных толком самим себе, - но живых.

         Вот только что выписал, сам не заметил, - как не заметил этого рождения весь городской «креативный класс», переживший «от Болотной до Болотной» страшное разочарование в своих лучших надеждах.

         И, ощутив огромную и страшную своей глубиной и самодостаточностью страну, «квартет И» не канул в нее и не растворился в ней, утратив суверенитет своих бесценных личностей, а с облегчением вернулся, как и почти все мы, в уют и понятность привычной частной жизни.

         В «День радио» и целый ряд прекрасных, хотя и глубоко частных по своей теме спектаклей, выплеснувшихся в два отличных фильма «О чем говорят мужчины». Которые я пересматриваю наедине с телевизором, ибо смотреть их при свидетелях – значит давать признательные показания в самом отвратительном и бессмысленном, что только есть в моем поколении и, безусловно, во мне тоже. А художественность признания в мерзости и любовь к ее выразителям лишь подчеркивает и оттеняет, но отнюдь не затушевывает саму эту сартровскую тошноту, неумолимо рождаемую утратой надличностной цели жизни, сверхзадачей Станиславского, единственно одухотворяющей быт.

         Уйдя в частную жизнь своей социальной группы, «квартет И» (я надеюсь ошибиться) вместе с ней не заметил, как, желая всего хорошего против всего плохого и привычно негодуя против «свинцовых мерзостей русской жизни», пропустил качественное изменение окружающего мира: превращение милых, культурных и симпатичных людей в зверей, с остервенением истребляющих все человеческое в себе и вокруг себя.

         И, пропустив эту трансформацию и по привычке поддерживая своих милых знакомых, вместе с ними выломился из России и пошел против нее.

         И ярко выразил это в своем творчестве.

         «День выборов-2» - это 90-е, перенесенные через десятилетие, в реальность, в которой их уже нет.

         Все люди те же, и выглядят так же, и нелепы по-прежнему, - да вот живут уже по-другому. И сменой мотоциклов, оперным вокалом и ПМЖ в Италии дело не ограничивается: изменился дух, воздух и мотивации – и линейная экстраполяция реалий полуторадесятилетней давности выглядит нелепо насилующей реальность фантазией.

         В «Дне выборов» нестыковок с реальностью было лишь две: не продававшийся в реальной жизни ни при каких условиях (и тем более ни за какие деньги) номер «ЕКХ» на машине олигарха и униженность какого-никакого, а избираемого олигарха перед клерком администрации президента.

         А «День выборов-2» состоит из таких нестыковок почти весь - начиная с моста (они в России танцуют, но все же не падают) и кончая сталинскими фанеровками в «коридорах власти» (снесенными аж в самом начале 90-х в ходе ремонта, выполненного в Кремле турецкими рабочими еще до «Пал Палыча» Бородина).

         Когда-то Мандельштам признал критерием истины рифму. В прозе таким критерием является юмор: не правда (даже метафизическая, а не буквальная) – не смешна.

         В этом причина того, что в «Дне выборов-2» смешны в основном отсылки к первоисточнику.

         Его герои постарели, иногда трагически, - как бандит Федор, заделавшийся продюсером, - и вызывают чувство утраты. Так в анекдоте взрослый Винни-Пух вскидывается после долгой разлуки на знакомый стук в дверь: «Это ты, Пятачок?» - и слышит раздраженный бас: «Кабан Полтинник!»

         И страшно, ужасающе режет глаз то, что на всем пространстве фильма нет молодых.

         Совсем.

         Возможно, это призвано показать трагическое отсутствие в путинской России «социальных лифтов», - но в жизни-то это не так. Да, «социальных лифтов» нет, да, над головой молодежи «стеклянный потолок» (а кое-где и асфальтовый), - но под каждым кустом в каждом регионе работают и бьются раздраженные энергичные молодые люди. Далеко не всегда симпатичные, порой пугающие, - но они есть и массово выгрызаются на значимые позиции вплоть до вице-губернаторов.

         А в «Дне выборов-2» их нет.

         Возможно, это отражает ситуацию в самом «креативном классе», - но главное, что отсутствие молодежи кладет страшную печать на сам фильм.

         Молодежь никогда не бывает права – просто ей принадлежит будущее. И фильм, который по любым причинам не видит молодежи, - снят глазами представителей социального слоя, которые этого будущего не имеют.

         Просто потому, что не видят его.

         И все, что им остается, - жалеть вслед за критиками о возможности вместе с героями «О чем говорят мужчины» сгонять на выходные через Киев в Одессу и о мелкости проблем того времени.

         Так персонажи «Дюжины ножей в спину революции» Аверченко (изданной в Советской России по личному указанию Ленина), сидя в нищей эмиграции и вспоминая «старую жизнь», все не могли взять в толк: За что ж нас так? Кому ж мы мешали?

Да никому вы не мешали, милые прекраснодушные люди, - и не помешаете, даже если продолжите избивать на московских бульварах стариков, не желающих кричать «Слава Бандере!»

Вы просто, говоря словами ваших кумиров, «не вписались в рынок», – правда, на другом витке истории.

Уклад, к которому вы так прекрасно приспособились и внутри которого вы жили, оказался не конкурентоспособным и рухнул. Дома с квартирами, гаражи с машинами, рестораны с красавицами остались, - а уклад, объединявший все это в живой социальный организм, рухнул и сменяется другим, объединяющий это другим способом и в совершенно другой организм.

Это не вы постарели: это девушки не знают, что такое Rolling Stones.

А вы сами по себе не делали ничего плохого – вы просто жили своей частной жизнью, прекрасной и культурной, не обращая внимания на мир вокруг себя, и не заметили, когда стали ненужными ему, и он, «шествуя путем своим железным», на вас наступил.

Не имея ничего против – просто изменились пути, а вы не захотели замечать этого и подвернулись под ногу.

         «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте музыку Революции» написал Блок не революционерам, а мещанам, социально близкому ему «городскому креативному классу» Серебряного века: не будете слушать – не услышите, и вас раздавит.

         А в начале этого процесса, художественно честно выражая его, вы снимете «День выборов-2».

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015