На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

"Слуга народУ" - автопортрет Украины и общая мечта

2016.01.31 , просмотров 7398

        Украинский сериал «Слуга народУ» (именно так, «народУ», - то ли так действительно будет по-украински, хотя сериал снят на русском языке, а других признаков лексический увечий в названии нет, то ли на Незалэжной действительно до такой степени забыли русский) – яркий, трогательный, искренний и только в последнюю очередь смешной (хотя и очень) признак нашей общности.

            Сохраняющейся, несмотря ни на что, вопреки не только пропаганде и озлобленности, но и чудовищной крови, и ярой, торжествующей русофобии.

          Он выложен в свободный доступ в Интернете, - и потому о нем можно писать, не вызывая подозрения в рекламе.

            Но даже если б такие подозрения и были – сериал стоит того, чтобы навлечь на себя любые обвинения.

            Сюжет незамысловат: шкодливый десятиклассник снимает на телефон и выкладывает в ютьюб матерную тираду учителя истории, посвященную невменяемости и коррумпированности власти. Вроде бы обыденное «так жить нельзя» становится хитом, - и народ избирает учителя президентом.

            И он вступает в должность, и делает все возможные и невозможные ляпы, и выдерживает дикий прессинг обалдевших от такой неожиданности олигархов, и вместе со своими друзьями не продается и даже побеждает, арестовывая в прямом эфире главного коррупционера страны (премьер-министра, между прочим) и получая всеобщую поддержку.

            Главная тема – противостояние коррупции и кумовству, пронизывающим каждую клеточку общества, и стремления к нормальной честной человеческой жизни - раскрыта ярко и, при всей наивности, убедительно.

            Тирады ставшего президентом учителя Голобородько, - в особенности о том, как родившийся нормальным милым младенцем «украинец» уже к 25 годам превращается в омерзительного «хохла», - пронзительно искренни и являются самыми настоящими актуальными политическими манифестациями.

По крайней мере, для России.

При том, что реальной политики как таковой в этом формально политическом сериале, переполненном отсылками к текущей и недавней украинской политике (чего стоит профессор и дважды доктор наук Янукович, принявший участие в конкурсе на должность Министра и едва не занявший ее), практически нет.

На самом деле этот фильм – о жгучем желании не умеющего и разуверившегося во всем народа жить нормально. А политика, показанная почеркнуто лубочно (чего стоит обнаружение президентом через 3 месяца президентства и в ходе любовной сцены на самом видном месте своего кабинета огромной тетради, забытой его предшественником, в которую тот записывал свои преступные схемы), - просто фон, привлекающая внимание декорация.

В сериале подкупает напоминающее Советский Союз полное отсутствие национализма, - от которого, похоже, смертельно устала все еще остающаяся нормальной часть украинского общества. Персонажи (даже самые отрицательные) не делят себя и других по национальной принадлежности вообще, - разве что мелькает «он не грузин», и то в качестве обоснования назначения на пост директора СБУ армянина. И президент в прямом эфире оправдывается, что, хотя тот и «плохо говорит по-русски» (об украинском никто и не вспоминает), работает он хорошо.

            Украинский язык существует в сериале как некий официальный атрибут, которым владеют все нормальные люди (характерен бывший президент, рыдающий, что ради должности он «даже выучил этот язык», - и не способный связать на нем двух слов), но при этом далеко не всегда используют даже в официальной обстановке.

Слово «москаль» звучит в 24 сериях дважды: когда бесталанный пиарщик в качестве социальной рекламы пытается впарить президенту слоган «кто не платит (налоги) – тот москаль», и того только не тошнит, так что он напрочь запрещает его, - и второй раз, когда он слышит этот слоган по радио.

            Тем не менее второй сквозной темой сериала (кроме коррупции и неумелой жажды нормальности) оказывается Путин. Подобно тому, как, если верить американской шутке, чтобы остановить дюжину негров, насилующих белую женщину, им надо бросить баскетбольный мяч, - универсальным средством для прекращения и драки в Верховной Раде, и народного протеста в сегодняшней Украине оказывается тихо сказанное «Путина свергли».

            Воспринимаемое не как реализация «вековечной мечты всего народа», а как стихийный катаклизм потрясающей, неодолимой и даже не представимой силы, перед которым мертвеет и замирает все.

            И завершается сериал (последняя и единственная серия с политической «нагрузкой», в которой герои показательно, в День независимости не только сажают коррупционера, но и решают наконец все свои личные проблемы, и в которой единственный раз звучит бандеровская речевка «Слава Украине – хероям слава!») сообщением о том, что этот катаклизм все-таки произошел. Правда, по потрясенному лицу президента Голобородько, слышащего нового российского президента и находящего в себе силы только ошарашенно спросить «это Вы??», похоже, что Путина заменил не кто-нибудь, а  буквально час назад арестованный главный коррупционер Украины бывший премьер Чуйко, в начале сериала бывший проводником Голобородько во власти.

            Впрочем, это мои ощущения: на четвертом этаже СБУ, где находится американский центр управления Украиной (и куда не пускают туземцев – ни украинских, ни европейских), они пока, похоже, не подтверждены.

Украинцы показаны в сериале несчастными и близкими людьми, которые всем народом бьются головой о стену, состоящую из самих себя, - и мечтают о толковом учителе истории, который возьмет на себя груз их неверия, отчаяния и корысти и решит их проблемы, и исправит для них страну и их самих.

            Наивная мечта, - у нас она не пережила начало 90-х (и была потом лишь на мгновение гальванизирована чудовищным премьерством «умненького мальчика» Кириенко), - но трогательная и вызывающая не только ностальгию, но и глубокое чувство общности.

            Отчаянное и иррациональное стремление в Европу как символ волшебного исчезновения всех проблем (так что, когда Меркель, перепутав Украину с Черногорией, сообщает президенту о принятии в Евросоюз, начинают бить фонтаны), оцепенение перед признаком Иоанна Грозного, не понимающего желающих быть «под литовцами и ляхами», лишь бы не с русскими (его агрессивно беспомощное «как – не с нами?» является лучшим выражением нашей иррациональной слабости), жажда «по-честному» платить долги Западу даже ценой обнищания и без того нищих бюджетников вызывают не раздражение, а умиление и сочувствие наивным и младшим, еще не осознавшим жестокую простоту жизни.

            А песня «Я люблю свою страну, люблю свою жену, люблю свою собаку…», с которой начинается каждая серия, въедаясь в мозг своей безнадежной иронией, тем не менее отдается в глубине души парадоксальным эхом надежды.

            Надежды на то, что мы справимся и преодолеем.

            И тот из нас, кто справится первым, вытянет другого: может, и не сознательно, а просто силой примера, показав путь, - но вытянет.

            «Слуга народу» - не просто во многом правдивый, хотя и далеко не полный, автопортрет Украины с ее яркими социально-психологическими типами: то, какой она готова себя признать и какой хочет выглядеть со стороны.

            Это еще и пронзительное, щемящее, несмотря на жанр, выражение мечты о нормальной, чистой, честной и при том обеспеченной жизни.

            Мечты, которая объединяет нас сильнее беднеющего искалеченного языка, умирающих переругавшихся родственников, изнасилованной истории и разрушаемой культуры, - объединяет нас поверх и помимо всего.

            И, кто бы из нас ни нашел своего Голобородько и ни дал бы ему власть и победу первым, - другая страна с неизбежностью, насильно проголосует за него для себя тоже, даже не интересуясь мнением соседей.

            Потому что общность мечты – это и есть общность будущего, которое она рождает, как дитя – невольно и вопреки всему.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015