На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

Кремлёвские войны в зеркале американской внешней политики

2009.11.09 , Форум.мск , просмотров 905

 

Кремлёвские войны Часть 1: Крушение

Краткое изложение:

Мировой экономический кризис нанёс особенно сильный удар по России. Кризис и его последствия породили силу, которая хочет использовать экономический кризис как благоприятную возможность для преобразования России. Этой силой руководят гражданские - группа юристов и технократов, в которую входит российский президент Дмитрий Медведев. По мере того, как гражданские пытаются осуществить свои планы, между российскими политическими кланами возникнет новый виток конфликта.

Это первая часть серии из 5 статей, рассматривающих российские политические кланы и будущий конфликт между ними.


Анализ

Мировой экономический кризис особенно сильно ударил по России. Во втором квартале 2009 года падение российского валового внутреннего продукта (ВВП) достигло 10,9% по сравнению с предыдущим годом, а общее падение ВВП в 2009 году, как ожидается, составит 8,5%. Профицит бюджета, достигнутый в годы растущих цен на сырьевые товары, сменился бюджетным дефицитом в размере 8% в 2009 году, который должен лишь слегка уменьшиться до 7,5% в 2010 году. Государство было вынуждено потратить большое количество денег для спасения компаний и частных банков, задолжавших Западу, а его золотовалютные резервы, накопленные во время товарного бума, снизились с докризисного максимума в 599 миллиардов долларов до теперешнего уровня в 417 миллиардов долларов. Ситуация в экономике побуждает Кремль планировать дестабилизирующие изменения, которые перекроят внутреннюю политическую ситуацию в России и вызовут новый виток конфликта между влиятельными кремлёвскими кланами.

Чтобы понять будущее развитие событий, «Стратфор» рассматривает воздействие экономического кризиса на Россию и нынешние структуры власти в Кремле.


Происхождение экономического кризиса

В российской географии доминируют огромные расстояния и нехватка рек, пригодных для транспорта. Вследствие этого, чтобы достичь начального экономического развития, России пришлось построить на своей территории обширную транспортную сеть - эта задача является гигантской по масштабу и затратам. Кроме того, в связи с тем, что у России нет естественных рубежей, которые могли бы служить защитой, ей пришлось расширяться от центра за свои пределы, чтобы установить буферные регионы для поддержания безопасности. Это увеличило масштаб и стоимость усилий по развитию. Ни одно государство не может добиться такого развития дёшево или успешно без твёрдого руководства сверху - отсюда склонность России к централизованной экономике.

 Однако централизация не совершенна. Она может обеспечить, чтобы на решение проблемы была брошена большая часть ресурсов государства, но капитала из-за огромных потребностей и низкой эффективности всегда недостаточно. Поэтому капитал является наиболее важным импортом для России, не только потому, что его недостаточно внутри страны, но и потому, что государство накапливает его во времена изобилия, как это было в период недавнего товарного бума. Чтобы преодолеть проблему отсутствия капитала, Россия обычно обращается на Запад. До мирового финансового кризиса российские частные банки и корпорации привлекали большое количество дешёвых и легкодоступных кредитов.

Сочетание русско-грузинской войны в августе 2008 года, усиливающейся склонности Москвы к национализации сегментов экономики и начала мирового финансового кризиса в середине сентября 2008 года положило конец кредитным эксцессам России. Из-за страха инвесторов перед развивающимися рынками с российскими рынками было почти полностью покончено. Это привело не только к оттоку иностранных капиталов из России, но - к краху рынка и обесцениванию рубля. Последнее стало двойным ударом - российской экономике пришлось справляться и с инфляционным воздействием более слабого рубля, и с реальностью того, что российские корпорации и банки все ёще имели задолженности по иностранным кредитам на сумму около 400 миллиардов долларов, обслуживание которых с понижением стоимости рубля становилось только дороже. Кремль потратил не менее 216 миллиардов долларов своих резервов, чтобы справиться с девальвацией рубля.

Потратив более 200 миллиардов долларов для смягчения воздействия кризиса, Кремль почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы вмешаться и консолидировать как банковский, так и корпоративный секторы, которые использовали так много иностранных заёмных капиталов. Кремль добился этого, выдав российским корпорациям и банкам краткосрочные кредиты под высокие проценты - кредиты, в отношении которых было неясно, будут ли они когда-либо погашены. Пока банки и компании были в шатком положении, их акции по условиям кредитов переходили российскому государству, быстро предоставив ему значительный контроль над ними. В июне российское государство владело 12% всех банковских задолженностей, что сделало государство крупнейшим кредитором банковской индустрии.


Российская экономика сегодня

Последние данные, предоставленные Центральным банком России в июле, говорят о том, что невозвратные кредиты в российской банковской системе составляют 5,4%, увеличившись с 1% в июле 2008 года. Опасения, что число невозвратных кредитов будет расти, всё ещё преобладают, - в определённый момент существовало мнение, что они могут вырасти до очень большой цифры в 20% - и этот страх побуждает российские банки придерживать деньги. Несмотря на некоторое улучшение со времени наихудшего момента мирового экономического спада ситуация с банковским кредитованием в России остаётся неблагоприятной.

Однако есть всё больше признаков того, что доверие инвесторов к российской экономике возвращается. Во-первых, курс рубля восстановился и повысился примерно на 19% по отношению к американскому доллару с низшей точки в 36 рублей за доллар в феврале/марте до сегодняшнего курса в 29,28 рублей. Во-вторых, резкий отток капиталов, который был типичен для третьего и четвёртого кварталов 2008 года, значительно уменьшился. Чистая утечка капитала из России уменьшилась с 55 миллиардов долларов в октябре прошлого года до лишь 6 миллиардов долларов в этом сентябре, а в июне даже недолго была положительной. В-третьих, восстановился интерес к российскому рынку ценных бумаг, особенно в связи с тем, что инвесторы уходят от низкодоходных американских государственных долговых обязательств и ищут более рискованные активы, которые приносят больше прибыли. В ситуации с более высокими ценами на нефть (в настоящее время цена на нефть достигла 78 долларов за баррель, что более чем в два раза выше по сравнению с низшими точками в феврале) и бóльшим стремлением к риску инвесторы понемногу возвращаются.

С возвращением видимости стабильности в российской экономике вопрос теперь заключается в том, чему Россия научилась во время кризиса. Участие государства и в корпоративном и в банковском секторах увеличилось. Начиная с июля принадлежащий государству «Внешэкономбанк» предоставил приблизительно 10,93 миллиардов долларов кредитования различным компаниям, нуждающимся в средствах для рефинансирования иностранных кредитов. Однако иностранные кредиты, имеющиеся в настоящий момент у российских компаний, всё ещё представляют собой огромную задолженность - 237 миллиардов долларов (75 миллиардов из которых должны быть выплачены в 2010 году), и их уровень практически не изменился с декабря 2008 года.


Подготовка почвы для клановой войны

В результате мирового финансового кризиса и последовавшей экономической катастрофы в российских властных структурах появилась сила, стремящаяся использовать кризис как благоприятную возможность для преобразования России. Этой силой руководят ‘civiliki' - гражданские, это новый термин для обозначения группы юристов и технократов, основными фигурами среди которых являются российский президент Дмитрий Медведев, министр финансов Алексей Кудрин и Герман Греф, бывший министр экономики и главный управляющий «Сбербанка», крупнейшего российского банка, контролируемого государством. Теоретически гражданские пытаются быть аполитичными и хотят использовать кризис для реформирования российской экономики.

Гражданские существуют под покровительством клана Суркова, влиятельного кремлёвского клана, которым руководит заместитель главы администрации Медведева Владислав Сурков. Сурков намеревается использовать экономические реформы, начатые гражданскими, чтобы очиститься от влияния в коридорах власти в Кремле своих заклятых врагов - вице-премьера Игоря Сечина, политический клан которого поддерживает Федеральная служба безопасности (ФСБ). Чтобы сделать это, Сурков и гражданские намереваются атаковать напрямую бизнес-интересы клана Сечина и возложить на эти интересы вину за экономический кризис.

Хотя в привлечении большого количества иностранных кредитов виноваты все коммерческие фирмы, гражданские нацелились на компании, контролируемые определёнными бизнесменами в России, которых они считают наиболее подходящими для позиций вне бизнеса: из клана Сечина и ФСБ. Они аргументируют это тем, что данные компании виновны в неэффективных расходах и таком же неэффективном управлении. Кудрин особенно раздражён тем фактом, что российское государство потратило более 200 миллиардов долларов для защиты рубля из-за плохого управления компаниями, топ-менеджеры которых являются бывшими офицерами разведки, а не опытными бизнесменами.

С возвращением иностранного интереса к России и возобновлением доступности кредита, гражданские обеспокоены, что российский корпоративный и банковский секторы снова начнут чрезмерно увлекаться иностранным капиталом. В третьем квартале российские компании заняли за границей около 16 миллиардов долларов. Из-за того, что источников кредита внутри страны будет всё так же недостаточно, любой российской организации, которая не имеет непосредственного доступа к государственной казне, придётся полагаться на иностранные займы. Однако гражданские хотят быть уверены, что компаниями, берущими иностранные займы, руководят люди, которых они считают компетентными.

Поэтому гражданские считают, что последствия экономического кризиса предоставляют им шанс. Сильное вмешательство государства во время кризиса привело к консолидации банковского сектора и приструнило различных олигархов - процесс, который начался в 2004 году. Олигархи фактически перестали существовать в качестве независимого источника власти в России. Их богатство резко сократилось, и те, кому предложили помощь государства, теперь являются не более чем государственными служащими.

Однако гражданские не могут осуществить свой план самостоятельно. Им потребуется поддержка лидера их клана, Суркова, чтобы помочь провести чистку группировки Сечина.

Вопрос в Кремле теперь заключается в том, что делать дальше. Выведя из игры олигархов и усилив контроль над российской экономикой, Кремль может либо сделать шаг в сторону установления твёрдо управляемой государством экономической системы, либо начать компенсировать некоторые фундаментальные слабости российской экономики за счёт привлечения инвестиций и капитала из-за границы. Выбор того, или другого означает войну между кремлёвскими властными кланами.

 


От редакции: Инициаторы доклада "Стратфора" готовят Суркова на роль сакральной жертвы?


Несмотря на безумные фактографические ошибки (начиная с "острова Ямал" и кончая Сурковым как теневым руководителем ГРУ; иногда при чтении кажется, что доклад писали пьяные студенты), в целом характерные для американского подхода к другим странам, включая Россию, доклад "Стратфора" - исключительно серьезный "установочный" документ, который призван сформировать подход не только США, но и всего Запада к внутренней ситуации в России. Принципиально важно, что, в отличие от 2000-х годов, эта позиция вновь активна, как при Ельцине: расшатывающееся двоевластие создает постоянно увеличивающиеся возможности для внешнего влияния, и доклад "Стратфора" показывает, что Запад начинает все более внимательно и весьма интенсивно приглядываться и принюхиваться к вновь открывающимся перед ним возможностям.

Стратегическая картина понятна: крупные западные корпорации рассчитывают получить "пряник" в виде нового витка приватизации, связываемой с именем "нового Чубайса" - Кудрина. Приватизировать надо не только госсобственность, расширившуюся в результате кризиса, но и формально частные предприятия, находящиеся под контролем ставленников "исчадия ада" - Сечина: "силовиков" надо раскулачить. Это "раскулачивание силовиков" в интересах западного капитала руками сторонников Кудрина и Суркова и есть суть позитивного (для авторов доклада и, соответственно, Запада) варианта развития событий. Негативный для Запада вариант не описывается, но лишь намечается пунктиром: это усиление государства и применение китайской модели экономического развития вместо обанкротившегося еще в 90-е годы либерального фундаментализма.

Обращает на себя внимание полное отсутствие в докладе влиятельных фигур современной России (и прежде всего Чубайса) в сочетании с фантастическим возвеличиванием Суркова (который. оказывается, выполнял поручения ГРУ, является главным чеченским миротворцем и возглавляет собственный "клан" и до сих пор является помощником Путина!). При этом авторы доклада ненавязчиво "опускают" Суркова, подчеркивая, что подлинно необходим для успешного экономического развития (то есть окончательной колонизации России Западом) лишь "технократ" Кудрин, а функция Суркова, одержимого властью, ограничена лишь предоставлением ему необходимого политического ресурса для политического уничтожения клана "силовиков". После выполнения этой задачи Сурков, строго говоря, становится лишним, - что позволяет предположить его предназначенность если не авторами, то российскими вдохновителями доклада на роль "сакральной жертвы", если пользоваться изящным выражением Березовского.

Вдохновителем же доклада, скорее всего, является Чубайс: кроме никто, никто из влиятельных представителей либерального клана необладает достаточным стратегическим воображением, энергией и связями с Западом. Кроме того, ему жизненно необходимо уйти из-под назревшего удара, связанного не столько с прокурорской проверкой "Роснанотеха", сколько с тем, что он самим своим существованием не позволяет Медведеву утвердиться в роли единоличного лидера либерального клана.

Формируя качественно новую среднесрочную повестку дня США в отношении России, доклад "Стратфора" окажет большое влияние на развитие событий в нашей стране. Запад вновь выходит на авансцену нашей внутренней политики.

Михаил Делягин, председатель Редакционного совета ФОРУМа.мск, руководитель Института проблем глобализации

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015