На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

Позиция России определит исход противостояния Китая и США

2015.06.26 , Южный Китай , просмотров 1734

Михаил, не слишком ли поздно мы повернулись лицом к Востоку? Ведь на данный момент в Сибири и на Дальнем Востоке проживает не больше 20 млн человек, а в соседних провинциях Китая – 140 млн, в Японии – 137 млн, в Корее, только Северной – около 30 млн человек. Как можно исправить это практически отсутствие России в Азии, которая по всем показателям становится центром мира?

Михаил Делягин: Украинской катастрофой США уничтожили возможность возникновения нового субъекта глобальной конкуренции за счет объединения сил и ресурсов Евросоюза и России, а затем Китая. Такой субъект был бы гарантированно сильнее их, и, подорвав его становление, они сохранили свою гегемонию в мире.

Однако тем самым они создали геополитическое партнерство России и Китая, свое враждебностью толкнув нас навстречу друг другу. С точки зрения логики внутреннего развития каждого из наших обществ по отдельности это было преждевременно, а не поздно, - но, значит, мы просто должны интенсифицировать партнерство, чтобы оно вызревало быстрее. Именно это отчасти и происходит.

Отсутствие России в Азии можно компенсировать только специальной политикой в этом направлении, прежде всего интенсификацией создания инфраструктуры, однако для этого должно кардинально измениться само российское государство. На мой взгляд, оно все еще остается в порочной логике разграбления советского наследства, характерной для конца 80-х и для 90-х и все еще не перешло в логику развития. До этой революционной смены мотивации обсуждать его цели (в отличие от целей отдельных политиков и руководителей) преждевременно, ибо реальные цели не поддаются публичной формулировки в силу своей аморальности, а провозглашаемые не находят подтверждения в практической деятельности.

Думаю, первый этап развития, когда он начнется, будет основан на прекращении разграбления и скупки по дешевке российских природных ресурсов, в частности, Японией, комплексной модернизации инфраструктуры, а также развития Дальнего Востока на основе баланса сил и интересов между капиталами различных стран. Такой баланс уже сложился в начале 2000-х, но затем был разрушен решением Медведева о декриминализации контрабанды.

Роль же России в Азии будет основана на создании не контролируемой США инфраструктуры, в первую очередь финансовой, на применение ряда специфических технологий, а также на ее участии в геополитическом противостоянии Западу.

Вы автор книги «Китай: империя в прыжке», однако темпы внешней торговли падают уже три месяца подряд, темпы роста снизились, прыжок уже на излете?

Империя в прыжке. Китай изнутри.В книге описаны, среди прочего, масштабные и разнообразные трудности Китая, включая психологические и культурные. На их фоне замедление роста внешней торговли и экономики в целом выглядит несущественно. Прыжок уже два года как переходит в новое качество, внешним проявлением этого стало выдвижение лозунга «китайской мечты», консолидация политической власти, в том числе в ходе борьбы с коррупцией, и обращение к народной культуре, ярко проявившееся в изменении стиля и формата наглядной агитации.

Торможение экономического роста объективно и вызвано прежде всего глобальным кризисом. Чтобы не допустить обмана ожиданий основной части общества, в этих условиях надо ограничить ожидая его богатейшей части, перераспределив часть ожидаемого прироста ее богатств в пользу всех остальных.

Ситуация усугубляется вынужденной переориентацией экономики с экспорта на внутренний рынок: он неминуемо качественно снижает рентабельность, что ухудшает положение бизнеса, вызывает его протест и стремление прорваться к политической власти для сохранения прибылей за счет подавления всего общества. Чтобы этого не случилось, аппетиты и разочарование бизнеса должны быть уравновешены обществом, - а это объективно требует демократизации, частным проявлением которой является борьба с коррупцией.

Что мы, собственно, и видим.

С другой стороны, Китая нуждается в обеспечении безопасности морских коммуникаций. Несмотря на титанические усилия в военной сфере (вплоть до создания второй раз за всю его историю океанского флота) и мере превращения Южно-Китайского моря во внутреннее море Китая главным представляется создание сухопутного пути-дублера, который не только позволит нарастать экспорт, в первую очередь в Европу, временно сдержав негативную тенденцию, но и обессмыслит попытки перерезать морские коммуникации.

Такова логика появления морского Шелкового пути и сухопутного экономического пояса нового Шелкового пути, хотя последний еще и активизирует процессы интеграции на территориях, по которому он проходит. Весьма существенно, что с украинской катастрофой российской проект евразийской интеграции из противоречащего китайскому интеграционном проекту превратился в дополняющий его.

Однако надо понимать, что планы Си Цзиньпина весьма разнообразны и масштабны. Насколько можно судить, он склонен к поэтапной их реализации без преждевременного оглашения. Учитывая же, что он является последним в поколении китайских патриотов, а воспитанные по западным стандартам образования менеджеры просто по типу своего образования не способны участвовать в глобальной конкуренции, будет хорошо, если он вопреки традиции задержится на своем посту на пару лишних сроков, - на время, достаточное для воспитания нового поколения руководителей Китая, которые вновь будут его патриотами.

Что вы подразумеваете под термином «империя», вы считаете, что в Китае есть имперская власть?

Нет, власть в Китае не является имперской. Китай назван «империей» в том смысле, что его влияние распространяется на многие разнообразные народы, в том числе и за его пределами (да и внутреннее культурное разнообразие самого Китая колоссально), и он самой логикой своего развития вынужден объединять и направлять весьма разнородные элементы, как внутри, так и вне себя.

Империя - это не столько мощь, масштаб и ограничение демократии, сколько управление разнородным в единых целях.

Многие считают, что   XXI век – арена мировой борьбы США и Китая. Какова должна быть политика России в треугольнике «Россия-Китай-США»?

Россия - тот самый третий, слабейший элемент противостояния, позиция которого определяет его исход. Китай был в этом положении после войны в рамках советско-американской борьбы.

Холодная война, которую развязали США против нас, лишила нас возможности балансирования на биполярном противостоянии и превратила в стратегический тыл Китая. Сейчас, кстати, борьба против нас уже ведется не только против нас как таковых, но и для ограничения, а затем и дестабилизации через нас Китая.

Думаю, Россия должна в перспективе вернуться к более сбалансированной позиции, но это возможно лишь в случае восстановления Западом вменяемости. Пока признаков этого нет, и Россия и Китай стоят спиной к спине, готовясь отражать агрессию Запада: Китай - на море, Россия - на суше, и они вместе - в Средней Азии, где направляемое США Исламское государство готовится перерезать трубопроводы из Туркмении в Китай, чтоб развернуть этот газ в Евросоюз в обход российской территории.

Что потребует США за вход юаня в корзину резервных валют МВФ? Сейчас многие ставят под сомнение, что у юаня это получится.

Если Вы имеете в виду увеличение доли Китая в уставном фонде МВФ с соответствующим участием в управлении им, то эта тема утратила актуальность. США очень ясно дали понять, что не согласны даже на незначительное увеличение доли Китая (то, которое все-таки было осуществлено, носило сугубо символический характер) и ни при каких обстоятельствах не поступятся полным контролем за этой организацией. Собственно, Китай потому и взялся за создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, что США продемонстрировали категорическую неспособность на равноправное сотрудничество.

Но, если бы США все же вступили с Китаем в переговоры о допуске последнего к управлению МВФ, Россия не была бы ключевым вопросом повестки дня: наше значение не так велико. Главным условием США стал бы отказ Китая от своего развития (оформлено оно было бы корректно - в виде требований чрезмерной либерализации экономики и западной демократизации общества), от роста влияния и того вызова, который он в силу самого своего существования бросает США. Именно поэтому провалились идеи «кондоминимума» в стиле Киссинджера.

1

А «Даманский» был не столько фактом советско-китайских отношений, сколько способом, которым Мао Цзэдун приглашал Никсона к сотрудничеству, - не более того. Могу себе представить его разочарование, когда он обнаружил, что американцы действительно так ограничены, как о них говорят, и просто не поняли сигнала.

Отказ Китая от России невозможен, так как это отказ от собственной безопасности. Такой отказ требует как своего условия доверия к США и их руководству, а я не могу представить себе среди китайских лидеров способных на такое идиотов.

Китай объявил, что к 2050 году обгонит экономику США - это достижимая цель?

Это настолько далекая перспектива, что говорить о ней рано. К тому времени мы точно войдем в глобальную депрессию, и общемировой рынок распадется на макрорегионы.

Более того: изменится сама экономика, рост значения технологи сделает ее качественно менее рыночной.

С этими поправками, думаю, Китай вполне может справиться с этой задачей.

Как такое развитие повлияет на Россию? Мы станем китайской Канадой… или Мексикой?

Возможно, Канадой, возможно, Белоруссией, - но нас ждет впереди такое количество качественных переходов, что говорить об этом рано.  Сам человек быстро и непонятно меняет свой облик, - что говорить о границах.

Общались ли вы лично представителями китайской элиты из КПК, какое впечатление они на вас произвели? Какие фигуры китайской политики вы могли бы выделить, кроме Си Цзиньпина, которые на слуху в России или нравятся лично вам?

У меня благоприятное впечатление о представителях китайского государства, с которыми я встречался, - от уровня уезда в корейском автономном районе до чуть более высокого. Они трудолюбивы, компетентны, скромны и всегда понимают, что и зачем они делают. Хотя, возможно, мне просто везло.

«На слуху» в России, разумеется, премьер Ли Кэцян как ответственный за экономику. Это естественное следствие должности.

Что вы думаете о коррупции и внутриполитической борьбе в КНР? Каково ваше отношение к крайне-левому политику Бо Силаю, обвиненному во взяточничестве?

Насколько могу судить, китайская коррупция специфична: когда чиновник берет взятку, он обычно делает обещанное и не пытается «подставить» взяткодателя, чтобы избавиться от него. Да и масштабы взяток сравнительно невелики.

При этом в Китае коррупция, - в отличие, например, от Индии, - не носит системного характера: продаются не решения, а процесс его реализации.   Сами решения принимаются на основе не коррупционных мотиваций.

Безусловно, борьба с коррупцией является частью и инструментом внутриполитической борьбы, однако вывод ее на новый уровень является полезным делом и повышает эффективность госуправления.

Не стал бы называть Бо Силая крайне левым: он таков только во внутриполитической палитре Китая. Крайности - и левые, и либералы - потерпели поражение: как обычно, победил центр - патриоты. Теперь весь вопрос в том, насколько они смогут интегрировать повестку дня побежденных и решить проблемы, которые те использовали для своего продвижения.

Бо Силая жалко, как и большинство нормальных людей, потерпевших политическое поражение, - но реализация его подходов в силу их однобокости стала бы большой бедой для Китая. Мао мертв и, вне зависимости от отношения к этому факту, его политическое воскрешение не является полезным, как и любой возврат в прошлое.

Беседовал Иван Мелехин

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015