На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

Что нужно учесть абитуриенту, собирающемуся после вуза стать востребованным специалистом

2009.06.12 , Свободная пресса , просмотров 649

Мы понимаем, что экономическая депрессия или, как ее литературно называют, «кризис», - это всерьез и надолго. Однако учиться надо все равно: учиться тем, кто потерял работу, учиться тем, кто не нашел ее после получения образования (а таких, по самым оптимистичным оценкам, будет 10% от общего числа выпускников-2009), учиться тем, кто заканчивает школу.

Мы не знаем, как и на базе каких технологий будет восстанавливаться российская экономика. Поэтому в первую очередь в себе надо воспитывать не конкретные умения, а универсальные навыки.

Это прежде всего умение концентрироваться: понимать, что Вам надо, ставить цель и последовательно достигать ее.

Современный человек должен воспитать в себе умение принимать решения, осознавать и исправлять свои ошибки. Для этого нужны стойкость и упорство, умение не опускать рук после неудач, а добиваться желаемого, изобретательно чередуя методы.

Крайне важна способность одновременно к конкуренции и солидарности, понимание важности и необходимости того и другого, умение дружить. В обществе нельзя реализоваться без общительности, способности взаимодействовать с людьми, социализироваться и добиваться, чтобы они начинали хотеть именно того, что нужно Вам, - и эти умения в себе тоже надо воспитывать.

Из конкретных умений универсально лишь владение английским языком; не владеющий им человек почти столь же необразован, сколь и не владеющий русским.

Если есть способности к математике - надо изучать ее хотя бы потому, что она остается основой современного знания.

Она объясняет основные закономерности мира и учит понимать их во всем их разнообразии, тренирует гибкость и адаптивность мышления и развивает способность к абстрагированию. Недаром в конце 80-х «первая волна» российских бизнесменов во многом состояла из математиков.

Но главное, что мы привыкли недооценивать, - математика учит, что реальность действительно существует и подчиняется строгим и в принципе поддающимся познанию законам. В условиях виртуализации мира и гуманитаризации образования (что часто означает исчезновение его как инструмента передачи знаний) понимание того, что мир материален, а значительная его часть и вовсе существует независимо от телевидения, может оказаться весомым конкурентным преимуществом.

Кроме того, математика - одна из немногих наук, в которых в России еще сохранилась школа мирового уровня: если станете математиком (но ориентация на это имеет смысл лишь достаточно рано, самое позднее – с последних лет школы), найдете себе применение, в крайнем случае, вне страны.

При наличии технических способностей обратите внимание на физику, биологию и химию: в лучших российских вузах сохраняется высокий уровень подготовки специалистов, который обеспечит востребованность в стране или за рубежом. При смене же деятельности отличная универсальная подготовка, которую дают эти вузы, облегчит переквалификацию и позволит быстро стать качественным специалистом в другой сфере.

Если Вы не хотите быть ученым или не можете позволить себе учебы в соответствующих вузах, но у Вас есть склонность к технике, – обратите внимание на постоянную востребованность инженеров-технологов.

Острота их нехватки снизится из-за кризиса, но деградация системы образования в результате ее либерального реформирования, а также массовое пренебрежение этими «скучными» специальностями сохранят постоянную потребность в них, что гарантирует хорошую оплату и постоянную работу.

Технологи будут востребованы в производствах, которые будут развиваться в России при любых обстоятельствах. Это экспортные отрасли – добыча и первичная переработка сырья и древесины, а также отрасли, связанные с жизнеобеспечением: энергетика, транспорт и связь, ЖКХ, пищевая промышленность и торговля (используемая ею техника тоже довольно сложна).

Бегите как от огня от коммерческих вузов: большинство из них (хотя есть и исключения) дает за деньги не знания, но лишь диплом.

Даже не думайте о таких прекрасных специальностях, как «юрист» (вне конкретных 3-4 вузов на всю Россию), «бухгалтер», «менеджер», «журналист», «политолог», «социолог» и «связи с общественностью». Обычно заведения, якобы обучающие этим специальностям, производят высокопрофессиональных безработных с гротескно завышенными ожиданиями и отбитой способностью не только к социальной адаптации, но даже к простому обучению.

Если есть малейшая возможность, избегайте подработки во время учебы или переквалификации. Какие бы сказки нам ни рассказывали, учеба, в ходе которой приходится еще и зарабатывать на жизнь каким-то посторонним занятием, как правило, - не учеба.

Тяжелый труд изматывает если не физически, то психологически и, снижая восприимчивость мозга, затрудняет и без того тяжелую (в местах, в которых стоит учиться) учебу.

Да, известны примеры того, как люди с высочайшим уровнем мотивации и организованности получали прекрасное образование, работая курьерами или продавцами или по ночам разгружая вагоны. Но это не более чем исключения: основная масса учившихся подобным образом так никому и не стала известной, потому что не смогла ничему выучиться.

Подработка допустима только в двух случаях.

Первый – если Вас занесло в вуз, не учащий ничему реальному и дающий лишь диплом о якобы высшем образовании. Если учиться нечему и не у кого – можно и разгружать вагоны, хотя лучше перейти в нормальное место.

Второй случай – подработка по специальности, например, переводом специализированной литературы или работая на должности, позволяющей соприкасаться со знаниями и готовить себе будущее рабочее место, но не требующей специальных навыков (не уборщиком, а, например, помощником или секретарем) в профильной компании.

Тогда подработка служит элементом профессиональной адаптации (часто даже необходимым) и дополнительным способом обучения (что очень важно в ситуации, когда «регулярное» обучение даже в лучших вузах страдает многочисленными пороками).

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015