На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

"Кавказский след" премьера Медведева требует пристального внимания

2013.02.09 , "Известия" , просмотров 1886

Ну, с двумя всё ясно... А третий-то кто??

Руководство страны, похоже, начало извлекать уроки из саммита АТЭС во Владивостоке: вполне успешный с точки зрения дипломатии, он прошел, по живому свидетельству президента Путина, «на стройке». И далеко не все восприняли это как интересную национальную традицию или проявление «загадочной русской души».

Разумеется, визит руководства на олимпийское строительство сопровождался победными рапортами.

Восторги главы координационной комиссии МОК Жан-Клода Килли понятны: в мире кризис, даже самые богатые и развитые страны затягивают пояса, а тут Россия вкладывает в зимнюю Олимпиаду едва ли не больше, чем было вложено во все предыдущие.

Но, несмотря на благостный фон поездки, президент Путин публично возмутился срывом сроков и удорожанием строительства одного из крупнейших горнолыжных курортов — «Горной карусели».

Сбербанк еще в апреле 2012 года приобрел за астрономические 7,6 млрд рублей (а по некоторым данным, и вовсе за 9 млрд) более 30% акций ОАО «Красная Поляна» — инвестора этого курорта — у вице-президента Олимпийского комитета России Магомеда Билалова, брата бывшего сенатора и председателя совета директоров государственного АО «Курорты Северного Кавказа» Ахмеда Билалова, которому ранее принадлежало 60% компании. В результате доля Сбербанка с 25% возросла до более чем 55%, что позволило контролировать олимпийскую стройку, сроки которой угрожающе сдвигались (с конца 2011 года аж на 2013 год). Группа компаний Магомеда Билалова вложила более 1,3 млрд рублей обратно в акции «Красной Поляны».

Тем не менее непосредственно строительство по-прежнему вела компания Билалова «Развитие курортов», имевшая контракт с «Красной Поляной». В июне срок ее контракта истек, но лишь в начале декабря появилась информация, что из-за срыва сроков Сбербанк отстранил ее от строительства и решил достраивать комплекс самостоятельно.

Вскоре ВЭБ увеличил кредитный лимит на строительство курорта более чем в четыре раза — с 12 млрд до 54 млрд рублей. Общая же стоимость проекта выросла в ходе реализации почти в пять раз — с 16 млрд до 75–80 млрд рублей (что опередило даже темпы роста расходов на всю Олимпиаду, увеличившихся вчетверо и достигших 1,4 трлн рублей).

При этом масштабы предстоящих работ таковы, что реалистичность новых сроков (сентябрь 2013 года) также вызывает у части специалистов обоснованные сомнения.

Весьма интересно, что, по словам журналистов, присутствовавшие при возмущении Путина представители Магомеда Билалова отнеслись к негодованию президента с поистине олимпийским спокойствием: мол, премьер Медведев не даст в обиду дагестанского олигарха.

Наличие такой поддержки косвенно подтверждается и тем, что в октябре прошлого года Минрегионразвития сигнализировало о срыве сроков строительства именно Путину, хотя по простой административной логике должно было прежде всего информировать об этом главу правительства.

Итак, только по общеизвестным фактам имеем срыв сроков строительства и его драматическое удорожание — притом что влиятельный дагестанский бизнесмен, вроде бы являющийся непосредственным виновником этого, получил миллиарды рублей за выкуп своей доли.

Весьма неплохой бизнес даже по нынешним временам.

С другой стороны, эта выплата может быть расценена и как «отступные», выплаченные для того, чтобы предприниматель «не путался под ногами» больших игроков, которые предпочитают «осваивать» резко увеличенный бюджет без посторонних.

В любом случае эта история обнажила и без того хорошо известную всем слабость государственного контроля за грандиозными «имиджевыми проектами» — от подготовки к АТЭС-2012 до закупки во Франции заведомо ненужных «Мистралей», да еще и по завышенным ценам.

Стало очевидно, что под видом аутсорсинга и государственно-частного партнерства часть высокопоставленного чиновничества искусственно создает организационный хаос, обеспечивающий как кратное завышение государственных расходов (и прибылей тех, кто их «осваивает»), так и гарантированную безнаказанность участников этого сладкого процесса.

С другой стороны, возникают вопросы о «кавказском следе» в сопровождавшихся громкими скандалами проектах последних лет. Многие из них связаны с Медведевым и его ближайшими соратниками, например вице-премьером Дворковичем, чья дружба с братьями Магомедовыми, разумеется, «никак не отражалась» на их феноменальных успехах в получении крупных госконтрактов и безнаказанности за последствия их исполнения (так, качество «дагестанского возрождения» Большого театра буквально ужаснуло артистов и зрителей).

Без наведения элементарного порядка в использовании государственных денег, без обеспечения личной ответственности высокопоставленных чиновников за результаты их деятельности невозможно не только развитие, но и само существование России. Более того, усилия ее руководства, обесцениваясь коррупционной мотивацией его же собственных партнеров, будут сталкивать Россию в пропасть этнических конфликтов и новой Смуты.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015