На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

ВЛАСТЬ ПОТРЕБЛЯТЬ

2006.02.08 , "Завтра" , просмотров 477
2006 год будет продолжением движения по инерции — затухающего роста без развития при усилении силового давления на бизнес. Негативные тенденции будут усугубляться, но не успеют обрушить страну в системный кризис.

     

     "ДОГНАТЬ НИГЕРИЮ"!

     Главное в сегодняшней российской экономике — ее насильственное огосударствление, сначала неявное, в виде "скрытой национализации" (при которой формально частное предприятие контролиру- ется правящей бюрократией), а потом и открытое, при котором доходы огосударствленных структур идут, как можно понять, на благо не общества, а "чисто конкретных" деятелей.Масштабы силового рэкета и чиновного произвола растут, и от них всё больше страдает население.

     Огосударствленные компании и иностранный капитал, защищенные от силового рэкета, будут использовать свое неконкурентное преимущество перед российским бизнесом и продолжать "вычищать" его с российского же рынка. Укрепление рубля и раскрытие рынка в ходе вползания в ВТО будет способствовать подавлению импортом всех российских производителей (кроме экспортеров сырья).

     Результат — движение даже не к Португалии или Польше (с ее более чем 20% безработных), но к Нигерии: сырьевая огосударствленная (в том числе неявно) экономика, тотальная коррупция, дебилизация государства, произвол силовых органов. Огосударствленные корпорации будут управляться из рук вон плохо из-за не только отсутствия конкуренции, но и стремления правящей бюрократии к личному обогащению, а не общественному благу.

     Конкурентоспособный средний и крупный бизнес будет, как в Восточной Европе, скупаться иностранными фирмами, и его прибыли будут служить уже не России, а странам их "базирования".

     В малом бизнесе будет усиливаться клановость, вызванная безнаказанным игнорированием всех "правил игры" чиновниками, возглавляющими большинство кланов. Клановым будет быстро становиться и все общество, что сделает его неконкурентоспособным, отторгающим не просто квалифицированных, но и нормальных людей. Его разложение стремительно; уже сейчас, например, множество молодых политологов и журналистов искренне не верят в возможность иметь свое мнение и тем более высказывать его, а не просто за деньги или место транслировать позицию "хозяина".

     

     "АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ" УДУШЕНИЕ СТРАНЫ

     В структуре национальных сбережений происходят драматические изменения: доля частного бизнеса, составившая в 2001 году 20,7% ВВП, уменьшилась к 2003 году более чем на четверть — до 15,4% ВВП, а к 2005 году — до 14,2% ВВП.

     В 2001-2003 годах это шло за счет роста доли населения — с 3,9 до 6,1% ВВП, но затем она стала снижаться, в 2005 году — до 4,9% ВВП.

     С 2004 года сбережения частного бизнеса уменьшались за счет роста доли государства (в виде стерилизации денег и накоплений госкомпаний): в 2001 году они составляли 7,9% ВВП, в 2003 — 7,2%, в 2004 году — 11,3% и в 2005 — 14,4% ВВП.

     За 2001-2005 годы национальные сбережения выросли на 1% ВВП (с 32,5 до 33,5% ВВП), причем сбережения частных компаний сократились в 1,45 раза, на 6,5% ВВП — с 20,7 до 14,2% ВВП, сбережения государства выросли на те же 6,5% ВВП — с 7,9 до 14,4% ВВП, а населения — лишь на 1% ВВП, с 3,9 до 4,9% ВВП.

     Еще наглядней изменения последних 2 лет: за 2003-2005 годы национальные сбережения выросли на 4,7% ВВП — с 28,8 до 33,5% ВВП. При этом сбережения частного бизнеса снизились на 1,2% ВВП (с 15,4 до 14,2% ВВП), населения — также на 1,2% ВВП (с 6,1 до 4,9% ВВП), а вот государства выросли вдвое, на 7,2% ВВП — с 7,2 до 14,4% ВВП — превысив сбережения частных компаний. Масштабы якобы антиинфляционной политики стерилизации денежной массы, лишающей Россию инвестиций, видны наглядно.

     За 2005 год в неиспользуемых остатках только федерального бюджета "заморожено" 815,9 млрд.руб., а сами они выросли в 1,9 раза — с 933,4 до 1.749,3 млрд.руб. (в том числе Стабфонд — в 2,4 раза: с 522,3 до 1237,0 млрд.руб.). С учетом направленных на досрочное погашение внешнего долга 523,6 млрд.руб. в федеральном бюджете в 2005 году было стерилизовано 1,339,5 млрд.руб. — это 6,3% ВВП, более четверти всех его доходов, более половины налогов. К борьбе с инфляцией, вызываемой сейчас не избытком денег, а произволом монополий, это заведомо не имело отношения (именно поэтому попытки снизить ее ужесточением финансовой политики кончаются позорным крахом).

     Вызванный этой политикой разрыв между сбережениями и инвестициями — кредитование Россией развитых стран — вырос за 2003-2005 годы в полтора раза: с 8,4% до 12,6% ВВП.

     Эти деньги и, главное, годы потеряны для развития. Это подарок, сделанный за наш счет правящей бюрократией нашим стратегическим конкурентам.

     

     ВЗЯТКА ЗАПАДУ

     Стремление к потреблению (как материальному, так и символическому), являясь ключевой мотивацией правящей бюрократии, лишает ее способности отстаивать интересы России в конкуренции с Западом. Ведь тот, обеспечивая наиболее комфортное потребление, автоматически становится "хозяином" помыслов компрадорской силовой олигархии, пусть даже ощутившей себя во главе "энергетической сверхдержавы".

     В 2005 году оформились контуры стратегического "размена" с Западом (в первую очередь США): Россия отдает растущий контроль за ключевыми для них сферами — своими ядерными объектами и запасами нефти и газа, а также участвует (пусть непоследовательно) в сдерживании Китая. В обмен правящая бюрократия получает положение легитимного союзника Запада и молчаливую поддержку им всех своих действий.

     Даже нарастающий вплоть до доминирования и навсегда закрепляемый присоединением к ВТО доступ на российский рынок транснациональных корпораций менее значим для развитых стран!

     Для России это оборачивается колониальными соглашениями и преференциями западным капиталам. Так, продолжает действовать Каспийский трубопроводный консорциум — он не просто противоречит интересам России, создавая конкуренцию нашей экспортной нефти, не просто приносит убытки вместо прибыли, но еще и прямо противоречит российским законам!

     На чудовищную невыгодность для России кабальных соглашений о разделе продукции (СРП) указала даже Счетная палата. По ним, каждая тонна добытой нефти приносит нашей стране не прибыль, а всё новые долги — и, несмотря на это, освоение Штокмановского месторождения пойдет, похоже, на основе именно этого, заведомо невыгодного механизма.

     Вероятно, будет дан "зеленый свет" и второй очереди печально известного проекта "Сахалин-2", и наша страна после возмещения гомерически растущих затрат иностранных инвесторов будет получать лишь 10%(!) добываемого газа, причем не в сжиженном виде, что потребует строить газопровод.

     В рамках "энергетического диалога" с США и ЕС правящая бюрократия будет делать всё новые уступки, повышая зависимость России от транснациональных корпораций. Право реэкспорта газа, которым было заплачено европейцам за молчание по "делу "ЮКОСа", расширение прямого участия иностранного капитала в формально российских корпорациях, новые широкомасштабные и относящиеся к России лишь географически проекты, предоставление Украине, Туркменистану и Узбекистану доступа к газовому рынку ЕС очерчивают внятную и последовательную политику.

     Правящая бюрократия ведет нашу страну к утрате контроля за природными ресурсами.

     Бессодержательный треп о "национальных проектах", эта буря в стакане мутной кремлевской воды, прикрывает знаковую сделку "нового времени" — покупку "Сибнефти" "Газпромом" по завышенной цене и с вероятным "откатом". Но главное — момент проведения операции: 13 млрд. долл. заемных средств легально выведены из страны прямо перед либерализацией акций "Газпрома" и резким расширением участия иностранцев в его капитале.

     Грубый захват собственности, как показал опыт ельцинских олигархов, вызывает отторжение в России и сомнения на Западе, а потому не может быть долговечным. Чтобы сделать свое положение прочным, новым "хозяевам" России — силовым олигархам — нужно одобрение Запада.

     Добиться его можно лишь мимикрией под западный же капитал. Надо залезть в его шкуру, чтобы Запад, защищая интересы своих глобальных монополий, тем самым увековечил бы и контроль за Россией силовых олигархов.

     Механизм прост: захват активов не из России, а из Европы, от имени фирм, зарегистрированных не в тверских пивных (хотя название "Лондон" — шаг в верном направлении) или "прачечных" оффшорах, а в развитых странах. Так, часть акций "Сибнефти", приобретенных "Газпромом", досталась его нидерландской "дочке" (экономия 1 млрд.долл. налогов по схеме, аналогичной поставленной в вину М.Б.Ходорковскому, — относительно мелкий гешефт, лишь дополняющий стратегическую цель).

     Таким образом, реальным проектом силовой олигархии представляется вывод за рубеж десятков миллиардов долларов с их "отмыванием" и скупкой на них конкурентоспособной части России. Использование тривиальных схем, отлаженных в агонии СССР, а затем при "гайдаровцах" всех мастей, позволит вывести из страны любые суммы, загнав лишенную собственности Россию еще и в кабалу внешнего долга.

     Недаром рост внешнего долга части госкомпаний (без учета, как минимум, "Газпрома") был поистине головокружительным: с $570 млн. в 2000 и $1,75 млрд. в 2002 до более чем $20 млрд. в 2005 году!

     

     ОТРАВЛЕННОЕ НАСЛЕДСТВО ПУТИНА

     Когда вывод прав собственности на ключевые активы России в юрисдикции развитых стран станет необратимым, Запад вернется к используемым им как оружие "общечеловеческим ценностям". Возможно, взбешенные вынужденной уступкой западные элиты уже готовят своим питерским партнерам участь своих прошлых "друзей" — Милошевича и Саддама.

     Скорее всего, они заберут у доверившихся им силовых олигархов и право собственности на Россию, и право требования по искусственно созданным внешним долгам. Нынешние властители России смогут рассчитывать — и то лишь при полной покорности — на мелочи, достаточные для роскошной жизни, но не позволяющие и думать о влиянии на что бы то ни было. Так завершится начатый еще Горбачевым обмен национальных интересов на мелкие персональные (не только материальные) гешефты. (Интересно, что силовые олигархи действуют в стиле ненавидимого ими Березовского, вместе с Чубайсом выведшего их к власти!)

     Наивность представителей силовой олигархии вызвана не только расчетом на сохранение им роскошного содержания. Не стоит забывать, что это хотя и неглупые, и весьма изощренные, но в целом ограниченные люди. Персонаж "Сказки о Тройке" Стругацких, Клоп-говорун, думал, что Вселенная имеет форму матраца. Похоже, что члены путинской "бригады", сменившей у кормила (от слова "кормить") нашей страны ельцинскую "семью", столь же искренне полагают, что мироздание имеет форму их кошелька.

     Изложенное означает ужасную вещь: следующему поколению российских лидеров придется, собирая уже не только земли, но и активы России (без которых невозможна модернизация), вступать в прямую конфронтацию с Западом: слишком многое из отданного ему придется возвращать назад.


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015