2001.08.07 , "Ведомости"
, просмотров 764
Губернаторские выборы в Нижнем Новгороде открыли новый рубеж в политическом развитии России.
Граждане жестко, с двукратным отрывом высказались против экономической политики государства, ассоциировавшейся с прежним губернатором и поддерживавшей его Москвой: против реформы ЖКХ, отключений горячей воды, социальной незащищенности сокращаемых с заводов, безответственности руководства.
Поражение власти не стало победой КПРФ. В традиционно коммунистической местности за Склярова и Ходырева голосовали примерно поровну, и решающее преимущество новый губернатор получил именно от некоммунистических избирателей Нижнего Новгорода.
Сыграл свою роль и сокрушительный выход на авансцену «нового красного пиара», творческого, энергичного и изобретательного. Не имея финансовых и (в первом туре) медиа-ресурсов, «красные пиарщики» внедрились в команды противников и корректировали их действия. Дошло до того, что полпред президента Кириенко, подобно Ленину, по легенде, читавшему отпечатанную в одном экземпляре «Правду», получал, по слухам, изготовленные специально для него социологические данные, не имевшие отношения к реальности.
Противостоять этому оказалось некому. Политтехнологи, создавшие «Единство» и некоторых политиков, были связаны с Березовским. Оставшиеся у Кремля специалисты сосредоточились на вполне социалистическом «освоении» денег клиента (а «красные пиарщики» оплачивались по результату) и механическом копировании приемов пятилетней давности («купи мыло и соль в последний раз»), набивших оскомину и потому контрпродуктивных.
Все это надо учесть при окончательном решении вопроса о досрочных парламентских выборах. Конечно, «проблема-2003» пугает, но к ней еще можно успеть подготовиться. При сегодняшних же настроениях людей и соотношении сил двух групп политтехнологов Дума через год будет контролироваться КПРФ так же, как сегодня — «Единством».
Понятно, что политтехнологам не терпится освоить новые десятки миллионов долларов. Понятно, что «новым олигархам» нужна победа коммунистов, которая позволит запугать президента и превратить его в «мягкую игрушку».
Но КПРФ не хочет брать власть (иначе Зюганов стал бы президентом и в 1996, и в 2000 г.) и, по-видимому, не справится с плодами своей победы так же, как ЛДПР в декабре 1993 г. Поэтому досрочные выборы преждевременны. Надо подождать, пока синтез либеральных и патриотических ценностей, уже произошедший в сознании общества, найдет отражение в политической системе, в которой эти ценности еще разделены. Попытки «центристов» объединить их провалились из-за бюрократизма, попытка СПС — из-за контроля крупного капитала и личностных особенностей. Обновление устарелой политической системы неизбежно, и сила Путина в том, что он стал «первой ласточкой» этого обновления.
Он победил потому, что выразил волю народа, потребовавшего от государства объединения либерализма с любовью к Родине, но не смог создать партию, выражающую эту волю.
Значит, такая партия возникнет стихийно.
Досрочные выборы отложат время ее выхода на поверхность и затормозят приведение политической системы в соответствие с настроением общества. Это продлит не имеющее отражение в общественном сознании политическое противостояние «либералов» и «патриотов» и лишние годы будет держать Россию в состоянии разрушительной напряженности.