На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

Конец рынка?

2001.10.24 , "Ведомости" , просмотров 777

Относительная устойчивость мировой экономики после теракта 11 сентября — и хорошая, и плохая новость. Впечатление от восстановления фондовых и стабильности валютных рынков после катастрофы (даже с учетом масштабной помощи) смазано отсутствием улучшения ситуации с началом войны США против талибов.

Да, сыграли роль неубедительность военной кампании США и набившие оскомину информационные технологии. Но главная причина фундаментальна: теракт 11 сентября стал прикрытием и проявлением взаимосвязанных структурных кризисов США и мировой экономики.

Наиболее очевиден структурный кризис США, связанный с заменой индустриальных технологий более эффективными информационными. Столь масштабной замене не обойтись без болезненных диспропорций.

Но более важно, что высокая производительность информационных технологий сделала объемы «информационного производства» избыточными не только для внутреннего рынка США, но и для мирового рынка в целом.

Это «информационное перепроизводство» усугублено сразу двумя барьерами: технологическим и культурным.

Первый очевиден: растущая пропасть между развитыми и остальными странами ограничивает распространение новых технологий, которые оказываются слишком сложными, качественными и дорогими. «Цифровое неравенство», таким образом, ограничивает перспективы не только развивающихся, но и развитых стран.

Второй барьер связан с ориентацией информационных технологий на сознание человека. Принадлежность объекта воздействия к иной культуре снижает их эффективность и ограничивает спрос на них.

Поэтому борьба за расширение рынков информационных технологий станет борьбой за вестернизацию культур традиционных обществ. Это вызовет крах слабых и обострение противостояния относительно сильных стран незападных культур с Западом.

Такое обострение рано или поздно сделает невозможным продолжение развития США по модели «экспорта нестабильности» (привлечение капиталов за счет дестабилизации остального мира), крайним проявлением которой стала подорвавшая евро война в Косове. 11 сентября доказало бесперспективность этой модели: США не могут оградить себя от нестабильности, в пучину которой они погружают остальной мир.

Крах модели, по которой человечество развивается минимум 11 лет, проявится как глубокий структурный кризис мировой экономики.

Говорить о механизме разрешения глобального структурного кризиса рано: мир только входит в этот кризис. Вероятно, инструментом выхода станет то же самое распространение новых технологий, которое и породило кризис. Переход от изменения мертвой материи к преобразованию живого человеческого сознания уже трансформирует рыночные отношения: деньги теряют значение, их место как основного инструмента, результата и символа успеха все больше занимают технологии. Сосуществование информатизированного мира с обычным «рыночным» может быть упрощено идеологизацией последнего, придающей ему своеобразный «информационный» характер.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015