На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

Нужен «Проект Россия»

2002.01.21 , "Ведомости" , просмотров 511

Экономический рост затухает: с 8,3% в 2000 г. он снизился до 5,2% в 2001 г. и, по официальным прогнозам, уменьшится до 4,3% в 2002 г. С учетом удешевления нефти он составит лишь 3,7% (этот показатель уже назвал А. Кудрин), а с учетом обострения структурных проблем — около 3%.

Превышение прибыли предприятий над убытками с учетом роста цен снизилось в 2001 г. более чем на четверть. Безработица, сократившаяся за год на 6%, росла с июня, увеличившись с 8,5% до 8,8%. Долги по зарплате росли всю осень, превысив уровень начала года. Инфляция превысила уровень бюджета-2001 более чем в 1,5 раза (18,6% против 12%), заставив Грефа назвать свой прогноз «анекдотом».

Таким образом, трудности России носят среднесрочный характер и не вызваны, но лишь обострены падением цен на нефть.

Причина торможения общеизвестна: нерешенность структурных проблем, в первую очередь незащищенность собственности, произвол монополий, гниение заживо депрессивных регионов и разложение госаппарата. Но это лишь следствие отказа государства от разработки стратегии развития.

И стратегия Грефа, и программа Касьянова, появившиеся в 2000 г., оказались недостаточными, и государство незаметно подменило политику комплексной модернизации политикой отдельных шагов в отдельных направлениях.

Единственный модернизационный проект после сталинской индустриализации выдвинул Гайдар. Но за минувшие 10 лет либеральный проект на основе «вашингтонского консенсуса» решил все проблемы, которые мог решить, и обозначил круг проблем, которые решить не может.

Дефолт окончательно выразил его исчерпанность, но лишь Путин поставил задачу выработки новой стратегии. Однако и отказ от закрепленного Конституцией «социального государства», на чем строилась стратегия Грефа, и маниловские мечты о двукратном сокращении бегства капитала, легшие в основу программы Касьянова, оказались недостаточными.

Сегодня Россия, как никогда, нуждается в конструктивной альтернативе ультралиберализму, на уровне не только принципов, но и конкретных механизмов сочетающей либеральные ценности — от прав личности до свободной конкуренции — с приматом национальных интересов.

Новый «Проект Россия» должен включать меры, дающие немедленный результат. Это прежде всего реструктуризация правительства и администрации президента — без этого государство останется недееспособным.

Как и осенью 1998 г., нужно ограничить необдуманно форсируемые реформы, включая реформу ЖКХ, либерализацию валютного регулирования и ускоренное вступление в ВТО. Надо стимулировать экспорт и сдерживать импорт лишь «в обмен» на развитие российским бизнесом соответствующих производств.

Решение структурных проблем — долгое дело, но даже первые шаги в этом направлении (декриминализация закона о банкротстве и начало реальной борьбы с коррупцией) принесут немедленный результат.

Нужна также программа развития производительных сил в разрезе отраслей и регионов (во многом именно благодаря таким программам развитые страны Европы стали развитыми). Там, где силы бизнеса недостаточны, нужно госрегулирование вплоть до компенсирования гарантиями незащищенности собственности и превышения инвестиционным циклом цикла политической стабильности.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015