На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

Михаил Делягин:"Незнайка - символ инновации и модернизации современной России! В Китае."

2010.06.14 , Комсомольская правда , просмотров 764

Посетители в восторге, рассказал директор Института проблем глобализации в прямом эфире радио "Комсомольская правда" (97.2 FM). Известный экономист вернулся из Китая, переполненный впечатлениями и положительными эмоциями.

- Официально сообщается, что ЭКСПО-2010 посещают 600 тысяч человек в день, хотя я даже не могу представить себе такого. Однако выставка - огромное пространство, которое просто запружено народом. И первое, что потрясает: хорошо продуманная система входа, передвижения и выхода. Проложены самые настоящие пешеходные проспекты на эстакадах на высоте третьего этажа, закрытые навесами от палящего солнца. И с архитектурной точки зрения очень эстетично.

У главного входа находится китайский павильон - "на правах хозяев" самый большой, он на порядок превышает остальные по своим размерам. Туда надо стоять, наверное, полдня. Рядом вторые по посещаемости павильоны - Израиль и Саудовская Аравия.

- Странное сочетание.

- Понятно, почему они самые посещаемые: во-первых, расположены рядом, во-вторых, Израиль - это технологии, а Саудовская Аравия для китайцев - экзотика. Нельзя забывать, что для популярности, для посещаемости павильона очень важно еще и расположение. Япония, Южная Корея тоже очень интересны и они тоже недалеко от главного входа, поэтому там огромное количество людей. Наша экспозиция находится на отшибе, в сторонке, идти до нее довольно долго, минут 30-40, а по жаре это и просто тяжело. Но зато по дороге можно посмотреть на павильоны очень большого числа стран. Могу сказать, что первая радость - внешний вид нашего павильона. В первую десятку по дизайну мы входим точно. На мой взгляд, лучший павильон у Латвии - вертикально стоящий рулон полупрозрачной материи, на втором месте Эстония.

Смысл архитектуры нашего павильона я лично понять не смог: огромные белые гнутые стены, похожие на старую среднеазиатскую крепость, а наверху - золотые полупрозрачные ажурные конструкции. Днем, наверное, смотрится не очень. Но когда начинает темнеть, они ярко сияют таинственным светом. Это безумно красиво. И потом, современный дизайн и современная архитектура не требуют, чтобы кто-то что-то понимал. Где-то слышал, что в плане павильон представляет собой древний уральский город Аркаим, один из центров мировой цивилизации еще во времена древнего Египта, но в самом павильоне на это ничего не указывает. Его конструкция в высокой степени абстрактна, но выглядит красиво, оригинально, необычно, и что еще желать? То есть в первую десятку мы входим спокойно.


Русский Незнайка



Конечно, есть там находки интересные. Датчане, например, сделали наверху своего павильона прокат велосипедов: очень красивые, спортивные, и на них по специальной спиральной дорожке можно съехать вокруг здания до самого низа. Очень красивый павильон у Туркмении, он представляет собой сочетание традиционных народных узоров, мотивов с современным дизайном. Очень качественно придумано и сделано.

Возвращаясь к нашему павильону: в целом интерес к нему очень большой, несмотря на то, что стоит далеко от главного входа. Павильоны сгруппированы по материкам, но даже в группе Европы (которая отчетливо дальше от главного входа, чем группа Азии) наши проиграли конкуренцию за хорошее место таким влиятельным в Китае странам, как Португалия и Белоруссия: их павильоны стоят значительно ближе и потому удобней, чем мы. Недоработали, что называется.

Пешком идти довольно далеко, автобусы ходят нечасто, и они маленькие. И по дороге к нашему павильону масса соблазнов. Поэтому до него доходят в основном те, кто не просто гуляет по территории, а идет "смотреть Россию" специально, сознательно, - и в результате каждый, кто дошел до нашего павильона, стоит трех, четырех, а то и пяти человек, которые стоят в очереди в китайский павильон. Я пришел туда за два часа до закрытия и стоял час. И, поскольку дело было уже вечером, очередь по сравнению с обычным временем поредела не менее чем наполовину.

- То есть два часа надо обычно стоять в павильон России?

- Наверное, но точно сказать не могу. Я уходил за 20 минут до закрытия - китайцы в очередь на вход в наш павильон еще стояли. Очень хорошо сделано пространство вокруг нашего павильона. Начиная с какого-то момента стоишь в очереди с деревянными перилами, все отделано вокруг деревом. Для северян и центрального Китая это признак роскоши. Вокруг павильона - довольно узкий, но аккуратный зеленый газон с петляющей по нему речкой. Тоже очень по-китайски - и красиво сделано. В китайском понимании жизни, но при этом в нашем стиле: то есть не рабское копирование, но разговор с ними на их языке.

Есть забавные бытовые мелочи: когда приходится ждать уже совсем перед входом, роскошные деревянные перила специально поливают водой, чтобы на них не сидели. Это логично: десять тысяч человек за день посидит, а то и больше, - и перила придется назавтра менять. Но я таких фокусов не люблю, так что постелил полиэтиленовую сумочку и из принципа посидел: удобные перила, ничего не скажешь!

Честно скажу - шел смотреть наш павильон с некоторым содроганием. Изначально хотел даже посмотреть остальных, а к нам не заходить, - просто чтобы не расстраиваться. Но китайские друзья категорически хотели "смотреть Россию": мол, в китайский павильон попасть нельзя, так хоть на вас посмотрим! И я им очень благодарен, потому что у меня теперь одной радостью в жизни больше.

Во-первых, очень хорошо организован подход, очень вежливые люди там работают.

- Наши?

- И наши тоже очень вежливые, не только китайцы. Заходишь внутрь - и сразу сердце екает, потому что прямо у входа стоит какая-то безумная, совершенно шизофреническая композиция. Вытянутые деревянные конструкции, раскрашенные в матрешечные, желто-красно-синие цвета! Но потом выясняется, что эта инсталляция сделана из дерева по итогам лучших детских рисунков: был устроен специальный конкурс, дети рисовали город, в котором они хотели бы жить в будущем. Один из городов-победителей назывался "Сладкоежинск" - думаю, какой-нибудь маленький город с хорошей кондитерской фабрикой можно так и переименовать. И тут же рядом с этими инсталляциями в стене маленькие телевизионные экраны, на которых дети-победители рассказывают о том, что они думают, как они представляли, о чем фантазировали и т.д. Это очень трогательно и полностью искупает некоторую несуразицу этих инсталляций.

С другой стороны, сами по себе, если рассматривать их абстрактно от всего привычного, эти инсталляции даже красивы. От первой шарахаешься, вторую терпишь, а к третьей уже привыкаешь и начинаешь находить какую-то прелесть. Всего этих инсталляций штук шесть стоит.

Помимо них, на первом этаже залы трех регионов России, - наверное, между ними тоже был какой-то конкурс. Представлены Ямало-Ненецкий автономный округ, Оренбургская и Воронежская области. Два первых связаны с газом: в ЯНАО его добывают, в Оренбургской области - огромный перерабатывающий завод. Но очень правильно, что отобрали регионы, которые мало известны в Китае: не Москва, не Питер, не Нижний Новгород - и не Амурская область. В общем, что-то для них необычное.

Не обошлось без печали: очень трогательное панно, на котором изображен "Воронеж-2050": небоскребы, башни, вышки, - и понимаешь вдруг, что это Шанхай даже не 2010, а где-то 2005 года. Единственное отличие Воронежа, каким он видится его администрации через 40 лет, от вчерашнего дня Шанхая - притулившийся где-то внизу православный храм. Но он символ все-таки немножко не модернизации, не инновации в традиционном смысле этого слова. Хотя китайцы этого явно не замечают: это впечатление русского, а не китайца, - а основные посетители все-таки китайцы, экспозиция ориентирована на них, и на них она действует хорошо.

Главное достоинство экспозиции, помимо того, что ее стержневой идеей являются дети, которые думают о своем будущем и мечтают, так что в результате получается павильон мечты, и Россия выглядит страной мечты, так вот, помимо этого главным достоинством является интерактивность. Везде экраны, на которых меняются картинки, перетекают одна в другую, переходят с экрана на экран, - и в результате они не просто "оживляют стены", а создают очень позитивное и радостное впечатление, пробуждают интерес.

- Эту интерактивность наши организовали?

- Не знаю, кто конкретно был дизайнером. Организатором и заказчиком был Минпром, и он сделал нормально. На первом этаже, по-моему, всего 6 или 8 залов: три региональные, остальные тематические.

Один посвящен инновациям, включая фильтрацию воды, каким-то вузам, каким-то планам и ожиданиям, - но дизайн современный и красивый дизайн, кругом экраны, с них симпатичные люди что-то рассказывают, - воспринимается хорошо.

Второй павильон посвящен атомной энергии, в нем маленькие экранчики и просто таблички, на которых предприятия отрасли рекламируют себя, и стоит макет проламывающего льды атомного ледокола "50 лет Победы". Поймите, это я могу сложить 45 и 50 и понять, что этому ледоколу 15 лет, и вообще-то хвастаться им чуть-чуть поздно. Но китайцам не до этого: они видят красивый атомный ледокол, огромную могучую махину, на фоне которой все с восторгом фотографируются. И я тоже стоял в очереди, чтобы с восторгом сфотографироваться на его фоне.

Третий павильон посвящен будущему образования, по-моему, - и на этом первый этаж заканчивается, вы спокойно поднимаетесь на второй.

Надо сказать, что в нашем павильоне очень хорошо продумана траектория движения масс посетителей: физически нет возможности сбиться, запутаться, попасть кому-то под ноги. Если вы хотите задержаться, вы даже можете вернуться назад, но если вы просто идете в расслабленном состоянии, вы, как речка, течете по руслу и никуда свернуть не можете. Соответственно не возникает очередей, хаоса, толкотни, давки, которые бывают во многих других павильонах.

Перед поворотом на эскалатор, ведущий на второй этаж, - целая стена в экранчиках, на которых дети из разных стран на разных языках рассказывают о своем будущем. Это проект Russia Today, там везде их логотип. Конечно, возникает вопрос, что делают дети Палестины или Великобритании в экспозиции павильона России, но быстро вспоминаешь неформальный девиз ЭКСПО-2010 "Весь мир - одна семья" и успокаиваешься: просто мы опять впереди планеты всей, пусть даже немножко за свой счет.

Поднимаемся - и вот второй этаж, уже реально сказка. Вся обстановка сделана по книге и по мультфильмам "Незнайка в Цветочном городе" и "Незнайка на Луне". Огромные вытянутые лилии, огромные вытянутые колокольчики, пузатенькие домики, просторная лестница, ведущая наверх и поворачивающая по диагонали, с чугунными перилами в стиле арт-деко, как в центре Парижа, и вы поднимаетесь в сказку. Вокруг вас сады, частично искусственные, частично настоящие, с маленькими прудиками, отчасти китайскими, отчасти нашими, лилии цветут. Над вами перевернутая Луна с ракетой, на которой прилетел Незнайка или Знайка: вы как бы на орбите.Тут же висит первый спутник Земли, тут же - старая космическая орбитальная станция, то ли "Союз-Аполлон", то ли "Союз-7", но точно не утопленный "Мир" и не МКС. В лунные кратеры интенсивно, мириадами алмазов светится звездное небо - фантастическая красота!

Смотришь наверх и теряешь ощущение реальности.

Играет очень хорошая музыка, вокруг стоят домики этих коротышек. Конечно, это я знаю, что это мотивы из "Незнайки на Луне", это я знаю, что кругом домики коротышек, это я понимаю, что Луна наверху не просто так, а потому, что Незнайка летал на Луну, и внутри Луны был свой мир.

А для китайцев это просто красивая, необычная сказка, погружение в детство, в том числе и чужое. И на этих экранчиках какие-то сказочные персонажи с человеческими лицами рассказывают что-то инновационное, что-то красивое, увлекательное. На вполне себе детском уровне какие-то опыты показывают, планы, графики, схемы. Все это очень по-детски, но очень умиляет и очень трогает.

Все действительно очень красиво. Вы идете по лестнице, и у вас в прямом смысле слова захватывает дух, вы погружаетесь в сказку. У вас разум и критическое мышление отключается просто автоматически.Вы поднимаетесь наверх, проходите, спускаетесь вниз. Все очень красиво, поют птицы, какие-то волны запахов непонятно откуда.

Принципиально важно, что в Китае национальная норма культуры - фотографироваться на фоне всего интересного. Так вот в нашем павильоне на втором этаже тяжело пройти, потому что китайские туристы фотографируются на каждом шагу. И при этом почти безупречная вежливость: если вы кого-то фотографируете и идет толпа, она встает вся, чтобы не пересекать линию вашей съемки. Если кто-то, не заметив, пересек, он будет извиняться или быстро убежит, потому что ему будет стыдно и неловко.

- Какое отношение все это имеет к реальному положению дел с инновациями в нашей стране? Я не понимаю. На сайте говорится о том, что такое ЭКСПО-2010: "Символ индустриализации и открытая площадка для демонстрации технических и технологических достижений". Вы их там увидели?

- Я дорасскажу, если вы не против.

ЭКСПО сегодня - это выставка, в которой надо показать образ страны. То, что вы цитируете из Википедии, по-моему, глупость. Если кто-то хочет изобразить в павильоне интеллектуальные достижения, он сильно ошибается: это другой жанр. ЭКСПО - всемирная выставка, но стран, а не достижений науки и техники. Это не ВДНХ. Большое счастье, что мы проиграли в конкурсе на организацию ЭКСПО-2010: у нас на ВДНХ, боюсь, было бы убожество: я просто помню, как правительство готовилось и как участвовало в этом соревновании. Мы и не могли выиграть, потому что вся подготовка к конкурсу была откровенно убогой и авральной, никто толком ни о чем всерьез не думал.

Победи мы - на ВДНХ сделали бы что-нибудь на два порядка хуже, чем сделали китайцы в Шанхае, и для продвижения образа России это было бы намного хуже, чем то, что получилось.

И, если вы обратили внимание, я принципиально не говорю о российской реальности: я говорю о совершенно ином - об эффективности нашей пропаганды в Шанхае. О подаче образа не инновации, модернизации и индустриализации, которая началась, кстати, в 20-х годах прошлого века, не о сколковском бреде Чубайса, который раздает несбыточные обещания, а о привлекательной подаче образа страны.

С ужасом ожидал увидеть в нашем павильоне портреты Путина и Медведева и понять, что это в стиле даже не Ирана, а Таджикистана, и я не просто их там не увидел: я увидел, что в павильоне России для них принципиально нет места, потому что у него совершенно другой формат.

Наш павильон - это высокоэффективная пропаганда.

А о реальности на выставке говорить не приходится: это просто другой жанр. Говорить, что экспозиция России на ЭКСПО-2010 не отражает реального положения дел в стране примерно так же разумно, как и сетовать на то, что сказки братьев Гримм не отражают трудностей перехода от феодального общества к капиталистическому в Западной Европе. Их можно рассматривать с этой точки зрения, но сказки, как и выставки, - это просто другой жанр.

Наш павильон - погружение в красивую сказку, в детство. И Россия показывает себя как страна, которая мечтает и которая думает о детях и с детьми.

Да, я знаю, что это неправда, но это мечта, которую можно и нужно делать правдой. Мечта - это первый шаг к правде, самый первый и на самом деле самый важный шаг.

И, когда вы уже выходите из павильона, прямо перед вашими глазами оказывается доска с краткой информацией о Внешэкономбанке - и становится понятно, что все это сделано им. Но воздействие павильона таково, что даже эта доска не особо бьет по нервам. Мне не важно, сколько они на этом спилили, если спилили: они сделали очень хорошую, очень важную работу.

И, покинув экспозицию в полностью разнеженном состоянии, человек попадает в святая святых - в сувенирную лавку, где его начинают тактично и культурно "разводить на бабки". Сначала продается хохлома по абсолютно чудовищным ценам! И, кстати, там
я не смог удержаться и просто заржал. Это нужно умудриться: огромные экраны, на которых транслируется рекламный фильм. Рядом висят на стене четыре или шесть экранов, и на них на всех идет один и тот же рекламный фильм.

- Бьет по мозгам.

- Не бьет. Красивый фильм, со слоганами, с образами, только он на русском языке и без перевода. Там нет не то что китайского перевода или субтитров, там даже английских
субтитров нет. Ребята, вы это зачем показываете? Кому? А за прилавками вас обслуживают очень вежливые люди. Студенты-китаисты, как я понимаю. Хороший китайский, очень приятные лица. Я ожидал обычного для совкового сервиса, который воцарился у нас в 2000-е годы, трамвайного хамства, но увидел только предельную доброжелательность и искреннее старание помочь. Это очень редко бывает в Москве в сфере услуг. Может быть, потому что китайский язык сложный, и наши люди, которые его изучают, уже проходят очень жесткий первичный отбор.

Помимо беспросветной хохломы там продаются товары и по вполне разумным ценам. Маечки с символикой, сувениры, и среди них - символ нашего павильона: Незнайка. Первый раз Незнайка появляется только там, в экспозиции и на наружной рекламе его нет. Думаю, просто не договорились с обладателями прав на него, а может, и забыли договориться.

Конечно, это невероятно смешно и правдиво, что символом инновации и модернизации в современной России является Незнайка. Но, с другой стороны, китайцы-то этого юмора не понимают. Они видят голый образ: веселый веснушчатый человечек, ярко одетый, с яркими волосами, предельно симпатичный, даже я себе этого пупса купил. Голубенького двухвостого сперматозоида, который является официальным символом ЭКСПО-2010 в целом, он бьет просто на раз.

- Но тот, голубенький символ - чужой?

- Чужой, его не жалко. А Незнайка - это наш, прекрасный человеческий образ, и все великолепно.

В России пошли разговоры, что китайцы-де знают, кто такой Незнайка. Да, действительно, у них были переведены книги Носова о Незнайке в виде комиксов, и Незнайку там зовут "маленький невежда", без всяких симпатий. У них при переводе ушел весь смысл, вся прелесть этой книжки.

Однако Китай большой, и для него одно издание этих комиксов - капля в море. Ни один из тех, с кем я разговаривал, не знает, что это такое, они у меня спрашивали - и приходилось им объяснять смысл и прелесть этой книги Носова.

Так что Ху Цзиньтао не удивлялся по поводу "маленького невежды": он тоже не знает, как "Незнайка" переводится. Он, по-моему, и на второй этаж не поднимался. А слухи вокруг этого, по-моему, - это уже наши внутренние разборки российского сообщества китаистов: люди думают, чтобы друг другу сделать приятное, - и придумывают в итоге.

В целом из павильона выходишь в состоянии очень приятном.

- А где инновации, технологии?

- В Караганде, где же еще? Ну не в Сколково же!

Переходим теперь к минусам: они есть.

Прежде всего - наши люксовые рестораны. Один снаружи, один внутри. Тот, который внутри, при мне еще работал: в нем установлены запредельные по китайским меркам цены. Да и по российским меркам цены такие, что я никогда бы не стал ничего есть за эти деньги. Китайцы, если туда и заходят, то в чисто ознакомительных целях. Такой филиал Рублевско-Куршевельского федерального округа, и даже в закрытом виде выглядит это весьма гнусно.

Дальше: милые студенты, которые там работают продавцами, просто не знают китайских законов. Мои китайские знакомые что-то решили купить и попросили чек. Им добросовестно и старательно искали бланк для чека. Нашли в конце концов: но одну печать поставили не ту, которую нужно, а другую печать поставили и вовсе неправильно. Это мило и весело, пока вы помогаете людям,а если с них кто-нибудь спросит отчетность по местным законам? Будет сразу в лучшем случае проблема. Хотя, думаю, китайцы будут избегать всяких скандалов, им это самим не нужно.

Но главная проблема павильона вами указана правильно: практически нет реальных достижений современности. И мы-то с вами понимаем, что их вообще нет.

- А фильтры? Не Петрик, надеюсь?

- А матом политическим в прямом эфире вас кто обучил ругаться? Фильтры Петрика, с моей точки зрения, всецело достижение товарища Грызлова. В области лоббизма, разумеется, а не в области фильтров. Пусть Петрик с Грызловым сами воду из этих фильтров пьют, вряд ли они тогда доживут до пенсии; пусть лучше эти двое деньгами забирают и исчезнут.

Но технологии передовые в России есть, пусть даже и с советских времен, и даже в очистке воды. Некоторые технологические наработки есть и в других сферах - тот же "холодный крекинг" нефти, когда вам не нужен нефтеперерабатывающий завод за несколько миллиардов долларов, а для производства бензина достаточно кузова "Газели". Министерство промышленности, скорее всего, подобные разработки отвергает напрочь, потому что они снижают издержки, а монополии в этом не заинтересованы: монополии ведь с издержек зарабатывают, и потому наши чиновники заинтересованы издержки не снижать, а наращивать.

Но в целом отсутствие конкретных достижений просто бросается в глаза. Есть космос. Есть атом, - и это все.



- Это еще советские достижения.

- Да, это очень старые достижения, но какие достижения были после уничтожения Советского Союза - яхта Абрамовича? Яйца Вексельберга? Слетевший с рельсов "Невский экспресс"?

В нашем павильоне стоят очень красивые стенды. Стекло блестит, огоньки мигают, в экранах лопочут. Но это объективная проблема - нечего пропагандировать. А если выдумывать, тогда можно нарваться, и люди, вероятно, решили просто не выдумывать.

А раз нечего пропагандировать, - нет и конкретной работы с бизнесом. Мы, например, знаем Всемирную выставку в Париже, для которой была сооружена Эйфелева башня. Но мало кто помнит, что ее поставили не для украшения, а для рекламирования конкретного технического изделия - лифтов фирмы ОТИС, которая существует и по сей день. Вот это была непосредственная связь с бизнесом! - а в нашем павильоне такой связи нет.

Несчастные Мальдивы - и те в качестве рекламы разложили на стойке туристические журналы толщиной сантиметров в пять, открытые на странице "Мальдивы". Если подойти и полистать, то выяснится, что там есть и другие страницы, посвященные не Мальдивам, это просто туристические журналы. Но даже в этих журналах есть телефоны, по которым при желании можно связаться с мальдивскими компаниями, а у нас этого не видно, мимо этого не проходишь.

Может, там и есть бизнес-центр, но его не очень заметно.

Вот в павильоне Ирана - очень красивом, кстати, есть вип - зона для переговоров, очень комфортно обставленная. У нас, может быть, такая бизнес-зона и есть, но ее не видно.

Это объяснимо, потому что у нас монополистическое хозяйство, коррупционное хозяйство, и лишние люди - тем более иностранные бизнесмены - в таком хозяйстве совершенно не нужны.

И, наконец, последний недостаток: многие дети, которых там показывают на экранчиках, выглядят просто пришибленными.

- Пришибленными? Кем?

- Вид у них напуганный. Видно, что это дети 90-х годов. Это дети, которые боялись. Которые недоедали, а может быть, и недоедают. Которые хорошо знают, что такое "пьяный мент", и что такое "безысходность". Которые мечтают не о счастье, а просто о нормальной жизни, которая для многих из них недостижима.Хотя китайцы этого не видят, но для рекламы это не очень годится.

А с другой стороны, у нас вся страна такая - не постановочные же кадры делать.

Павильон теперь будет работать достаточно долго: мы зацепились за Шанхай. И в павильоне создан образ сказки. Учитывая реальные сегодняшние достижения сегодняшней модернизационной, инноватизирующейся и бесконечно подымающейся с колен России, это лучший выход. Потому что никакую реальность показывать нельзя, а сказка - это тот жанр, который позволяет не лгать в лоб, не врать и при этом создать максимально позитивное представление о стране. Это удачный путь.

- Мы увидели в Шанхае, что мы вроде бы научились использовать пиар в своих целях?

- Нет, это еще не пиар, это просто дизайн павильона. Пиар - когда об этом дизайне заговорят везде, и пиаром и не пахнет.

На уровне пиара мы слышим только разборки внутри китаеведческого сообщества России - говорил ли Ху Цзиньтао про маленького невежду или нет. На самом деле не говорил, и эффективного пиара страны здесь нет. Пока можно говорить лишь о хорошем внутреннем дизайне неплохого по архитектурному решению павильона. О том, что конкуренцию Эстонии и Латвии мы проиграли по дизайну, но по отношению к большинству других мы ее выиграли вчистую.

- И это уже приятно. Расскажите о тех, кто показал достижения народного капиталистического хозяйства.

- Я был там четыре часа. За это время нельзя попасть даже в один-единственный павильон Китая. Поэтому самые интересные павильоны, в которые были максимальные очереди, пришлось обходить и идти туда, куда можно было зайти свободно.

Единственный павильон, кроме российского, в который я стоял в очереди - иранский. Его ключевые темы - история культуры и толерантность. Чего стоит огромный ковер, на котором выткана "Тайная вечеря"! В мире только три теологических государства, построенных на религии: Иран, Израиль и Саудовская Аравия. Вроде все. И вот одно из этих трех государств демонстрирует такую терпимость: это великолепная пропаганда и, весьма вероятно, выражение реальной ситуации в иранском обществе.У них там и первый иранский спутник стоит. Такой кубик - 40 см длина ребра, алюминиевый, антенны торчат во все стороны, я едва одну антенну на память не открутил, но потом устыдился и прикрутил обратно. Очень интересно, очень красиво. Великолепные голографические фотографии во всю стену, модели разных промышленных сооружений. Ковров очень много безумно дорогих.

- Не только мы дорого хохлому продаем.

- Для нас это ковры, а для иранцев - часть истории и часть души, я так понимаю.

Очень смешной павильон у Таджикистана. Там три макета электростанции, которую они собираются построить, портреты Рахмонова и огромное количество даров природы - сушеной травы. Поискал там коноплю и мак, пока не сообразил, что наркотики через них к нам в Россию в основном не собственные идут, а из Афганистана. Пусть они по-советски понимают это как достижения народного хозяйства, но тут они выставляют душицу, которая растет под каждым кустом, корень солодки обыкновенной.

Сразу возникает вопрос: зачем? что вы этим хотели сказать?

- Может, Китай приобретет? Там в ходу народная медицина, те же травы.

- Может быть. Но представителю России на это грустно смотреть.

Хорошо сделан павильон Северной Кореи, но безумно по-советски. Хочется быстрее его покинуть. Киргизский павильон вызывает шок полным отсутствием информативности. Непонятно, что это и зачем. Голубая пустота, в которой стоит юрта, которая изнутри светится теплым светом, бессмысленные рисунки по стенам.

В павильоне Бангладеш я узнал о качественно новом для себя явлении природы - бангладешской медицине. Она действительно производит лекарства, и эти лекарства там демонстрируются.

Мальдивы - курортный рай. Великолепный дизайн их павильона посвящен тому, как хорошо валяться на песке у берегов океана. У меня было желание растянуться там на полу и полежать. А пытаться попасть в павильоны ключевых стран было бессмысленно.

- Что сказали ваши китайские товарищи? Им же фактуру подавай.

- Они хорошо знают реальную ситуацию в России. Они оценили качество презентации. Люди вышли оттуда в абсолютно сказочном настроении, купили себе тоже Незнаек.

- А может, правильно, что мы сказку устроили? Нельзя китайцам реальные ноу-хау показывать. Любят китайцы воровать, уже СУ-33 свой сделали, у нас стащили.И на "ЭКСПО" тоже увидят что-нибудь стоящее,смотришь, переделают и выдадут за свое.

- Они не воровали СУ-33, мы им лицензию продали. Давайте не будем путать. При современном уровне китайского проникновения в Россию ни в каком павильоне никакой выставки ничего интересного для них с этой точки зрения не будет.

Не стоит выдумывать, будто содержательная пустота нашего павильона - это на самом деле борьба с интеллектуальным пиратством: вы же не из "поколения Е.ГЭ. Фурсенко".

Я сужу по людям, которые были в нашем павильоне: они фотографировались у каждого листика. Этого не было ни в одном из других виденных мною павильонов, и я считаю, что это предельно успешный проект. Не пиар - всего лишь дизайн и пропаганда, но очень качественная и успешная. Как локальный проект это чудесно.

А как представительство России в том виде, в котором она есть на самом деле, - дорогие друзья, выставка ЭКСПО не то место, где показывают страну в том виде, в котором она есть на самом деле. Это другой жанр. Давайте не путать документальный фильм и фильм "Кубанские казаки". Когда сняли "Кубанские казаки" о жизни, как думали создатели, тогдашней колхозной деревни, наибольшим успехом этот фильм пользовался как раз в деревнях, где его смотрели и просили еще, воспринимая как сказку о светлом будущем, как показ того, как они будут жить через пять-десять лет.

Документалистика и мечта - это разные жанры. И то, что выбрали жанр сказки, а не жанр ВДНХ, это, учитывая скудость фактического материала, абсолютно правильный выбор. Это близко к гениальности. Когда наша бюрократия не находит грязь, как свинка из поговорки, а создает сказку, - надо хвалить. В жизни нужно стараться быть объективным. Если что-то получается хорошо - это хорошо. Если нелюбимая мною правящая бюрократия иногда оказывается правой, она права.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015