На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000





Главная   >  Позиция

«Аватар»: фильм о том, почему и как погибнет Америка

2010.01.29 , Ежедневный Журнал , просмотров 638

Обжегшись на Балабанове и «Обитаемом острове», стараюсь не смотреть слишком модные фильмы.

И на «Аватар» пошел лишь после разговора со знакомым, который потратил массу времени и сил на подготовку комфортного переезда в США, а, посмотрев этот фильм, от своей идеи (ставшей практически «идеей-фикс») вдруг отказался. И единственной причиной своего очень неожиданного для окружающих решения назвал именно «Аватар».

Посмотрев фильм, я его понял.

«Аватар» очень ярко показывает, что общество, подавившее человеческие отношения и мотивации в системе своего управления и подчинившее таким образом свою активную деятельность только извлечению прибыли, просто не может существовать. Ведь всю кашу с кровавым изгнанием аборигенов заваривает отнюдь не антигерой-полковник, являющийся не более чем «слепым инициативным орудием», а по-чубайсовски «эффективный манагер». А мир, подчиненный таким деятелям, просто не может существовать: против подмены смысла жизни прибылью восстает сама природа. Сначала природа человека, а потом уже и природа в прямом смысле этого слова.

Благодаря прекрасным стерео- и звуковым эффектам мы получили возможность посмотреть на торжество демократии (сиречь прибыли американских компаний) глазами изгоняемых индейцев, сжигаемых напалмом вьетнамцев, «вбамбливаемых в каменный век» югославов, расстреливаемых иракцев. Мы привыкли к тому, что их сопротивление бесполезно, что всякий, вставший на пути демократических крылатых ракет с надписью «мейд ин Америка», обречен.

Однако сейчас человечество во главе со своим технологическим лидером – США – создало уже столь мощные технологии, что наталкивается на природные ограничения. Только в жизни эти ограничения будут, конечно, реализовываться отнюдь не так гуманно и избирательно, как в фильме: их жертвами падет и правый, и неправый.

А разговоры о предательстве вообще не имеют отношения к делу. Предательство доверившихся аборигенов – это нормально для разведчика, это его работа, как и легкие угрызения по этому поводу не до конца зарезанной совести.

А предательство своей родины, США (потому что в фильме речь именно о них), может обсуждаться только исходя из предположения о том, что человек по своей природе является рабом Империи. В этой парадигме главный герой, действительно, предатель, и ему нет оправданий.

Однако если предположить, что человек по своей природе свободен, тогда герой никого и ничего не предавал. Ведь быть верным столь изуверской и бессмысленной Родине – преступление против человечности. Не против набора «ценностей», а против самой природы человека (аналог американских «воинов демократии», истребляющих людей за источники сырья, – занимавшиеся геноцидом эсэсовцы: они тоже были верны Родине, и именно это было их преступлением). Именно поэтому симпатичные люди тоже покинули лагерь агрессоров.

Обвинения в предательстве, брошенные главному герою в лицо полковником во время их последней, смертельной схватки, выглядят в лучшем случае примитивной пропагандистской войной (мол, сейчас он задумается, вздрогнет, отвлечется – тут я ему и врежу!). Более же всего они напоминают хорошо памятные мне тупые, унылые и откровенно неадекватные заклинания брежневских партократов в адрес разного рода диссидентов и невозвращенцев.

Если для того, чтобы остаться человеком, надо обуздывать «своих» – значит, их надо обуздывать, вплоть до борьбы с оружием в руках, и здесь нет никакого «предательства».

Именно этим отличается жизнь от вербовки; именно этого органически не понимают представители спецслужб.

Именно поэтому в стратегическом плане они всегда проигрывают.

Кроме того, не будем забывать, что герой фильма восстает отнюдь не против своей страны и не против человечества как такового: подмена осуществляется столь грациозно, что внутри фильма ее не замечает вообще никто: война идет не со страной и не с человечеством – война идет всего лишь с корпорацией. С одной из многих крупных корпораций, добывающих выгодное сырье, получающих высокую прибыль и имеющих поэтому не только собственных ученых, но и собственную армию.

Приватизация насилия и политики корпорациями – важный элемент современного мира. И они очень любят устами купленных ими политиков и пиарщиков объявлять своих противников предателями «Родины и человечества» – о демократии я уж помолчу…

Но тот, кто подчинил все человеческое, что в нем есть, тупой жажде наживы (да еще и чужой), кто свел свою жизнь и жизнь окружающих к обещанию «пива и дешевых джинсов» (и только в самых исключительных случаях – к возможности поправить здоровье) – обречен.

Его уничтожат и изгонят не сиреневые дикари, живущие над залежами высокоэнергетичного сырья: его опрокинет сама природа.

А дикари, изменники, животные и все остальное будут просто ее орудиями: не окажется под рукой одного – подвернется другое.

Могучие технологии уже сделали человека – не в фильме, а в нашей жизни – фактором планетарного развития. Уплощение жизни, попытка запихнуть ее в дешевое потребление одних и сверхприбыль других будет разрушена – не пролетариатом, пусть даже «сверхновым», не национально-освободительной войной и не другими привычными факторами, на которые рассчитаны боевые роботы и «оборотни в погонах», но самой природой.

Сначала человеческой, а потом и окружающей.

Ибо мы подошли к такому уровню развития технологий, на котором жажда наживы как смысл жизни становится несовместима с мирозданием.

И это показал нам не эколог, не марксист и не борец «с режимом», а высокопрофессиональный «тихий американец» Камерон.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015