На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1997





Главная   >  Другие о Делягине

К 2012 году мы подойдем к пиковым значениям…

2008.12.01 , iamik.ru , просмотров 743

Заявления о том, что у нас кризиса нет, а есть сложности, остались в прошлом. Понимая неизбежность ухудшения ситуации, власти начинают озвучивать неблагоприятные прогнозы и давать неприглядные оценки состоянию российской экономики. «Мы должны в максимальной степени быть готовы к тому, что ситуация будет развиваться по наиболее неблагоприятному сценарию, но рассчитывать, что в реальности тенденции будут лучше, чем в самых неблагоприятных прогнозах», - заявил в пятницу на заседании правления РСПП помощник президента Аркадий Дворкович.
По его словам, на данный момент нужно действовать исходя из того, что будут сохраняться невысокие цены на нефть и низкий спрос на сырьевые товары. «В ситуации, в которой мы находимся, сложно рассчитывать на привлечение внешних источников финансирования», - признал Дворкович. Но в середине следующего года, считает он,  можно ожидать оживления мировой экономики и «для России важно не пропустить этот момент».
Пессимистично настроен и министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин. «Мы въезжаем в спираль снижения загрузки производственных мощностей, все экономики зависят от спроса, а он падает. Надеяться на рост экономики можно только к 2010 году» - полагает он.
Эксперты между тем отмечают, что, несмотря на то, что первые признаки рецессии уже начали появляться в российской экономике, заявлять о ней официально преждевременно. Согласно общепринятой методологии, считается, что страна находится в рецессии, если абсолютный спад наблюдается в экономике в течение двух кварталов. А  пока этого нет, но лишь пока…
Статистика уже показывает неутешительные данные о спаде в российской экономике по всем направлениям. Цена январского фьючерсного контракта на нефть марки WTI в электронной системе Нью-йоркской товарной биржи (NYMEX) в пятницу составила уже 53,20 долларов за баррель. А российский бюджет останется профицитным при цене на нефть как минимум 70 долларов за баррель.
Данные Росстата подтверждают - промышленное производство в октябре выросло лишь на 0,6% против 6,3% роста в сентябре. Проведенный РСПП мониторинг делового климата показал, что в ноябре по сравнению с серединой октября проявлений кризиса в промышленности стало на треть больше. Около 50% компаний сокращают объемы производства, 45% компаний перенесли инвестиционные программы. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в машиностроении и металлообработке, черной и цветной металлургии: более 45% компаний говорят о вероятности технического дефолта своей компании, а 42% компаний ожидают его в ближайшее время у партнеров. У металлургов дефолта партнеров ожидают 47% менеджеров.
На прошлой неделе очередные прогнозные данные о будущей ситуации в экономике представили в ходе опроса аналитики «Тройки Диалог», «ЮниКредит Атон», ING Bank, Deutsche UFG, БДО Юникон, Экономической экспертной группы, Института экономики переходного периода. По их расчетам, рецессия по всем экономическим показателям в стране налицо.
Прогноз роста промышленного производства в 2008 году снижен до 4,4% с 5,2% месяцем ранее, в 2009 году ожидаемый уровень - 2,8% (снижение за месяц с 4,8%). Рост инвестиций в основной капитал в ноябре ожидается на уровне 6,7%, что примерно соответствуют показателю октября (6,9%). Прогноз роста ВВП на 2008 год понизился и составляет 6,8% (с 7,0% по предыдущему опросу), а на 2009 год снижен до 3,4 % (с 5,4%).
Экономисты не видят возможности у ЦБ удержания курса рубля на текущем уровне при прогнозируемых ценах на нефть (в 2009 году в среднем они ожидают около 60 долларов за баррель Urals). Обобщенный прогноз курса рубля к доллару на конец 2009 года составляет 30,9 рубля за доллар, а к евро - 38,5 рубля. Прогноз по инфляции на 2008 год остался практически без изменения и составляет 13,9%, а на 2009 год - 11,1%.
Данные по безработице также превзошли по итогу октября все возможные прогнозы. Общая численность безработных в России, по данным Росстата, в октябре 2008 года выросла на 76 тыс. человек по сравнению с сентябрем и составила на конец месяца 4,624 млн. человек. Таким образом, уровень безработицы только в октябре вырос до 6,1%.
Ноябрьский опрос ИЭПП также продемонстрировал угрозу масштабной безработицы, которую еще несколько недель назад чиновники всерьез не воспринимали. Так, во втором квартале 2008 года сокращения планировались на 6% предприятий, в третьем - на 15%, а в четвертом - уже на 38%.
Грядущие изменения настроений в обществе очевидны – по оценкам экспертов, в ближайшие месяцы можно ожидать роста депрессии и массового недовольства, связанного с высокими ценами, увеличивающейся задолженностью по заработной плате, уменьшением самой зарплаты во многих отраслях, стремительным ростом безработицы …и невозможностью выплатить кредиты, воспользовались которыми вследствие очевидного удобства и агрессивной политики банков так много россиян.
В  середине ноября 33% респондентов, опрошенных социологами Левада-центра, сообщили, что у кого-либо из членов семьи есть непогашенные кредиты. Причем у жителей малых городов (численностью менее 100 тыс. чел) их больше: 41% что подтверждает «массовый» характер потребительского кредитования. Участие семей в кредитных программах было основано на надеждах на стабильные доходы и с расчетом на неизменные условия погашения кредитов. Однако за последний месяц изменилась как ситуация с первым, так и со вторым условием.
Среди тех, кто имеет непогашенный кредит, уже 32% столкнулись с тем, что кому-либо из членов их семьи не выплатили зарплату или уволили с работы. Одновременно, тех, кто уже столкнулся с проблемой потери заработков (в связи с увольнениями или невыплатами) и не имеет сбережений, среди имеющих не погашенный кредит - 22%. Эта группа населения оказывается в наиболее сложной ситуации.
Печально констатировать, что кризис затрагивает все большее количество людей, уровень жизни которых в одночасье оказался под угрозой.  Возлагают  ли они ответственность  за это на правительство? Социологи отвечают на этот вопрос положительно. За последний месяц оценки эффективности деятельности правительства снизились. Выросла доля респондентов с 27% до 33%, которые считают, что правительство «плохо» справляется с ключевыми экономическими задачами, и, напротив, уменьшилась доля тех, кто «поставил» бы хорошие оценки нынешнему правительству. Список основных претензий к правительству в сознании населения сформировался уже давно, и он устойчив. Чаще всего в качестве претензий к работе правительства респонденты называют, что правительство не может справиться с ростом цен и снижением уровня жизни населения (61%), что власти не заботятся в достаточной мере о социальной защите населения (38%), что правительство не может решить проблему нехватки рабочих мест/безработицы (29%), что правительство не справляется с кризисом в экономике, падением производства (26%).
Ухудшение экономической ситуации в стране, которое население уже почувствовало на себе, лишь обостряет актуальность так и нерешенных проблем. Как показывают общероссийские опросы, проведенные в октябре и ноябре 2008 года, доверие россиян к ключевым политическим фигурам - президенту РФ и председателю Правительства РФ, пока остается высоким. Но что касается оценок текущей экономической политики в России, то еще в ходе предшествующих опросов население «поставило» правительству весьма умеренные оценки. Тогда большинство опрошенных россиян (52% респондентов) считало, что с решением основных экономических задач правительство справляется «средне». Негативные оценки нынешней экономической политики правительства чаще всего дают малообеспеченные группы населения. За последний месяц именно в этой группе доля «плохих» оценок выросла больше всего.
Существенное снижение оценок деятельности правительства отмечается среди городских жителей, особенно среди жителей крупных и средних городов. Так, среди жителей крупных городов в октябре 2008 года 27% опрошенных поставили правительству оценку «плохо», в ноябре – уже 39%. Что, возможно, связано с тем, что здесь часть жителей уже столкнулась со снижением доходов, заработков, сокращениями рабочих мест, и здесь чаще ожидают развития этих процессов в ближайшие месяцы.
За последние месяцы у населения становится меньше уверенности в том, что властям в ближайшее время удастся добиться изменения положение стране к лучшему. Несколько снизилась доля респондентов, считающих, что правительству удастся добиться улучшения ситуации в стране в ближайшее время (с 37% в мае 2008 года до 31% в ноябре 2008). Этот пессимизм подпитывается текущей ситуацией, когда наиболее волнующие население экономические проблемы остаются, по мнению большинства, пока неразрешимыми. Не удивительно, что наименьшую уверенность в том, что власти в ближайшее время смогут добиться улучшения положения в стране, высказывают наименее обеспеченные и наиболее социально незащищенные группы населения (в том числе, пенсионеры).
Что же касается ожиданий населения относительно того, когда ситуация в экономике начнет меняться к лучшему, то скорее эти оценки можно охарактеризовать не как надежды, а как опасения. Около 53% опрошенных считает, что для улучшения ситуации в стране потребуется как минимум год, а то и больше (в том числе, около четверти опрошенных считает, что потребуется более 2 лет). Кроме того, значительная доля опрошенных вообще затруднилась с оценкой перспектив (35%).
В этой группе «наибольшего риска» большинство семей ограничены в своих текущих потребительских расходах: здесь 44% сообщили, что в нынешней ситуации денежных ресурсов им хватает только на питание (если хватает). Для сравнения – в целом среди всех опрошенных доля семей, которым хватает только на питание, составляет 37%, но отличие семей из »рисковой» группы в том, что при таких ограниченных возможностях семьи их жизнь дополнительно усложняется наличием денежных обязательств по выплате своих долгов.
Что касается социально-демографического портрета семей, оказавшихся в области наибольшего риска, то чаще всего это «обычные» российские семьи, где «кормильцами семьи» (теми, кто приносит в семью основной доход) являются специалисты (25%) или рабочие, в том числе мастера, бригадиры, (45%). Прогнозы на ближайшее время в этой группе семей несколько более пессимистичные, чем в целом по всем опрошенным, но пока не »предельно» катастрофичные.
Так, если среди всех опрошенных доля тех, кто ожидает, что в следующем году его семья будет жить хуже - 18%, среди семей с долгами и столкнувшихся с невыплатами/сокращениями таких 29%. К сожалению, если в ближайшее время ситуация на рынке труда будет ухудшаться, то группа риска (семьи, у которых непогашенный кредит и резко сократились заработки), может вырасти. Подобные опасения были выявлены в ходе опроса: например, среди тех, кто имеет непогашенный кредит, и пока не столкнулись с невыплатами зарплат или увольнениями на предприятии, опасаются невыплат зарплаты или сокращений на предприятиях в ближайшие месяцы, около 30%.
О характере изменения общественного мнения, динамике массовых настроений в условиях кризиса и последствиях этого процесса для власти МиК рассказал Леонид Седов, ведущий эксперт Левада-центра: Прогнозировать развитие ситуации в полном объеме сейчас может только очень смелый человек, потому что пока мы наблюдаем лишь отдельные изменения в общественном мнении, которые негативны, но пока не слишком драматичны в том, что касается падения рейтингов правительства.
Скажем, по сравнению с сентябрем Медведев потерял порядка 5 пунктов, Путин порядка 2, правда, в сентябре у них был очень высокий рейтинг в связи с известными событиями, и тогда народ очень поддержал их достаточно экспансивную политику, ну а сейчас все пошло на спад, хотя это падение минимальное.
Но обращает на себя внимание, конечно, ухудшение ожиданий, в смысле того, будет ли нарастать безработица. Вот сейчас произошел в этом вопросе перелом, так как если в октябре только 34% наши респондентов ожидали роста безработицы, то в ноябре уже 61% об этом сказал.  И это те люди, которых эта угроза коснулась либо лично, либо членов их семьи и ближайшего окружения. И ожидания в этой области довольно пессимистические.
Что же касается нашего исследования, касающегося людей, имеющих еще не выплаченные кредиты, и их возможностей решить эту проблему, справиться с ней, то пока в этой группе наблюдается не очень жесткая картина. Пессимистичные настроения там пока не очень сильны. И ухудшение ситуации в этой сфере пока не очень критично.
В целом же, пока затронуто кризисом, согласно нашим данным, только 14-17% населения, что немало, но свидетельствует о том, что процесс только начинается и это совершенно не то, что нас ждет впереди. Я думаю, что кризис будет достаточно затяжным и пик кризиса придется на 2012 год, именно тогда мы подойдем к пиковым значениям, когда все кризисные явления достигнут своей максимальной глубины и остроты.

- А как Вы полагаете, если проводить параллели с предыдущими кризисными годами, теми событиями, которые  уже переживала страна, нынешние социально-экономические проблемы могут привести к росту протестных настроений, политическим выступлениям? И если да, то против кого?

 Да, безусловно. Социальная напряженность будет возрастать, в условиях кризиса это неизбежно, а против кого она будет направлена, и каким образом она будет ориентирована, это уж как постараются СМИ и обозначит объекты нападок сама власть, вплоть до ситуаций, когда во всем виноватым оказывается внешний враг. И на него будет перекинуто социальное недовольство. И в таких случаях ситуация бывает чревата даже войнами.
А что касается настроений властей предержащих, то опять-таки многое будет зависеть от того, как решится широко обсуждаемая сейчас проблема досрочных выборов, не уйдет ли Медведев, не придет ли Путин, от этого очень многое будет зависеть. Что касается меня, то я считаю, что тут прогнозировать что-то рано, и единственное, что я могу сказать - что если Путин возьмет бразды правления в свои руки, то я думаю, что те, кто говорит, что он придет на два срока, ошибаются, так как уже к концу первого срока он свой политический потенциал исчерпает, потому что в условиях кризиса его политический капитал будет проеден, и на второй срок его вряд ли может хватить.

- А почему в этих условиях Медведев затеял политическую реформу, которая, в том числе, в виде внесения изменений в конституцию, стремительно реализуется? В чем необходимость таких изменений, почему это происходит именно сейчас? Причем из всего того, о чем он говорил в своем послании Федеральному собранию – из всего списка политических реформ, первым реализуется именно предложение о продлении президентских полномочий. С чем это связано? С какими-то страхами власти, с желанием Путина быстрее вернуться на свой пост? Какие у Вас есть объяснения этому?

Тут могут быть разные объяснения, и прогнозировать то, что будет происходить, сейчас немного рановато. Но похоже на то, что действительно будет сделана попытка поставить опять Путина у власти, тем более что народ на нынешнем этапе будет это приветствовать под лозунгом, и я уже об этом говорил раньше и писал: что при Путине было хорошо, а при Медведеве стало плохо. Значит, сейчас ему избраться будет даже очень просто, и тем не менее, это очень рискованно для него, потому что уже ко второму сроку все это может обернуться совершенно по-другому.

- Ну а вообще, желание продлить полномочия как таковые, чем вызвано? Ведь вернуться на свой пост можно и без продления полномочий? И Думе заодно их продлили, зачем? Чтобы обеспечить пресловутую стабильность?

Видимо все-таки, если хотят менять Медведева на Путина, то так, чтобы он пришел как следует и надолго, чтобы установить почти самодержавное правление.

- А какие впечатления у Вас остались от съезда «Единой России», лидером которой Путин является?

Это было достаточно бледное событие, было ясно, что они поддерживают все эти инициативы, но в то же время, в силу сегодняшней ситуации, побаиваются выборов в законодательные собрания, которые будут в марте одни, потом осенью другие. И деятельность съезда, и настроения, которые там были, показали некоторую обеспокоенность, связанную с неопределенностью и незнанием, что будет дальше.  Потому что у этой партии рейтинг пока высокий, они могут набрать порядка 60%, но беспокойство у них есть, и оно их не оставляет. К тому же, в этой партии все время идет внутренняя подковерная борьба, соперничество за влияние в ней. Но то, что происходило на съезде, большого интереса не вызвало.
А из других инициатив Медведева, касающихся партийной системы, интерес у меня вызвало предложение, хотя и абсолютно мизерное, о введении в законодательные органы либералов в совершенно незначительном количестве и при совершенно нереальных условиях – им надо будет набрать от 5 до 7%. Но, мне кажется, все-таки в этом что-то есть, в том смысле, что Медведев уже почти потерял репутацию возможного либерала. Но, тем не менее, в его предложениях иногда проскальзывают нотки если не либерала, то человека, который хочет сочувствовать этим настроениям и этим тенденциям.

- Но эти два-три места в парламенте, о которых идет речь, наверное, будут уготованы «Правому делу»?

Да, конечно. Но все-таки в противовес «Правому делу» появляется «Солидарность», какие у них шансы будут, пока сказать трудно, но мне кажется, что хорошо, что будет две такие либеральные партии, что подразумевает существование, к примеру, двух конкурентных программ по выходу страны из кризиса, либеральных программ. Потому что, конечно, будут конкурентные программы от левых сил, сейчас Делягин что-то собирается создать, а это не последний мыслитель в области экономики. Так что альтернативные программы будут возникать и на правом фланге, и на левом. Может быть, входящая в «Правое дело» «Деловая Россия» что-то предложит для малого и среднего бизнеса, создаст свою программу. А от «Солидарности» мы будем иметь Милова с Немцовым, у них есть программа выхода из кризиса. И множественность таких программ – это хорошо.
И мне думается, что какой бы президент у нас ни был – Путин вернется, или Медведев останется, речь о создании антикризисного штаба пойдет, в который должны будут войти представители самых разных течений, в том числе, и в области экономической теории.

-А как Вы думаете, какие партии, если так можно выразиться, воспользуются кризисом и постараются  использовать протестный потенциал – коммунисты, наверное, в первую очередь? И проиграет ли от кризиса «Единая Россия», упадет ли ее рейтинг?

Коммунисты, конечно, выиграют от этого. Это та сила, вокруг которой будут собираться недовольные, обездоленные и т.д. И они, конечно, могут набрать очки на этой ситуации.
А «Единая Россия» столкнется с падением рейтинга, поэтому там и наблюдается такое беспокойство. Они боятся, что они со своей 60%-ой вершины слетят гораздо ниже.

- Из этого следует, что к следующему электоральному циклу расклад сил в партийном пространстве может серьезно измениться? И не столько в силу стараний сверху, сколько снизу?

Да, это так. Соотношение сил будет меняться, скорее всего, в пользу коммунистов, однако все шансы выиграть имеют и либералы, если их действительно поддержит власть, хотя бы так минимально.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015