2008.08.15 , rosbalt.ru
, просмотров 733
Хочется сразу предупредить, что эта книга не о том, как российский солдат будет омывать кирзовые сапоги в набегающих волнах Индийского океана. Она носит отчетливо выраженную направленность против силовиков и их методов, а также анализ деятельности российских «либералов». Позиция автора отражает взгляды постоянно растущей части общества, которая, разделяя демократические ценности, была глубоко разочарована действиями властей, а также готовностью Запада закрывать глаза на истинную природу «российских демократов».
С другой стороны эти люди отдают себе отчет в полной бесперспективности той государственной модели, которая реализуется сейчас и обеспечивает невероятные личные аппетиты самого верхнего слоя чиновничества под разговоры о величии России.
В книге Делягин рассматривает два крупных проекта, под влиянием которых протекала и протекает жизнь страны. Первый – либеральный, смыслом которого было подчинение страны интересам глобального бизнеса и по сути утрата собственной субъектности. При этом тот факт, что огромное количество граждан бывшего СССР оказывалось «лишними людьми», воспринимался «либералами» как неизбежная плата за присоединение к глобальному миру. Как справедливо пишет автор, «мысль о защите интересов общества в целом вызывала у них (либералов – Т.Ч.) даже не столько отторжение, сколько искренне и глубокое недоумение».
Этот проект, по мысли автора и согласно общим законам жизни, начинал вызывать все большее сопротивление того субъекта – в нашем случае государства, в котором он осуществлялся и которого пытался «съесть изнутри». Ситуация подогревалась тем, что проект осуществлялся в бедной стране, которая очень быстро оказалась в поле иностранных интересов супербогатых корпораций, увидевших в развале СССР вовсе не присоединение еще одной страны к демократическому лагерю, а исключительно возможность помародерстовавть среди трупов.
В этом смысле «силовой призыв» власти является, по мысли Делягина, вполне понятным ответом либерального проекта на возросшие угрозы и напряжение со стороны общества. Однако пришедшие к власти силовики начали «в парадоксальном симбиозе с либеральным» реализовывать свой собственный — «чекистский» проект. Одной из его генеральных черт, по мнению автора, является глубоко архаизированное восприятие человека как такового. То есть, если мир постепенно идет ко все более открытому приятию в качестве равных и полноправных граждан людей самого разного происхождения, устремлений и образа жизни, то «чекистский» проект, напротив, в качестве «настоящих людей», с которыми надо считаться, признает только своих – выходцев из силовой среды. Остальных граждан можно просто использовать, не задумываясь об их интересах и желаниях, потому что они – люди второго сорта, «не силовики», «не люди из братского круга». По мнению Делягина, «чекистский» проект — это проект построения в России военно-полицейского феодализма с коррупцией, выступающей в качестве основы этого строя. Кстати, нет ничего удивительного и парадоксального в том, что многие вчерашние либералы взялись с готовностью обслуживать этот проект. Убрав из либерализма всякое морально-нравственное содержание, «либералы» оставили в нем только одно – у кого больше денег, на того и работаем. «Чекистский» проект, по мнению автора, по сути своей не может иметь никакого будущего: он построен на понятиях из прошлого, обращен в прошлое и широким шагом идет к краху, поддерживаемый исключительно конъюнктурой цен на нефть.
Таким образом, Россию неизбежно ждет очередной системный кризис, в ходе которого либо будет актуализирован либеральный проект и Россия-таки потеряет субъектность, либо начнется новый виток силового, но с какими-то новыми элементами, скорее всего, куда более неприятными для населения, чем нынешние.
Однако, по мнению Делягина, возможно и другое развитие событий – построение демократического государства с собственной субъектностью и не основанного на разграблении ресурсов в пользу нескольких сотен людей из высшего чиновничества и олигархии. Обращаясь к опыту Великой Отечественной войны, Делягин отмечает, что в ситуации хаотического отступления застигнутой врасплох Красной Армии, ситуацию как правило ломали представители так называемого «решительного меньшинства», «не смирявшиеся с поражением и продолжавшие яростное сопротивление даже тогда, когда с позиций здравого смысла оно казалось заведомо безнадежным и бессмысленным, иррациональным, а часто и самоубийственным». По его мнению, в сегодняшней России снова складывается такое решительное меньшинство, служащее Родине, а не лицам, и способное переломить негативные тенденции развития страны.
«Модернизационный проект, как представляется, должен стать ответом либеральному и «чекистскому» проектам со стороны всего остального российского общества, равно лишенного ими будущего и приговоренного ими к деградации, вымиранию и превращению в простое удобрение для наиболее сильных участников глобальной конкуренции», — пишет Делягин в своей книге. Основой этого проекта с одной стороны должно стать отношение к России как к целостному субъекту глобальной конкуренции, а с другой — такие подзабытые вещи как истинные либеральные ценности – «право собственности, справедливая конкуренция, честный суд, свобода слова».
Таким образом, речь по сути идет о построении нормального демократического государства с рыночной экономикой, но возглавляемого национальной элитой, которая в первую очередь связывает свои интересы с интересами развития страны, а не с собственным обогащением. Тут, надо сказать, встает интересный вопрос, которого автор не касается, где же ее взять-то, такую «элиту», которая не будет воровать в чудовщиных масштабах? До сих пор ее почему-то не обнаружилось на бескрайних просторах России. Вполне вероятно, что ответ на этот вопрос может быть достаточно оптимистическим. Неумеренная страсть к деньгам «либералов» и «чекистов» — это несомненно закономерный ответ на жизнь в обществе, где бизнес и потребление были объявлены «вне закона». Пружина так долго сжималась, что ее распрямление неизбежно приняло монструозные формы. И дело тут вовсе не в аморальности тех или иных политиков, а в неких общих закономерностях человеческой природы. Возможно сейчас эффект распрямления пружины уже может быть отыгран назад, и в сознании новых лидеров деньги и потребление перестанут быть сверхценной идеей, затмевающей все остальные соображения.
Напоследок автор отмечает, что мир находится на пороге глобальной перестройки из однополярного в биполярный: США – Китай. При благоприятном стечении обстоятельств (причем речь идет не о божественном промысле, а о том, что мы все, россияне, должны этого захотеть) в этом биполярном мире наряду с региональными центрами в виде Европы и Индии может быть и новая Россия. Правда, по мнению Делягина, это будет скорее новая редакция СССР, чем Россия. Он полагает, что в демократическую, либеральную, некоррумпированную, любящую и уважающую своих граждан и при этом располагающую огромными территориальными, энергетическими и интеллектуальными ресурсами, новую конфедеративную Россию могли бы войти и Белоруссия, и Украина, и Казахстан, и Туркмения, а также возможно и Молдавия. Более того, ассоциированными членами нового СССР он видит Израиль, Кипр и Черногорию.
Татьяна Чеснокова