На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1997





Главная   >  Другие о Делягине

Реванш Чебурашки

2005.03.13 , "Новые Известия" , просмотров 397
Поставив перед правительством заведомо нереальные задачи – удвоение ВВП к 2010 году, двукратное сокращение бедности и снижение инфляции до 3%, – президент, вероятно, пытался активизировать деятельность кабинета. Ведь, стремясь к невозможному, люди часто достигают выдающихся результатов. Однако в нашем конкретном случае Владимир Путин не столько мотивировал кабинет на подвиги, сколько обострил и обнажил колоссальный разрыв между премьером и министрами, который в последнее время никто из них уже даже не пытается скрывать.

Михаил Фрадков, непосредственно и лично отвечая перед президентом за реализацию его указаний (а их связь с реальностью не обсуждается), напоминает «кошку на раскаленной крыше». Министры же назначаются президентом и в силу этого (особенно после добавившей им прав административной реформы) могут спокойно пренебрегать поручениями премьера, перед которым они формально ответственны.

Алексей Кудрин и Герман Греф, насколько можно понять, и сами не прочь занять пост премьера, так что неудачи главы правительства объективно расчищают им дорогу к вожделенному креслу. Такая логика способствует «работе в режиме тормоза», по принципу «чем хуже, тем лучше», что, собственно, мы и наблюдаем. Г-н Кудрин в задыхающейся от нехватки денег стране наращивает стабилизационный фонд до откровенно издевательских масштабов, блокируя всякую созидательную деятельность государства. Г-н Греф, глядя на широкомасштабный силовой рэкет, толкует о необходимости укрепления доверия бизнеса к государству и при этом на фоне фактической конфискации «Юганскнефтегаза» рассуждает о необходимости скорейшего выхода государства из нефтегазового сектора.

В этой ситуации г-н Фрадков совершает блистательный аппаратный ход – возглавляет бюджетную комиссию правительства, в рамках которой будет, по сути дела, разрабатываться вся экономическая политика. Включив в себя представителей ключевых экономических ведомств, эта комиссия стала «малым Совнаркомом», принципиально отличающимся от «большого» тем, что в ее рамках премьер может не просто давать министрам поручения, но и обеспечивать их исполнение.

Споры о налоговых ставках, давшие повод для реализации этой блестящей аппаратной комбинации, носят выраженный схоластический характер. С одной стороны, снижение налогообложения действительно увеличит финансовые ресурсы бизнеса, однако при незащищенной собственности и произволе монополий это стимулирует не модернизацию, но лишь непроизводительное потребление и вывод капиталов из страны.

С другой стороны, налоги в России (за исключением единого социального, снижать который никто и не собирается) относительно низки, и их дальнейшее уменьшение просто не нужно, о чем, кстати, откровенно заявили г-ну Фрадкову и представители бизнеса. Проблема заключается в излишне жестком налоговом администрировании, которое стало неотъемлемой частью силового давления на экономику. А на него-то как раз премьер посягнуть не в силах.

Между тем масштабы силового произвола потрясают. По оценкам ряда бизнесменов, уже в прошлом году минимальная рентабельность коммерческих операций в несырьевом секторе составляла 25–30%. Там, где она была меньше, бизнес с учетом «административных издержек» был убыточным, что практически исключало его нормальное развитие за пределами считанных «резерваций». А это означает, что аппетиты силовой олигархии уже превысили возможности российской экономики и начали разрушать ее, несмотря на исключительно благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру.

Предложение премьера снизить налоги – это не просто тщательно выверенный пропагандистский либеральный ход, против которого трудно выступать противостоящим ему либералам. Это еще и попытка решить – пусть временно – за счет бюджета проблемы и предпринимателей, и силовой олигархии: снижение налогов оставит бизнесу больше денег, чтобы он и сам смог существовать, и растущие силовые аппетиты удовлетворять не забывал.

В результате вполне возможно выиграть несколько месяцев, а то и лет, отсрочив наступление неминуемого системного кризиса до избирательной кампании 2007–2008 годов. А вот самому Фрадкову это не поможет. В лобовом столкновении с Кудриным и Грефом, на которое он пошел, у него практически нет шансов. Премьер недостаточно компетентен финансово, он не является «лицом реформ» и не представляет ценности для Запада. Поэтому маленькая победа Фрадкова, прозванная в аппарате «реваншем Чебурашки», будет временной.

Автор – научный руководитель Института проблем глобализации

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015