На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1997





Главная   >  Другие о Делягине

САМОУПРАВЛЕНИЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ, НЕ НАЧАВШИСЬ

2004.07.26 , "Новые Известия" , просмотров 454

Местная власть уже не может распоряжаться деньгами


После президентских выборов 2004 года фундаменталисты приступили к реализации «второго витка реформ», охватывающих практически все сферы общественной жизни. Наиболее широко известны реформы электроэнергетики, пенсионной и социальной систем, образования, здравоохранения, жилищного сектора, отнимающие у граждан России даже те скудные социальные гарантии, что уцелели в 90-е годы. Однако не менее разрушительной может стать практически не обсуждаемая реформа бюджетной системы, осуществляемая «под шумок».

Уже сложилась практика, по которой наиболее сомнительные законы носят названия, не позволяющие судить об их содержании. Так и законопроект о бюджетной реформе назван «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» — при том, что основная часть вносимых им поправок касается не межбюджетных отношений, а исполнения бюджета как такового. Глава же Бюджетного кодекса, регулирующая межбюджетные отношения, практически оставляется этим законопроектом без изменений.

Когда он был принят в первом чтении, он менял лишь одну 215-ю статью Бюджетного кодекса. Более 40 субъектов Российской Федерации направили в Госдуму поправки к этой статье, которые были проигнорированы. Более того: перед вторым чтением законопроект был практически полностью перекроен. Правительство вместо одной намерено изменить аж 46 статей Бюджетного кодекса — вплоть до введения качественно новой терминологии, причем положения, против которых протестуют регионы, не просто сохранены, но еще и усилены.

В этом тоже проявилась новая «технология законотворчества», применяемая правительством и служащей ему партии власти. Эта технология основана на введении общества в заблуждение.

Впрочем, ее авторов можно понять: планируемые ими преобразования таковы, что реализовать их «с открытым забралом» даже в условиях «управляемой демократии» крайне затруднительно.

Прежде всего, исполнение региональных и местных бюджетов в принудительном порядке передается Федеральному казначейству. При этом само обслуживание бюджетных счетов будет по-прежнему осуществляться учреждениями Центробанка; реформа заключается в простой передаче функций распоряжения счетами региональных и местных бюджетов Федеральному казначейству. Последнее не просто не является собственником этих бюджетов — тот же законопроект предполагает полностью освободить его от всякой ответственности за своевременность и полноту перечисления бюджетных средств бюджетополучателям. Эта мера представляется исключительно предусмотрительной и смертельно опасной для бюджетополучателей, если вспомнить многочисленные проблемы, связанные с исполнением через Федеральное казначейство даже федерального бюджета.

Так, его расходы систематически недофинансируются, несмотря на получение сверхплановых доходов (в первой половине 2004 года доходы превысили бюджетные проектировки на 14,3%, а расходы были недофинансированы на 5,3%). Насколько можно понять, это делается в целях борьбы с инфляцией, причем средства «замораживаются» не только в самом бюджете, но и на счетах бюджетополучателей, которые формально получают их, а на деле лишаются возможности их использовать (только в первом полугодии омертвленные таким образом средства составили соответственно 170,0 и 82,8 млрд руб.).

Распространение аналогичной практики на региональные и местные бюджеты создаст предпосылки для утраты управляемости бюджетным процессом в масштабах всей России и возникновения «на пустом месте» нового бюджетного кризиса — даже в условиях общего переизбытка денег.

Вводимый законопроектом новый порядок составления и предоставления бюджетной отчетности лишает региональные и местные финансовые органы права не только исполнять их собственные бюджеты, но и составлять отчеты об их исполнении. В результате региональные и местные власти не просто отстраняются от управления их собственными деньгами, но и теряют возможность даже знать, что же с этими деньгами происходит.

Лишаются возможности узнавать состояние собственных возможностей и бюджетополучатели. Сегодня они распоряжаются средствами, зачисленными на их лицевые счета; при новом порядке они будут представлять платежные поручения, заведомо не имея информации о наличии на соответствующих бюджетных счетах средств. При нехватке последних будет, как в середине 90-х годов, возникать «очередь за деньгами», своевременная оплата даже жизненно необходимых счетов станет невозможной. Самоуправление бюджетными средствами в этой ситуации станет принципиально невозможным.

Предлагаемая технология по поручению Федерального казначейства прошла испытания в ходе эксперимента, проведенного в Ростове-на-Дону. По данным Сообщества финансистов России, руководитель Управления Федерального казначейства Минфина по Ростовской области в официальном докладе отметил: «Экспериментальная схема далека от совершенства, имеет ряд недостатков, несоответствий бюджетному законодательству, порядку ведения бухгалтерского учета, влечет за собой дополнительные материальные и трудовые затраты». Однако при разработке поправок во второе чтение это авторитетное мнение практика было полностью проигнорировано.

В целом эффективность предлагаемых новаций в представленных правительством документах ничем не подтверждена. Не оценен ни результат, которого предполагается достичь, ни затраты на его достижение, что само по себе является грубейшим нарушением основополагающих норм законотворчества.

Предлагаемая реформа бюджетного процесса лишает региональные и местные власти России реальных бюджетных прав. Жесточайшая централизация функций не просто ведет к утрате ими стимулов для проведения эффективной бюджетной политики, но и, по сути дела, отрицает фундаментальные принципы бюджетного федерализма и федерализма как такового, превращая Россию из федерального в унитарное государство.

Михаил ДЕЛЯГИН, руководитель Института модернизации

26.07.2004

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015