На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004





Главная   >  Новости

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ "13 сентября Владимира Путина: оформление сложившегося порядка или подготовка демократических преобразований?"

2004.09.15 , просмотров 370
13 СЕНТЯБРЯ ВЛАДИМИРА ПУТИНА: ТЯЖЕЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

1. Путин воспользовался серией терактов, увенчавшейся чудовищной трагедией в Беслане, для, вероятно, давно готовившегося изменения системы власти: ∙ переходом к выборам в Госдуму только по партийным спискам (что делает депутатов независимыми от избирателей и подчиняет партийным чиновникам, то есть администрации президента); ∙ переходом к фактическому назначению губернаторов президентом (законодательные собрания одобряют представленную президентом кандидатуру, причем, если они не одобряют, замену все равно предлагает президент), что делает губернаторов независимыми от избирателей и подчиняет администрации президента; ∙ указание на необходимость большего влияния губернаторов на формирование органов местного самоуправления (что лишает последних самостоятельности). Создание общественной палаты по оценке деятельности государственных структур, вероятно, выродится в еще одну декорацию ╚гражданского общества╩ вроде Гражданского форума двухлетней давности, на котором филателисты дискутировали с диссидентами. Образец √ комиссия Совета Федерации по Беслану, которая не может прийти ни к каким выводам, кроме восторга в адрес силовиков. Создание добровольных структур в сфере охраны общественного порядка (ранее в этой сфере действовало РНЕ) позволит создавать неформальные филиалы силовых структур, осуществляющие рискованные или деликатные действия без дополнительной дискредитации ╚официальных╩ силовиков. Необходимость создания системы, позволяющей доставать преступников из-за рубежа может предусматривать не только обеспечение официальных экстрадиций, но и похищений (в стиле похищения Эйхмана). Над фразой о необходимости ликвидации экстремистских организаций, которые ╚прикрываются религиозной и иной фразеологией╩ стоит задуматься носителям иных фразеологий √ например, правозащитникам и политическим оппонентам. Персональные назначения малозначимы. Уход Козака из Белого дома облегчит положение Фрадкова (он освободится от президентского ╚комиссара╩), но создаст проблемы на Северном Кавказе (Козак показал себя как юрист-теоретик, не утруждающий себя практикой правоприменения; возможные последствия этого в таком ╚неформальном╩ регионе, как Северный Кавказ, вызывают ужас). Создание Министерства по делам национальностей в условиях развала, когда до сих пор не заработала часть ведомств, реформированных аж в марте, полгода назад, не имеет значения: заработает оно нескоро. Нелюбимому Яковлеву просто опять (после ЖКХ и подготовки к зиме) нашли место, где он может ╚сломать себе шею╩.

2. Есть несколько версий смысла произошедшего: 2.1. ╚Борьба с терроризмом╩. Приуроченность проведенных мер теракту в Беслане отражает блестящее, хотя и черноватое чувство юмора президента и полное отсутствие этого чувства у придерживающихся данной гипотезы. 2.2. ╚Государственный переворот╩ отражает непонимание того, что ╚переворачивать╩ было нечего: власть как была в руках силовой олигархии, так и осталась. 2.3. ╚Оформление сложившегося порядка╩. В результате формирования манипулятивной демократии (при которой ее внешние атрибуты, за исключением ключевого √ независимых СМИ - сохранены при ликвидации смысла √ максимального учета государством мнений и интересов общества) и концентрации власти в руках силовой олигархии демократические процедуры вступили противоречить реально созданному авторитаризму. Люди (хотя бы только в регионах) могли выражать свое недовольство, приводя к власти (хотя бы только над собой) юмористов или заведомых преступников. В то же время не полностью контролируемые окружением президента люди могли оказывать влияние на общество и даже становиться губернаторами. Объявленные меры устраняют это противоречие, переводя политическую систему в последовательно монархическое русло. 2.4. ╚Вместо ╚замачивания в сортире╩ террористов Путин ╚замочил╩ ошметки демократии╩. Но ╚ошметки демократии╩ так же мало напоминают демократию, как ╚ошметки коровы╩ - живую корову. Демократия была изжита давно, от нее остались лишь ╚фантомные боли╩ в виде избыточно сложных и мешающих авторитаризму процедур. Они позволяли при желании вернуться к демократии, - но желания такого возникнуть не могло, и эта возможность была постоянной угрозой, от которой наконец отделались. 2.5. ╚Восстановление управляемости политической системы завершено╩. Чем больше управляемость √ тем меньше демократии, тем слабее обратная связь общества с государством. В общем случае при адекватном и сознающем свои интересы обществе это снижает эффективность системы. Однако в России разложение общества зашло так далеко, что его возрождение на основе демократии невозможно. Демократия (по Платону √ власть самостоятельных и способных защитить себя, то есть адекватных представителей народа) неизбежно выродится в неэффективную ╚охлократию╩ (власть плебса, на современном русском √ быдла). Проблема не в самой демократии, а в цели окончательно оформившегося авторитарного режима. Если бы он ощущал ответственность перед страной, он мог бы провести авторитарную модернизацию, оздоровить общество и вырастить его до уровня демократии. Однако его социально-экономическая политика, означающая по сути дела войну с обществом и нежелание извлечь уроки из разгула терроризма и начать бороться с ним (как будто он исчезнет, если о нем забыть) свидетельствуют о принципиальной недоступности для него ответственности, - а значит, и о невозможности авторитарной модернизации. Действительно: государством управляют люди, ставшие элитой за счет осознанного разграбления и уничтожения своей страны и сложившиеся в силовую олигархию (поставившую государственную монополию на насилие на службу личным и корпоративным интересам, а не обществу). Ответственность перед обществом недоступна представителям этого социального слоя органически, в силу его происхождения. Это предопределяет неэффективность и, с точки зрения общества, бессмысленность окончательного оформления отказа от демократии. (В экономике происходят аналогичные тенденции: приобретение ╚Газпромом╩ ╚Роснефти╩ и скорая передача представителям государства активов ╚ЮКОСа╩ - признаки подготовки создания крупной государственной нефтяной компании с участием и учетом интересов ╚Газпрома╩, неэффективной из-за врожденной безответственности нынешнего государства).

3. Складываемая система выйдет из равновесия через 2-3 года (самое позднее в ходе ╚выборов╩ 2007/2008 годов) из-за: ∙ протеста среднего бизнеса и региональных элит, окончательно утрачивающих возможность нужного им политического влияния; ∙ враждебного давления Запада, реагирующего на близкую к монархической форму, а не содержание и готового вырабатывать специальные формы взаимодействия лишь с сильными (а это Китай, а не Россия); замена Пауэлла на склонную к приведению всего мира в соответствие американским представлениям К.Райс может уже вскоре поставить Путина в положение Милошевича; ∙ нарастающего из-за принципиальной неэффективности системы вала ошибок; ∙ постоянных столкновений интересов, внутренних склок и интриг; отсутствие публичной политики позволяет сохранить в тайне нанесение вреда сопернику за счет нанесения вреда стране и в силу эффективности этого метода приведет к его стремительному распространению.

4. Поэтому в конечном итоге действия Путина, помимо его желаний, ведут к возникновению системного кризиса, создающего возможность политической модернизации России и ее развития до уровня, органично порождающего эффективную демократию. Успех или поражение (а это гибель страны) зависит от наличия дееспособной, энергичной и цепкой оппозиции, осознающей объективные интересы России и преданной им. Эту оппозицию предстоит создать, а форсирование разрушительных преобразований оставляет на это все меньше времени. В этих условиях недопустимы страх, уныние и всяческая пассивность. Необходимо теснейшее сотрудничество с региональными элитами и средним бизнесом, максимально полное использование всех легальных возможностей, как бы ни сужался их круг, выявление и сплачивание энергичных и дееспособных людей, создание систем действенной взаимозащиты. Государство слепо бредет к пропасти; спасение России √ в руках зрячих. Нам не будет прощения, если мы упустим свой шанс, как ╚шестидесятники╩, ╚демшиза╩ или ельцинские коммерсанты и олигархи.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015