ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ "13 сентября Владимира Путина: оформление сложившегося порядка или подготовка демократических преобразований?" |
|
2004.09.15 , просмотров 445
13 СЕНТЯБРЯ ВЛАДИМИРА ПУТИНА:
ТЯЖЕЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК РОССИЙСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
1. Путин воспользовался серией терактов, увенчавшейся чудовищной трагедией в Беслане, для, вероятно, давно готовившегося изменения системы власти:
∙ переходом к выборам в Госдуму только по партийным спискам (что делает депутатов независимыми от избирателей и подчиняет партийным чиновникам, то есть администрации президента);
∙ переходом к фактическому назначению губернаторов президентом (законодательные собрания одобряют представленную президентом кандидатуру, причем, если они не одобряют, замену все равно предлагает президент), что делает губернаторов независимыми от избирателей и подчиняет администрации президента;
∙ указание на необходимость большего влияния губернаторов на формирование органов местного самоуправления (что лишает последних самостоятельности).
Создание общественной палаты по оценке деятельности государственных структур, вероятно, выродится в еще одну декорацию ╚гражданского общества╩ вроде Гражданского форума двухлетней давности, на котором филателисты дискутировали с диссидентами. Образец √ комиссия Совета Федерации по Беслану, которая не может прийти ни к каким выводам, кроме восторга в адрес силовиков.
Создание добровольных структур в сфере охраны общественного порядка (ранее в этой сфере действовало РНЕ) позволит создавать неформальные филиалы силовых структур, осуществляющие рискованные или деликатные действия без дополнительной дискредитации ╚официальных╩ силовиков.
Необходимость создания системы, позволяющей доставать преступников из-за рубежа может предусматривать не только обеспечение официальных экстрадиций, но и похищений (в стиле похищения Эйхмана).
Над фразой о необходимости ликвидации экстремистских организаций, которые ╚прикрываются религиозной и иной фразеологией╩ стоит задуматься носителям иных фразеологий √ например, правозащитникам и политическим оппонентам.
Персональные назначения малозначимы. Уход Козака из Белого дома облегчит положение Фрадкова (он освободится от президентского ╚комиссара╩), но создаст проблемы на Северном Кавказе (Козак показал себя как юрист-теоретик, не утруждающий себя практикой правоприменения; возможные последствия этого в таком ╚неформальном╩ регионе, как Северный Кавказ, вызывают ужас).
Создание Министерства по делам национальностей в условиях развала, когда до сих пор не заработала часть ведомств, реформированных аж в марте, полгода назад, не имеет значения: заработает оно нескоро. Нелюбимому Яковлеву просто опять (после ЖКХ и подготовки к зиме) нашли место, где он может ╚сломать себе шею╩.
2. Есть несколько версий смысла произошедшего:
2.1. ╚Борьба с терроризмом╩. Приуроченность проведенных мер теракту в Беслане отражает блестящее, хотя и черноватое чувство юмора президента и полное отсутствие этого чувства у придерживающихся данной гипотезы.
2.2. ╚Государственный переворот╩ отражает непонимание того, что ╚переворачивать╩ было нечего: власть как была в руках силовой олигархии, так и осталась.
2.3. ╚Оформление сложившегося порядка╩. В результате формирования манипулятивной демократии (при которой ее внешние атрибуты, за исключением ключевого √ независимых СМИ - сохранены при ликвидации смысла √ максимального учета государством мнений и интересов общества) и концентрации власти в руках силовой олигархии демократические процедуры вступили противоречить реально созданному авторитаризму.
Люди (хотя бы только в регионах) могли выражать свое недовольство, приводя к власти (хотя бы только над собой) юмористов или заведомых преступников. В то же время не полностью контролируемые окружением президента люди могли оказывать влияние на общество и даже становиться губернаторами.
Объявленные меры устраняют это противоречие, переводя политическую систему в последовательно монархическое русло.
2.4. ╚Вместо ╚замачивания в сортире╩ террористов Путин ╚замочил╩ ошметки демократии╩. Но ╚ошметки демократии╩ так же мало напоминают демократию, как ╚ошметки коровы╩ - живую корову. Демократия была изжита давно, от нее остались лишь ╚фантомные боли╩ в виде избыточно сложных и мешающих авторитаризму процедур. Они позволяли при желании вернуться к демократии, - но желания такого возникнуть не могло, и эта возможность была постоянной угрозой, от которой наконец отделались.
2.5. ╚Восстановление управляемости политической системы завершено╩. Чем больше управляемость √ тем меньше демократии, тем слабее обратная связь общества с государством. В общем случае при адекватном и сознающем свои интересы обществе это снижает эффективность системы. Однако в России разложение общества зашло так далеко, что его возрождение на основе демократии невозможно. Демократия (по Платону √ власть самостоятельных и способных защитить себя, то есть адекватных представителей народа) неизбежно выродится в неэффективную ╚охлократию╩ (власть плебса, на современном русском √ быдла).
Проблема не в самой демократии, а в цели окончательно оформившегося авторитарного режима. Если бы он ощущал ответственность перед страной, он мог бы провести авторитарную модернизацию, оздоровить общество и вырастить его до уровня демократии.
Однако его социально-экономическая политика, означающая по сути дела войну с обществом и нежелание извлечь уроки из разгула терроризма и начать бороться с ним (как будто он исчезнет, если о нем забыть) свидетельствуют о принципиальной недоступности для него ответственности, - а значит, и о невозможности авторитарной модернизации. Действительно: государством управляют люди, ставшие элитой за счет осознанного разграбления и уничтожения своей страны и сложившиеся в силовую олигархию (поставившую государственную монополию на насилие на службу личным и корпоративным интересам, а не обществу). Ответственность перед обществом недоступна представителям этого социального слоя органически, в силу его происхождения.
Это предопределяет неэффективность и, с точки зрения общества, бессмысленность окончательного оформления отказа от демократии. (В экономике происходят аналогичные тенденции: приобретение ╚Газпромом╩ ╚Роснефти╩ и скорая передача представителям государства активов ╚ЮКОСа╩ - признаки подготовки создания крупной государственной нефтяной компании с участием и учетом интересов ╚Газпрома╩, неэффективной из-за врожденной безответственности нынешнего государства).
3. Складываемая система выйдет из равновесия через 2-3 года (самое позднее в ходе ╚выборов╩ 2007/2008 годов) из-за:
∙ протеста среднего бизнеса и региональных элит, окончательно утрачивающих возможность нужного им политического влияния;
∙ враждебного давления Запада, реагирующего на близкую к монархической форму, а не содержание и готового вырабатывать специальные формы взаимодействия лишь с сильными (а это Китай, а не Россия); замена Пауэлла на склонную к приведению всего мира в соответствие американским представлениям К.Райс может уже вскоре поставить Путина в положение Милошевича;
∙ нарастающего из-за принципиальной неэффективности системы вала ошибок;
∙ постоянных столкновений интересов, внутренних склок и интриг; отсутствие публичной политики позволяет сохранить в тайне нанесение вреда сопернику за счет нанесения вреда стране и в силу эффективности этого метода приведет к его стремительному распространению.
4. Поэтому в конечном итоге действия Путина, помимо его желаний, ведут к возникновению системного кризиса, создающего возможность политической модернизации России и ее развития до уровня, органично порождающего эффективную демократию.
Успех или поражение (а это гибель страны) зависит от наличия дееспособной, энергичной и цепкой оппозиции, осознающей объективные интересы России и преданной им.
Эту оппозицию предстоит создать, а форсирование разрушительных преобразований оставляет на это все меньше времени.
В этих условиях недопустимы страх, уныние и всяческая пассивность. Необходимо теснейшее сотрудничество с региональными элитами и средним бизнесом, максимально полное использование всех легальных возможностей, как бы ни сужался их круг, выявление и сплачивание энергичных и дееспособных людей, создание систем действенной взаимозащиты.
Государство слепо бредет к пропасти; спасение России √ в руках зрячих.
Нам не будет прощения, если мы упустим свой шанс, как ╚шестидесятники╩, ╚демшиза╩ или ельцинские коммерсанты и олигархи.