На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004





Главная   >  Новости

ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ?

2004.09.06 , просмотров 542

Руины школы в Беслане еще дымятся. Герои еще не названы, жертвы - не сосчитаны. Сотни тысяч матерей по всей стране еще не могут заснуть, прижимая к себе детей. Где-то в бескрайней Москве, забытая журналистами, затерялась четвертая ╚черная вдова╩.

Переживаемая (и пока еще не пережитая √ надо, не расслабляясь, дождаться инаугурации Алханова) волна террактов беспрецедентна с сентября 1999 года √ так же, как беспрецедентно нежелание или неспособность власти реагировать на них. Стоит помнить, что убийство Кадырова √ давайте относиться к нему как к погибшему, а не как к политику, - 9 мая объявлялось некоторыми ╚кремлевскими соловьями╩ доказательством правильности политики в отношении Чечни: ведь та-де не взорвалась гражданской войной!

Лидер ╚Единой России╩, бывший министр внутренних дел назвал кровавый захват террористами Назрани 22 июня признаком эффективности ингушских силовых структур. О штурме Грозного, напомнившем август 1996 года, страна узнала чуть ли не через неделю. Представители спецслужб умудрялись отрицать даже то, что синхронный взрыв двух самолетов произошел в результате терракта! А были еще взрывы и в Чечне, и на остановке в Москве, и у ╚Рижской╩.

Да, отбить террористическую атаку после ее начала трудно. Но борьба с террором √ это в первую очередь агентурная разведка, а не выставленные в метро растерянные солдаты. И если спецслужбы не могут срывать замыслы террористов, то на что идут бюджетные деньги? Зачем МВД и ФСБ в 2005 году рост расходов на 26% - не лучше ли отдать средства Минздраву, лечить будущие жертвы? Понимает ли президент, пришедший к власти на прошлой волне террактов, что нынешняя волна способна не просто притопить его рейтинг, но и создать угрозу самому существованию России? Я знаю людей, которые смотрели новости с сухими глазами, но заплакали, услышав, как чеченец после одного из митингов про-сил у России прощения за захват детей. У России √ не у Северной Осетии! Помнящие осетино-ингушский конфликт 1992 года оценят солидарность ингушей с Осетией. И дай бог, чтобы пережитый ужас переделил нас, разделенных по национальному, религиозному, имущественному и сотне иных признаков по-другому, по-человечески √ на тех, кто хочет убивать детей и тех, кто на это не способен.

Но кто поручится, что показанное официальным телевидением отражает реальность, что это не просто качественная пропаганда? Все громче разговоры о том, что Россия должна уйти с Северного Кавказа, как она ушла из СНГ: это-де единственный путь к миру. Агрессия Грузии против Южной Осетии создаст хаос и приведет туда √ по искренней просьбе измученного населения √ натовских миротворцев, которые потом, предваряемые террористами, могут шагнуть на Северный Кавказ. И он может, став новым Косовом, отпасть от России. Потом может прийти черед Южных Курил, Калининграда, Татарии и Башкирии, Сибири и Дальнего Востока.

Что можно возразить на это, глядя на президента, в критический момент обращающегося не к своему народу, а к королю Иордании? На представителей государства, вместо борьбы с террористами занятого безумной ╚монетизацией льгот╩ и нейтрализацией естественных протестов, созданием ╚параллельной КПРФ╩, пред-приватизационным переделом власти в Краснодаре (с избиением и захватом председателя городской думы), распилом ╚ЮКОСа╩, выборами в Чечне?

Поразительно, но возражение есть. Прежде всего, при всем разложении государства, в нем еще остались профессиональные и ответственные люди. Взять, например, разъяснения руководителя северо-осетинского УФСБ Андреева в теленовостях. Если вспомнить, что именно он по должности был ключевой фигурой на всем протяжении кризиса, что он, скорее всего, почти или вообще не спал и говорил с глубоко чуждыми ему социально журналистами (и примерно понятно, что он про них мог думать), - его выдержка и конструктивность становятся подлинным ╚знаком качества╩.

Кроме того, обнадеживает наметившаяся политика в отношении Чечни. Мне самому странно писать эти слова. Не сочтите их плодом посттравматического стресса √ окружающие согласны, что я нахожусь в здравом уме и твердой памяти, √ но эта политика разумна. Возможно, это и стимулировало атаку террористов и попытку реанимации Масхадова как ╚спасителя-миротворца╩: боевики испугались, что через полгода у них не останется шансов.

Чечня гноится кровью по трем основным причинам: из-за неспособности силовиков обеспечить приемлемый и понятный порядок, несправедливого распределения бюджетных средств и нефтяного бизнеса, вероятно, ╚крышуемого╩ силовиками и потому могущего безнаказанно кормить террористов. Самое наглядное √ трансферты из федерального бюджета. С 967,6 млн.руб. в 2000 году они выросли до 3,1 млрд. в 2001, 6.2 млрд. в 2002, 8.0 млрд. в 2003 и, наконец, 8.3 млрд.руб. только за январь-июль 2004 года. Это 100% бюджета Чечни в 2000 году, 99.5% в 2001, 82.7% в 2002, 87.9% в 2003 и 89,4% в январе-июле 2004 года. А ведь деньги шли еще и через ведомственные программы и естественные монополии!

Беда даже не в том, что они тратились, похоже, без всякого финансового контроля центра, а в их вероятной концентрации в руках одного правящего тейпа. Это лишает остальные тейпы финансирования и превращает их в оппозицию, которая в современной Чечне приобретает военный характер. Выход - равномерное распределение денег между основными тейпами, что требует их представительства во власти (схожая модель работала во времена СССР, а после его распада обеспечивает стабильность Дагестана, и попытка отказа от нее уже создала там серьезные проблемы). Форсируемая Алхановым подготовка к выборам в Госсовет Чечни (недаром называемый по аналогии с Дагестаном), по-видимому, нацелена на создание именно такой модели.

Второй шаг чеченского урегулирования √ передача доходов от нефтяного бизнеса в бюджет Чечни. Формально передаются только легальные доходы. Фактически это решение создает стимул для легализации бесчисленного количества нефтеперегонных (язык не поворачивается назвать их ╚перерабатывающими╩) ╚самоваров╩, так как она будет освобождать их от силовых ╚крыш╩. Легализация резко ослабит коррумпирование федеральных силовиков (представители которых, по сообщениям очевидцев, готовы платить за проезд от Грозного до Назрани тысячу долларов!) и создаст предпосылку установления в Чечне разумного порядка. Она создаст возможность нормально развивать и регулировать отрасль, в частности, поставить вместо ╚самоваров╩ нормальные мини-заводы, что повысит эффективность переработки нефти и, кстати, спасет экологию. Но главное - быть боевиком станет экономически невыгодно.

Конечно, этот проект не идеален. Он не решает, а со временем и обострит проблему экспансии чеченских капиталов и, главное, √ он стабилизирует Чечню не как часть России, а как некую обособленную территорию. Однако это проблемы завтрашнего дня; решать их можно лишь после первичной стабилизации Чечни. И, кроме того, это действительно тот максимум, который по силам нынешнему государству.

("Ведомости"; опубликован сокращенный вариант)

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015