2004.09.06 , просмотров 542
Руины школы в Беслане еще дымятся. Герои еще не названы, жертвы - не сосчитаны. Сотни тысяч матерей по всей стране еще не могут заснуть, прижимая к себе детей. Где-то в бескрайней Москве, забытая журналистами, затерялась четвертая ╚черная вдова╩.
Переживаемая (и пока еще не пережитая √ надо, не расслабляясь, дождаться инаугурации Алханова) волна террактов беспрецедентна с сентября 1999 года √ так же, как беспрецедентно нежелание или неспособность власти реагировать на них. Стоит помнить, что убийство Кадырова √ давайте относиться к нему как к погибшему, а не как к политику, - 9 мая объявлялось некоторыми ╚кремлевскими соловьями╩ доказательством правильности политики в отношении Чечни: ведь та-де не взорвалась гражданской войной!
Лидер ╚Единой России╩, бывший министр внутренних дел назвал кровавый захват террористами Назрани 22 июня признаком эффективности ингушских силовых структур. О штурме Грозного, напомнившем август 1996 года, страна узнала чуть ли не через неделю. Представители спецслужб умудрялись отрицать даже то, что синхронный взрыв двух самолетов произошел в результате терракта! А были еще взрывы и в Чечне, и на остановке в Москве, и у ╚Рижской╩.
Да, отбить террористическую атаку после ее начала трудно. Но борьба с террором √ это в первую очередь агентурная разведка, а не выставленные в метро растерянные солдаты. И если спецслужбы не могут срывать замыслы террористов, то на что идут бюджетные деньги? Зачем МВД и ФСБ в 2005 году рост расходов на 26% - не лучше ли отдать средства Минздраву, лечить будущие жертвы? Понимает ли президент, пришедший к власти на прошлой волне террактов, что нынешняя волна способна не просто притопить его рейтинг, но и создать угрозу самому существованию России? Я знаю людей, которые смотрели новости с сухими глазами, но заплакали, услышав, как чеченец после одного из митингов про-сил у России прощения за захват детей. У России √ не у Северной Осетии! Помнящие осетино-ингушский конфликт 1992 года оценят солидарность ингушей с Осетией. И дай бог, чтобы пережитый ужас переделил нас, разделенных по национальному, религиозному, имущественному и сотне иных признаков по-другому, по-человечески √ на тех, кто хочет убивать детей и тех, кто на это не способен.
Но кто поручится, что показанное официальным телевидением отражает реальность, что это не просто качественная пропаганда? Все громче разговоры о том, что Россия должна уйти с Северного Кавказа, как она ушла из СНГ: это-де единственный путь к миру. Агрессия Грузии против Южной Осетии создаст хаос и приведет туда √ по искренней просьбе измученного населения √ натовских миротворцев, которые потом, предваряемые террористами, могут шагнуть на Северный Кавказ. И он может, став новым Косовом, отпасть от России. Потом может прийти черед Южных Курил, Калининграда, Татарии и Башкирии, Сибири и Дальнего Востока.
Что можно возразить на это, глядя на президента, в критический момент обращающегося не к своему народу, а к королю Иордании? На представителей государства, вместо борьбы с террористами занятого безумной ╚монетизацией льгот╩ и нейтрализацией естественных протестов, созданием ╚параллельной КПРФ╩, пред-приватизационным переделом власти в Краснодаре (с избиением и захватом председателя городской думы), распилом ╚ЮКОСа╩, выборами в Чечне?
Поразительно, но возражение есть. Прежде всего, при всем разложении государства, в нем еще остались профессиональные и ответственные люди. Взять, например, разъяснения руководителя северо-осетинского УФСБ Андреева в теленовостях. Если вспомнить, что именно он по должности был ключевой фигурой на всем протяжении кризиса, что он, скорее всего, почти или вообще не спал и говорил с глубоко чуждыми ему социально журналистами (и примерно понятно, что он про них мог думать), - его выдержка и конструктивность становятся подлинным ╚знаком качества╩.
Кроме того, обнадеживает наметившаяся политика в отношении Чечни. Мне самому странно писать эти слова. Не сочтите их плодом посттравматического стресса √ окружающие согласны, что я нахожусь в здравом уме и твердой памяти, √ но эта политика разумна. Возможно, это и стимулировало атаку террористов и попытку реанимации Масхадова как ╚спасителя-миротворца╩: боевики испугались, что через полгода у них не останется шансов.
Чечня гноится кровью по трем основным причинам: из-за неспособности силовиков обеспечить приемлемый и понятный порядок, несправедливого распределения бюджетных средств и нефтяного бизнеса, вероятно, ╚крышуемого╩ силовиками и потому могущего безнаказанно кормить террористов. Самое наглядное √ трансферты из федерального бюджета. С 967,6 млн.руб. в 2000 году они выросли до 3,1 млрд. в 2001, 6.2 млрд. в 2002, 8.0 млрд. в 2003 и, наконец, 8.3 млрд.руб. только за январь-июль 2004 года. Это 100% бюджета Чечни в 2000 году, 99.5% в 2001, 82.7% в 2002, 87.9% в 2003 и 89,4% в январе-июле 2004 года. А ведь деньги шли еще и через ведомственные программы и естественные монополии!
Беда даже не в том, что они тратились, похоже, без всякого финансового контроля центра, а в их вероятной концентрации в руках одного правящего тейпа. Это лишает остальные тейпы финансирования и превращает их в оппозицию, которая в современной Чечне приобретает военный характер. Выход - равномерное распределение денег между основными тейпами, что требует их представительства во власти (схожая модель работала во времена СССР, а после его распада обеспечивает стабильность Дагестана, и попытка отказа от нее уже создала там серьезные проблемы). Форсируемая Алхановым подготовка к выборам в Госсовет Чечни (недаром называемый по аналогии с Дагестаном), по-видимому, нацелена на создание именно такой модели.
Второй шаг чеченского урегулирования √ передача доходов от нефтяного бизнеса в бюджет Чечни. Формально передаются только легальные доходы. Фактически это решение создает стимул для легализации бесчисленного количества нефтеперегонных (язык не поворачивается назвать их ╚перерабатывающими╩) ╚самоваров╩, так как она будет освобождать их от силовых ╚крыш╩. Легализация резко ослабит коррумпирование федеральных силовиков (представители которых, по сообщениям очевидцев, готовы платить за проезд от Грозного до Назрани тысячу долларов!) и создаст предпосылку установления в Чечне разумного порядка. Она создаст возможность нормально развивать и регулировать отрасль, в частности, поставить вместо ╚самоваров╩ нормальные мини-заводы, что повысит эффективность переработки нефти и, кстати, спасет экологию. Но главное - быть боевиком станет экономически невыгодно.
Конечно, этот проект не идеален. Он не решает, а со временем и обострит проблему экспансии чеченских капиталов и, главное, √ он стабилизирует Чечню не как часть России, а как некую обособленную территорию. Однако это проблемы завтрашнего дня; решать их можно лишь после первичной стабилизации Чечни. И, кроме того, это действительно тот максимум, который по силам нынешнему государству.
("Ведомости"; опубликован сокращенный вариант)