На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004





Главная   >  Новости

ПРЕСС-РЕЛИЗ "Новая волна террора: причины, экономические и политические последствия"

2004.09.06 , просмотров 463

НОВАЯ ВОЛНА ТЕРРОРА: НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

1.

Россия переживает новую волну террора: 9 мая √ убийство Кадырова, 22 июня √ кровавый захват Назрани, взрывы в Воронеже, захват Грозного на сутки, взрыв остановки в Москве, двух пассажирских самолетов и у метро ╚Рижская╩, Беслан √ все это на фоне постоянных террактов в Чечне. И четвертая смертница, забытая СМИ, все еще бродит по Москве.

2.

Основные причины новой волны террора:

√ постепенное нарастание напряжения в Чечне из-за:

  • неспособности силовиков навести порядок (в первую очередь из-за коррупции);
  • частной добычи и переработки нефти в Чечне, по-видимому, перешедшей из-под контроля боевиков под контроль коррумпированных представителей силовых структур (по свидетельству И. Пономарева, выручка крупнейшего ╚подпольного╩ нефтеперегонного комплекса, расположенного в Грозном рядом с подразделением федеральных сил и охраняемого их блокпостом, достигает 1 млн. долл. в день, а некоторые российские офицеры готовы платить за проезд из Грозного в Назрань 1 тыс. долл.), что создает возможность безнаказанного финансирования боевиков;
  • вероятная концентрация, похоже, бесконтрольной федеральной помощи в руках одного тейпа толкает остальных в оппозицию; только прямая помощь Минфина в 2000 году √ 967,6 млн. руб. (100% бюджета Чечни), в 2001 √ 3,1 млрд. (99,5%), в 2002 √ 6,2 млрд. (82,7%), в 2003 √ 8,0 млрд. (87,9%), в январе-июле 2004 года √ 8,3 млрд. руб. (89,4%);
  • после смерти Кадырова √ переход власти (и контроля за деньгами) к другому тейпу;
  • разложение государства, в первую очередь силовых структур;
  • коррупция, лень, изживание профессионалов, их отторжение от народа;
  • нежелание реагировать на терракты. Замалчивание их способствует безнаказанности (убийство Кадырова трактовалось одним из ╚соловьев Кремля╩ как успех федеральной политики в Чечне, так как оно не вызвало гражданскую войну; кровавый захват Назрани был назван Грызловым признаком эффективности силовых структур; захват Грозного частично признан лишь через несколько дней; взрыв на остановке в Москве считался хулиганством; отрицалась причастность террористов к взрыву двух самолетов);
  • вероятное отвлечение силовых структур на обеспечение коммерческих интересов (распил ╚ЮКОСа╩, а также предприватизационное устранение руководителей Краснодара, в ходе которого глава городской думы был избит сотрудниками силовых структур вместе с несколькими депутатами, а затем захвачен);
  • вероятное отвлечение силовых структур на политические операции (попытка переворота в КПРФ, выборы в Чечне, наконец, нейтрализация естественных протестов против бредовой ╚монетизации льгот╩). Развязав войну против своего народа, невозможно бороться с террористами: на два фронта сил не хватит, а выбор, похоже, сделан.

3.

Вероятные конкретные цели терракта в Беслане (его надо рассматривать отдельно):

  • отсечь Южную Осетию от Северной перед возможным нападением Грузии √ подарок от Масхадова, объявившего себя сторонником Саакашвили (удалось √ границу закрыли);
  • триумфальное возвращение Масхадова в политику в качестве спасителя-миротворца и, де-факто, лидера всего Северного Кавказа (сорвалось);
  • дискредитация России на Северном Кавказе, показ опасности ее поддержки (Северная Осетия √ единственная советская республика в составе России) √ итог неясен;
  • спровоцировать всплеск межнациональной ненависти, разрывающий Россию (сорвалось).

4.

Экономические последствия: практически нет. Фондовый рынок, пришибленный ╚делом ⌠ЮКОСа■╩ и имеющий ясное представление о государстве, не реагировал. Инвестиционная привлекательность России снизится, отток капитала ускорится, но на фоне доминирования силовой олигархии ее беспомощность перед лицом террористов не является сильным недостатком и тем более √ новостью.

5.

Внутриполитические последствия:

5.1. Дискредитация государства и особенно руководства спецслужб (при росте авторитета их среднего звена; пример √ руководитель северо-осетинского УФСБ В. Андреева) не только из-за лжи (о числе заложников) или демонстрации непрофессионализма (не смогли сосчитать), но и из-за исчезновения (чтобы не сказать ╚панического бегства╩) лидеров правящей бюрократии из информационного пространства. В критический момент Путин разъяснял ситуацию и свою позицию не своему народу, а королю Иордании. Честное, добросовестное и искреннее обращение Путина к нации по завершении кризиса поддержит его рейтинг, однако оно не только запоздало, но и √ при всех своих достоинствах √ не было президентским, так как оно не воодушевляло и не указывало пути решения проблем. По сути оно было признанием своей беспомощности, причем в условиях войны.

5.2. Сплочение нации, временный отказ от протеста против реформ. Подготовленный либеральными фундаменталистами социальный геноцид меркнет на фоне террора.

5.3. Снижение межнациональной напряженности, всплеск солидарности (увы, скоро пройдет). Чеченец после одного из митингов просил у России прощения за захват детей. У России √ не у Северной Осетии! Помнящие осетино-ингушский конфликт 1992 года оценят солидарность ингушей с Осетией. Для России важно, что жертвой стали кавказцы. Дай бог, чтобы пережитый ужас переделил нас, разделенных по национальному, религиозному и имущественному признакам, по-человечески √ на тех, кто хочет убивать детей и тех, кто на это не способен. Но не факт, что официальное телевидение отражает реальность во всей полноте.

5.4. Путин попытается еще раз форсировать (или симулировать) развитие гражданского общества как своей опоры против роста стихийного недовольства, а в возможной стратегической перспективе √ против созданной им правящей бюрократии.

5.5. Глубокое эмоциональное потрясение Путина (поездка ранним утром в госпиталь не похожа на PR-мероприятие), способное изменить его личность, его систему мотиваций.

5.6. Неспособность правящей бюрократии блокировать распространение нежелательной информации: занижение числа заложников минимум втрое стало общеизвестно.

5.7. Привычка силовиков в кризисах нейтрализовывать ╚нежелательные элементы╩: провокация против Бабицкого и его задержание; похоже, тяжелое отравление Политковской.

5.8. Ввести смертную казнь против террористов на посмеют, √ значит, будут убивать.

5.9. Ускорение и оформление наметившегося разумного ╚курса Алханова╩ на умиротворение Чечни: допуск к власти и деньгам (через парламент √ Госсовет) всех тейпов по дагестанской модели (попытки отказаться от нее уже грозят там дестабилизацией) при передаче нефтяного бизнеса под контроль республики. Это позволит легализовать его, вытащить из-под вероятного контроля ╚силовиков╩, резко снизив их коррумпированность, и начать развивать бизнес, в том числе повышая эффективность переработки и спасая экологию.

6.

Внешнеполитические последствия:

Паническое обращение в Совбез (по сути просьба вмешаться во внутренние дела России) √ шаг к интернационализации войны в Чечне. Все громче разговоры, что Россия должна уйти с Северного Кавказа: это-де единственный путь к миру. Агрессия Грузии против Южной Осетии создаст хаос и приведет туда √ по искренней просьбе измученного населения √ натовских миротворцев, которые потом, предваряемые террористами, могут шагнуть на Северный Кавказ. И он может, став новым Косовым, отпасть от России. Потом может прийти черед Южных Курил, Калининграда, Татарии и Башкирии, Сибири и Дальнего Востока. Реализация плана первичного умиротворения Чечни может закрыть этот путь.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015