М.Г.Делягин провел пресс-конференцию "Реформа ЖКХ: как снизить тарифы на 30%" |
|
2004.11.24 , просмотров 691
ЖКХ (наряду с автоперевозками) убыточно.
Кредиторская задолженность ЖКХ - около 300 млрд.руб. (просроченная √ около 160 млрд.), де-биторская - более 200 млрд.руб. (просроченная √ более 90 млрд., в том числе бюджетная √ более 50 млрд., в том числе организаций, финансируемых из федерального бюджета, - более 4 млрд.руб.). Рост кредиторской и дебиторской задолженности небольшой: за последние 6 лет в среднем на 4,6% в год. Почему-то правительство считает, что из этого ╚становится очевидной необходимость привлечения в данную сферу частного бизнеса╩.
Из-за износа коммуникаций, по данным правительства, в ЖКХ теряется до 70% тепла, 30% воды, 18% электроэнергии. Излишняя централизация коммуникаций (в первую очередь теплоснабжения) ве-дет к неоправданным затратам и потерям. Нужна реформа управления отраслью, включающая создание мобильных, гибких систем управления и здоровой конкуренции.
Стоимость реформы ЖКХ оценивается правительством в 1,5 трлн.руб. (без четких обоснований это сомнительно, так как у чиновников нет стимулов снижать затраты), которые ╚необходимо потра-тить╩ (характерная оговорка: не ставятся конкретные задачи по модернизации, но ставится задача по ╚освоению╩ средств) за 5 лет. Раз ╚изыскать такую сумму в бюджете страны невозможно╩ - платить должно население и частные инвесторы (платить которым будет опять-таки население).
2. Намерения государства. Ключевая цель √ не модернизация ЖКХ, а ╚выход государства из этого сектора экономики╩. Основные преобразования:
╥ развитие частной инициативы и конкуренции в управлении и обслуживании жилищного фонда, уход власти из управления жилищным сектором;
╥ привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в ЖКХ при ╚преимущественном╩ сохранении муниципальной собственности на инфраструктуру;
╥ ╚оптимизация╩ бюджетных расходов на ЖКХ, адресность поддержки населения;
╥ создание ╚институтов господдержки процессов модернизации╩ жилья и инфраструктуры;
╥ ╚синхронизация и взаимоувязка╩ реформ местного самоуправления и ЖКХ.
Для обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли предполагается законами:
1. Финансово оздоровить отрасль без банкротства, но без явного возврата бюджетных долгов (а это наряду с внутренним хаосом, замешанным на коррупции, - главный внешний фактор разрухи).
2. Для ╚стимулирования появления эффективного собственника╩ принять закон ╚Об особенно-стях оборота имущества коммунальной сферы╩ (о передаче ЖКХ в концессии).
3. Сделать РЭКи независимыми экспертными организациями, чтобы они устанавливали эконо-мически обоснованные тарифы.
Это √ благие пожелания, а реальный механизм √ ╚частно-государственное партнерство╩: переда-ча отдельных ╚инфраструктурных объектов╩ (а не всей инфраструктуры как комплекса) в управление бизнесу в обмен на получение им в течение длительного времени дохода от управления.
Для этого, в частности, надо отменить право хозяйственного ведения и оперативного управления на муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры. Это требует затрат на инвентаризацию и оформление прав собственности.
3. Платежи населения. Дотации предприятиям ЖКХ на разницу в ценах и тарифах (без учета льгот и субсидий) по федеральным стандартам - 10%, по региональным - еще 18%. Норматив оплаты населением коммунальных услуг на середину 2004 года более 82%.
Реально население оплачивает 57% стоимости коммунальных услуг, и за последние три года эта доля выросла незначительно. Остальные 25% возмещаются бюджетами (компенсация льгот гражданам √ в 2003 году 51 млрд.руб., профинансировано на 75%, жилищные субсидии √ 31 млрд.руб., профинан-сировано на 85%, дотирование тарифов для населения) или перекрестным субсидированием (завышени-ем тарифов для промышленности). Около 10% не возмещается совсем.
В рамках ╚реализации экономической модели реформирования жилищно-коммунального ком-плекса╩ в последние годы отменены льготы военнослужащим, работникам прокуратуры и МВД, льготы семьям погибших (умерших) военнослужащих заменены на денежные компенсации. В 19 регионах про-веден эксперимент по выплате жилищных субсидий на счета граждан органами социальной защиты.
Принятое постановление правительства России ╚О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг╩ предусматривает завершение в 2005 году перевода на всей территории России субсидий в денежные выплаты, зачисляемые на персонифицированные социальные счета граждан (╚монетизация льгот╩). При этом население будет платить больше, чем сейчас, - а результат будет, по обещаниям Христенко, не ранее 2008 года.
Правительство намерено:
1. Ликвидировать дотации предприятиям на разницу в ценах и тарифах. Исходя из федеральных стандартов с бюджета на население будет переложено 65 млрд.руб., из региональных √ 117 млрд.руб..
2. С 2006 года учитывать при расчете межбюджетных трансфертов только максимальную долю расходов граждан на оплату ЖКУ(22% с возможностью установления меньших региональных стандар-тов) и социальную норму площади жилья при отмене стандарта стоимости ЖКУ на 1 кв.метр общей площади жилья (нарушался на 25%) и стандарт доли оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг. Соответствующая политика целиком переложена на регионы.
3. Стоимость содержания и ремонта жилья (включая капремонт) должна устанавливаться в дого-воре между управляющей организацией и собственниками (как гражданами, так и муниципалитетами); граждане - владельцы квартир брошены наедине с монополистами, а капремонт включен в тарифы.
4. В 2005 году ╚провести паспортизацию льготников╩ (не ясно, можно ли будет стать льготником после 2005 года).
Позитивна идея ╚капитализации значительного количества бюджетных средств (возможно со-вместно с различными институциональными инвесторами - от Всемирного Банка до Пенсионного фон-да) для создания структуры, предоставляющей под контролем государства гарантии частным инвесто-рам в модернизацию жилых домов и коммунальной инфраструктуры╩. Но пока это только разговоры.
Необходимые недостающие меры:
1. Расширение поддержки малоимущих
Совокупные расходы семьи на коммунальные нужды, включая стоимость найма жилья в муни-ципальном жилом фонде, превышающие 10% (а не 22%) совокупных доходов семьи, субсидируются государством. Это перекладывает удовлетворение аппетитов коммунальных монополий на государство и мобилизует его.
Ответственность за несвоевременную выплату субсидий ужесточается, порядок их получения √ упрощается.
После действия указанного правила в течение не менее чем 1 года, при условии отработки ин-фраструктуры и механизмов предоставления жилищных дотаций может быть осуществлен переход к полной оплате коммунальных услуг.
2. Нормализация работы ЖКХ
Плохое финансовое положение ЖКХ вызвано прежде всего систематическими неплатежами бюджетов всех уровней и бюджетных предприятий. Поэтому государство должно признать свои долги перед ЖКХ и предусмотреть средства для их погашения в бюджетах будущих лет.
Необходима детальная проработка федерального стандарта стоимости услуг ЖКХ (позволяюще-го учитывать климатические и инфраструктурные особенности регионов) и жесткий контроль за его со-блюдением, включая детальный контроль за издержками предприятий ЖКХ. Нормативная стоимость услуг должна ежегодно снижаться, стимулируя организации ЖКХ к энергосбережению. Сверхнорма-тивная экономия должна оставаться в распоряжении организаций ЖКХ.
В тарифы ЖКХ должна включаться не ╚нормативная╩ прибыль, но расходы на достижение кон-кретных инвестиционных целей. Регулирующий орган должен контролировать их достижение.
Счетчики уплаты коммунальных услуг должны быть установлены во всех без исключения бюд-жетных учреждениях; на следующем этапе установка этих счетчиков должна стать обязательным усло-вием предоставления любых денег из госбюджета.
3. Пресечение злоупотреблений монопольным положением
Регулирующий орган обязан проводить учет фактически предоставленных предприятиями ЖКХ услуг и производить пересчет платы при поставке услуг меньшего объема и худшего качества, чем пре-дусмотрено нормативами. При этом предприятия ЖКХ обязаны вернуть потребителям излишне упла-ченные средства, возместить материальный и моральный ущерб.
Для удобства потребителей документооборот в жилищно-коммунальных службах и системе оп-латы коммунальных услуг должен быть переведен с бумажных на электронные носители.
РЕАЛИЗАЦИЯ УКАЗАННЫХ МЕР ПОЗВОЛИТ СНИЗИТЬ ТАРИФЫ НА 30%.