На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004





Главная   >  Новости

Перед Северным Кавказом маячит судьба Косово

2004.09.09 , просмотров 594
Как только в стране закончился официальный траур после бесланской трагедии, пришла очередь громких политических заявлений. Похоронившая своих детей Северная Осетия потребовала наказать виновных √ в ответ президент республики Александр Дзасохов пообещал отправить в отставку правительство и наказать силовые структуры. Некоторые источники сообщили о готовности уйти с поста самого Дзасохова, однако Кремль эту идею, похоже, не поддержал.

Последовали громкие заявления и от военных. Глава российского Генштаба Юрий Балуевский заявил о возможном превентивном нанесении ударов по базам террористов за пределами России, что вызывало еще больший резонанс, чем сделанное несколькими днями ранее заявление заместителя генпрокурора РФ по ЮФО Сергея Фридинского о том, что в  банду террористов, напавшей на Беслан, входили чеченцы, татары, казахи, корейцы и т.д., что тут же вызвало недовольство ряда государств.

Не сумев реализовать данное пять лет назад обещание √ замочить боевиков в сортире у себя дома, претендовать на поддержку Совбеза ООН (а без этого проводить подобные операции за пределами своей страны невозможно) и приравнять себя таким образом к силам НАТО? Как говорится, без комментариев┘.

Какие же интересы движут субъектом под названием международный терроризм, который, согласно официальной версии, является сегодня главным врагом России? Собеседник МиК - Михаил Делягин, руководитель Института  модернизации:

- Мы должны понять, что этот теракт, как и другие, вызван, в первую очередь, нашими внутренними проблемами. То есть, да, след международного терроризма есть и я сейчас об этом скажу, но борьба с международным терроризмом бессмысленна без устранения наших внутренних причин, порождающих террор постоянно, в каждой точке, и этим мы отличаемся от Соединенных Штатов Америки.

След международного терроризма проявился в том, что, например, судя по количеству жертв в спецназе, по крайней мере, часть террористов была исключительно хорошо подготовлена, то есть, подготовлена, по крайней мере, на уровне наших спецназовцев, а такими возможностями сегодня обладают всего пять-шесть стран в мире.

Причем перечень этих стран есть, и интересы, отличающиеся от интересов России, из этих стран могут иметь (вернее, даже не сами страны, а присутствующие там финансовые группы) Израиль и Соединенные Штаты.

Однако я хочу подчеркнуть, что это не является реализацией каких-то государственных интересов и каких-то конкретных планов. Это просто настроение, скажем так, очень влиятельных финансовых структур мира.

Также дело не в том, что кто-то нас не любит персонально. Помните, как Остап Бендер говорил, когда он поругался со своей девушкой, что только сейчас он ощутил, как на него давит столб воздуха весом в 100 с чем-то кг. Точно также на каждую страну сегодня давит международная конкуренция. И если вы слабые, то вас эта конкуренция раздавит.

За последние пять лет мы стали очень слабыми и нас начали давить. Интерес очень простой. Стратегический интерес заключается в том, что Россия √ это менее 2% мирового населения, которое владеет более чем 10% мировых природных ресурсов, и при этом неспособна себя защитить и не способна защитить эти природные ресурсы. Естественно, у нее будут изымать эти природные ресурсы.

С точки зрения операционной здесь очень простая цепочка. Этот теракт, с одной стороны, показал слабость российского государства, его неадекватность и неэффективность, которая доходит до враждебности к собственному народу. По крайней мере, так это выглядело в информационном поле.

Тактическое последствие √ это закрытие границы России с Южной Осетией. Это означает, что Южная Осетия теоретически не получит никакой помощи в момент агрессии Грузии. И я думаю, что как только наш президент выедет из страны, эта агрессия произойдет. Возможно, в эти выходные, когда он по-видимому будет участвовать в Санкт-Петербургском диалоге, либо в конце сентября, когда он может поехать в Китай на празднование их юбилея.

Агрессия Грузии против Южной Осетии создаст там хаос, партизанскую войну, измученное мирное население, как осетинское, так и грузинское, обратится за помощью к международным натовским, то есть, американским миротворцам. Но обратится к ним просто потому, что наши миротворцы граждан России, которые находятся на территории Южной Осетии, защищать не будут без приказа, это очевидно. А такого приказа очевидно не будет.

Соответственно, американские войска под флагом миротворческой операции придут в Южную Осетию. Потом они могут прийти на территорию России, в Чечню, или в Ингушетию, или в Северную Осетию, или еще куда-то, на плечах террористов. Вот представьте, такая же операция производится, но рядом стоят американские миротворцы. И американцы говорят: ребята, мы сейчас договоримся с террористами об освобождении заложников, и прекрасно договариваются. И после этого на этой территории появляется их база.

Потом, вслед за террористами, фактически на их плечах, эти базы расползаются по всему Северному Кавказу и он отпадает от России по косовскому сценарию. Потом (ну Косово формально является частью Сербии, но на самом деле это абсолютно самостоятельная территория, это одна из мировых столиц наркомафии и т.д.) у нас то же самое может произойти в Поволжье, в Татарии, в Башкирии. И под другим сценарием, но в принципе тоже заканчивающимся падением территории, может произойти такой же процесс в Сибири и на Дальнем Востоке.

Это как бы сценарий на 20 лет, но он нагляден просто потому, что террористы, которые захватили школу в Беслане, как я уже говорил, просто по количеству потерь в нашем спецназе, позволяют перечислить по пальцам одной руки страны, в которых их могли обучать. В России их обучать не могли, потому что на таком уровне людей готовят только в соответствующих структурах.

- А насколько сильное аналитическое и интеллектуальное обеспечение таких акций? Они встраиваются в какой-то общий контекст действий? Они же не являются спонтанными?

Они не являются спонтанными, но такого глобального международного заговора, его не существует. Существует именно стихийное давление международной конкурентной среды. Иногда некоторые фрагменты этого давления оказываются спланированными замечательно и просто гениально. Ну, например, представьте себе, что был бы этот теракт в Беслане и вдруг приезжает туда Масхадов откуда-нибудь и обеспечивает мир, порядок и спокойствие. После этого товарищ Масхадов оказывается хозяином всего Северного Кавказа, а России там делать абсолютно нечего!

Но как бы операции такого уровня планирования нередки, они все же эпизодичны, то есть, нельзя говорить, что против нас  работают день и ночь ведущие мировые аналитические центры, в основном, в Соединенных Штатах. Это преувеличение собственной значимости. Мы больше не Советский Союз и они сейчас работают не против нас.

- А как Вы считаете, как эта трагедия, которая очевидно запустила ряд дестабилизационных механизмов,  повлияла на ситуацию в государствах √ членах СНГ? На региональную элиту, на население?

Национальные элиты еще раз увидели ничтожность, абсолютную беспомощность российской нынешней правящей элиты. Они еще раз увидели, что объединяться с людьми, которые не умеют ничего и ничего не хотят уметь, не следует. Они еще раз увидели, что Россия в ее нынешнем состоянии √ это камень, идущий на дно.

- То есть, интеграционные процессы, которые в последние месяцы были активизированы┘

Интеграционные процессы подорваны и более того, подорваны процессы международного сотрудничества. Потому что беспомощность проявленная √ я не говорю о самой механике захвата террористов √ но, посмотрите, бегство заложников оказалось неожиданность для спецназа! Это противостояние продолжалось более двух дней, было ясно, что у кого√то могут не выдержать нервы, что какой-то скотч может оборваться и т.д. Если это не учитывалось, то, прости господи, а что учитывалось вообще? Это тактическая ошибка, которую нельзя было допустить.

Но какая у нас реакция на все это, в отличие от того, как это происходит в других странах? Реакция первая √ кто чуть-чуть задал хоть один вопрос, он пособник террористов, он враг. Кто попытался что-то узнать, помимо официальной информации, он также пособник террористов, он враг. Ну и выступление нашего товарища президента┘

То, что президент во время  этой трагедии обратился на второй день не к своему народу, а к королю Иордании - большего плевка в лицо российскому обществу представить себе нельзя. Какой-то залетный король из какой-то Иордании!

- Ну, В.Путин интервью два дня назад тоже дал иностранным журналистам и политологам, а не нашим┘

А чего давать нашим?  Кто они такие, чтобы он им давал интервью? Но самое главное √ это обращение к нации, которое меня просто потрясло. Обратите внимание на качество картинки, сбалансированность цвета и звука -  это лучше, чем Голливуд. Это выдающееся политическое искусство. Я, как человек, который немножко к этому делу причастен, могу сказать, что это выдающееся политическое искусство, которое на порядок превосходит то, что я видел до этого в России и те же кусочки, которые я видел в той же Америке, это превосходит. Это просто гениальная сбалансированность, выверенная по цветам и по насыщенности, по гамме и всему остальному. Но, простите, слова?

Президент по сути рассказал о том, что все делалось не так, при этом он в качестве виновных назвал неких нас. Это он кого же имел в виду помимо себя? Если он имел в виду правящую бюрократию, тогда понятно и тогда должны быть приняты какие-то меры. Если он имел в виду, говоря  мы √ я и народ, или мы √ общество, то это перекладывание ответственности с больной головы на, может быть,  и не здоровую, но на менее больную.

И дальше √ он очень четко поставил все диагнозы. Он сказал, что вся беда √ это коррумпированность судов, силовых структур. Но что он сказал после этого? Он начал рассказывать, как сложно, дорого и долго будет обходиться нам оборудование границ.

А зачем нам границы, когда у нас коррупция внутри, а не снаружи? У нас главный источник терроризма √ это коррупция в силовых структурах. Именно это не позволяет нам бороться с терроризмом. То есть, президент показал нам полную неадекватность по сути дела.

- Ну, а как Вы думаете, что сложившаяся после теракта в Беслане ситуация означает для власти в целом?

Для власти это означает Чернобыль. Это то же самое, что был Чернобыль для той власти и эта власть точно также этого не понимает. Я ходил на этот митинг на Васильевском спуске во вторник. Я немного опоздал и попал уже к концу. Меня потряс плакат: ╚Путина в отставку!╩ и также меня потрясло, что в 18.00 было объявлено, что  митинг закончился и его участников тут же начали в матюгальник просто выгонять с площади: ╚Граждане! Митинг закончен, освободите площадь!╩.

- Ну, как загнали, так и выгнали┘

Ну да. Прогнали колонну тяжелых армейских грузовиков, после чего демонстративно начали строить милицию и войска. Народ просто разбежался в панике.

- Лицемерие с этой акцией было жуткое.

Да бог с ним, с лицемерием. Лицемерие √ дело житейское, это необходимый элемент государственного управления. Давайте называть вещи своими именами. Но, ребята, не попадайтесь! Это первое. И второе √ исполняйте свои служебные обязанности.

Ну, простая вещь √ человек допустил полный провал в своей работе, а в стране есть человек, отвечающий за безопасность нашей страны и наших граждан. Его зовут Патрушев. Я не говорю, что его надо уволить и расстрелять, или уволить и посадить. Но человек не справился со своей работой! Поставьте его на другую работу. Может быть он там с чем-нибудь справится. Если вы не считаете, что он должен работать дворником, поставьте его руководителем администрации президента.

- Ну, а как Вы думаете, требования отставки руководителей государства, которые сегодня звучат, пошумят и заглохнут?

Они пошумят и с языка перейдут в сердце. Я просто вижу, что отторжение от власти стало больше чем раньше, причем оно развилось среди тех, кто верил Путину. Люди, которые относились к Путину адекватно, они к нему хуже относиться не могут. А вот люди, которые как-то доверяли ему┘

Рассказывают замечательную вещь, что когда в старые времена людей пытали, то они ластились к палачу, потому что палач был хотя бы теплый и хотя бы живой, олицетворяя некое человеческое тепло рядом. Точно также измученные люди ластятся к власти, а власть их отпихивает, отпихивает, отпихивает. И тем самым она создает возможность для будущей политической модернизации, для уничтожения нынешней силовой олигархии к чертовой матери. Другое дело, что это будет сложно, это будет болезненно и это может обернуться очередными территориальными потерями, которые потом придется мучительно и долго возвращать, но деваться некуда.

"МиК"

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015