На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Корейцев в Ижевске становится все больше

2009.12.25 , gzt.ru , просмотров 452
 

Вторым альянсом в российском автопроме может стать Hyundai — "ИжАвто"

Компания Hyundai Motor и Ижевский автомобильный завод ведут переговоры о производстве на удмуртском предприятии ряда моделей корейского автопроизводителя, сообщил в четверг председатель правительства Удмуртии Юрий Питкевич. По его словам, Hyundai оценивает предприятие как "одно из наиболее перспективных для сотрудничества в России". Получить комментарий на "ИжАвто" в четверг не удалось, однако источник, близкий к Ижевскому автозаводу, сообщил, что представители Hyundai еще в начале месяца посетили предприятие. "В рамках их визита обсуждались различные вопросы, в том числе и возможность производства коммерческих автомобилей на базе "ИжАвто", — отметил он.

Еще один Детройт

Напомним, что в начале недели глава департамента автопромышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга Алексей Рахманов рассказал о планах по созданию второго базового альянса в автомобильной промышленности России с участием иностранного партнера. По словам Рахманова, этим партнером могут стать Hyundai-KIA, General Motors и FIAT. Рахманов отметил, что именно эти компании являются наиболее реальными претендентами, поскольку все остальные иностранные автокомпании, работающие в России, следуют своим планам развития или имеют свои производственные мощности в стране. Рахманов предположил, что FIAT может создать альянс с Sollers, GM — с группой ГАЗ, а партнером Hyundai-KIA могут стать "ИжАвто", "Автотор", или ТагАЗ.

Мнения аналитиков о том, какой из альянсов наиболее реализуем, расходятся. "Hyundai-KIA уже создает свое производство в Санкт-Петербурге и вряд ли захочет менять свои планы ради не вполне понятных перспектив", — считает Алексей Захаров из Делового автоклуба. Эксперт напоминает, что компания Hyundai Motor еще летом 2009 года начала строительство завода в Санкт-Петербурге, открытие которого запланировано на 2011 год. Предприятие, которое будет включать в себя складские помещения и зону отгрузки, будет выпускать около 100 тыс. автомобилей в год. Всего планируется создать около 4 тыс. рабочих мест, включая почти 2 тыс. рабочих мест на линиях сборки и примерно столько же рабочих мест на предприятиях поставщиков. "Кроме того, "ИжАвто" находится в очень плачевном состоянии — в сентябре была начата процедура банкротства и введено внешнее управление", — напомнил Захаров, добавив, что "ИжАвто" задолжал банкам на конец сентября около 13 млрд рублей. Юлий Матевосов из Атона уверен, что "ИжАвто" может вызвать интерес иностранного автопроизводителя, если последний будет рассматривать предприятие как производственную площадку. "Однако надо наполнять завод новыми технологиями, а на это нужны средства", — оговаривается эксперт.

Другие возможности

Что касается других вариантов анонсированного альянса, то вероятным Матевосов назвал союз FIAT и Sollers. "Партнеры с мая 2008 года выпускают в свободной экономической зоне Алабуга коммерческие автомобили Ducato", — говорит аналитик. Правда, у Sollers уже есть партнерство с Isuzu и SsangYong по выпуску грузовиков. Как указывает Захаров, организация крупного автопроизводства потребует привлечения всех ресурсов российского автопроизводителя, что может негативно сказаться на отношениях с уже имеющимися зарубежными партнерами. Он считает, что новый альянс будет образован группой ГАЗ и General Motors. О возможности такого варианта говорит и Матевосов. После долгих переговоров по продаже Opel канадско-российскому консорциуму Magna — Сбербанк, в котором группа ГАЗ выступала в качестве индустриального партнера, американская автомобилестроительная корпорация решила сохранить свое европейское подразделение за собой. Тогда исполнительный директор GM Фриц Хендерсон заявил, что "деловая обстановка в Европе улучшается", поэтому важные для компании активы необходимо сохранить для глобальной стратегии GM.

Он также заявил о заинтересованности развития GM в России и о намерениях корпорации сотрудничать с ГАЗом напрямую.

Самим не получится

Аналитики уверены, что самостоятельное развитие российских предприятий без доступа к новым технологиям труднореализуемо. "Выехать своими силами не получится", — говорит Матевосов и добавляет, что помимо технологий нужны еще и западная схема управления, менеджеры, поэтому создание альянсов очень выгодно российским автопроизводителям. "Мы можем придумать новое в автопроме, но, к сожалению, не можем поставить это в серию", — продолжает эксперт, соглашаясь с главой департамента автопромышленности в вопросе необходимости создания альянсов.

Основной акционер

В четверг Сбербанк начал процедуру передачи 51% акций "ИжАвто", находящихся у него в залоге по кредиту, своей дочерней компании "Сбербанк Капитал". Как сообщил глава правительства Удмуртской Республики Юрий Питкевич, Сбербанк, как основной партнер "ИжАвто", "долго думал, не сразу принял решение о том, чтобы оформить акции на себя". Еще осенью гендиректор предприятия Михаил Добындо говорил, что ведет переговоры со Сбербанком о передаче ему 51% акций, находящихся в залоге у банка. Кроме того, "ИжАвто" ведет переговоры с "Ростехнологиями" о возможности вхождения в государственный автомобильный холдинг "Росавто". Госкорпорация, в свою очередь, в середине месяца стала владельцем около 25% акций ижевского предприятия через принадлежащий ей Ижевский машиностроительный завод ("Ижмаш"). До этого 75% акций завода принадлежали его дочерним предприятиям, а еще около 25% — офшорной компании Shonapol Investments Limited, которая и продала акции "Ижмашу". Из общего долга "ИжАвто" объемом более 13 млрд рублей около 8 млрд предприятие должно Сбербанку.

Как бы вы распорядились контрольным пакетом акций ИжАвто?

Ирина Рукина, главный научный сотрудник Института региональных экономических исследований, член президиума РАЕН, доктор экономических наук

Судя по тем событиям, которые происходили до этого, можно было сделать вывод о том, что у Сбербанка есть какой-то очень серьезный интерес к российскому автомобилестроению. Видимо, выполняя определенное задание, Сбербанк формирует в нашей стране автомобильную отрасль. Поэтому совершенно логично и его действие по оформлению контрольного пакета "ИжАвто".

А ведь для того, чтобы что-то сдвинуть с места, помимо финансов нужна еще политическая воля. Которая, наверное, сегодня говорит о том, что поднять российский автопром — это дело чести. Ну а Сбербанк является владельцем главных инвестиций, в роли которых выступают все-таки не те инвестиции, которые приходят с Запада, а деньги населения. То есть если бы сделка с Opel не сорвалась, то Сбербанк бы играл серьезную роль в том процессе. Ну а сейчас будет делать что-то другое.

Главное, повторю еще раз, — что есть нацеленность на результат. Думаю, что Сбербанк уполномочен президентом, уполномочен правительством как финансовый агент. Если собрать в руках пакеты акций, то можно будет добиться положительных результатов, а потом все эти пакеты продать. Просто сегодня кто-то должен был выступить в качестве объединителя, чтобы создать необходимую капитализацию, чтобы последующая продажа акций через энное количество лет была успешной.

Анатолий Аксаков, член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция "Справедливая Россия"), президент Ассоциации региональных банков России

Я бы привлек к решению вопроса какую-нибудь ведущую автомобильную корпорацию и определил бы опцион, согласно которому после вложения определенного объема инвестиций я уступлю ему контрольный пакет акций. Причем, конечно, речь в данном случае идет не только о деньгах, но и о технологиях и интеллектуальных вложениях. Как пример здесь приходит в голову Opel, который Сбербанк недавно собирался купить.

Но в любом случае автомобильная марка должна быть такой, которую на Западе называют народной. То есть если не Opel, то, допустим, Skoda — недорогая, востребованная людьми машина.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук

Здесь я бы начал с того, что Герману Грефу не удалось развить автомобильную отрасль (в частности, завод, о котором мы сейчас говорим), когда он являлся министром. Поэтому сейчас, будучи президентом банка, ему, как мне кажется, это тем более не удастся.

В то время как "ИжАвто" был неплохим автомобильным заводом, у которого получилось выжить в 90-е годы и подняться после дефолта. Однако сейчас он, насколько я понимаю, находится в тяжелом состоянии, и там необходимо все делать заново.

Думаю, что, конечно, банк будет продавать контрольный пакет.

Посудите сами: заниматься развитием — это не его функция.

Другое дело, что инвестор, скорее всего, захочет закрыть предприятие. Тогда как чтобы инвестор купил пакет акций под сохранение рабочих мест, нужно предложить ему очень сладкие условия. Боюсь, что хорошо перепродать свою долю Сбербанку не удастся, в результате чего его убытки едва ли будут покрыты.

Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России

Эта компания активно работает на сборке, причем в свое время ее оценивал АвтоВАЗ. Исходя из этого есть предложение попытаться продать завод АвтоВАЗу. Однако ввиду очевидных причин у последнего нет на то денежных средств. Поэтому на базе "ИжАвто" можно было бы расширить сборку автомобилей иностранных производителей. Правда, здесь встает вопрос, кого именно собирать. Тем не менее в принципе я бы реализовал акции стратегическому инвестору, который готов выходить на российский рынок и собирать здесь свои машины. Потому что пока у российских компаний средств на поглощение "ИжАвто" нет. И это касается не только АвтоВАЗа, но и ГАЗа.

Конечно, можно было бы попробовать подождать, пока рынок вырастет. Но насколько Сбербанк может позволить себе повесить на баланс компанию, которая постоянно аккумулирует убытки, — глубокий вопрос. Скорее все-таки стоит искать иностранных партнеров и активизировать переговоры с АвтоВАЗом о партнерстве.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015