На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Правительство взято в сетевое окружение

2009.12.24 , GZT.RU , просмотров 420
 

Президент Дмитрий Медведев вчера провел совместное заседание Госсовета и Совета при президенте по развитию информационного общества в РФ, где обсуждались перспективы внедрения электронного правительства. Глава государства резюмировал, что этот процесс займет в России не менее пяти-шести лет. Однако многие государственные услуги можно будет получать в электронном виде уже в следующем году через недавно открывшийся сайт gosuslugi.ru. К этому порталу будут подключены и региональные электронные правительства. 10 регионов разместили сведения о своих услугах на этом сайте, всего их 269. Однако в реальности число госуслуг, предоставляемых на всех уровнях власти, исчисляется десятками тысяч. В своем послании Федеральному собранию Медведев поручил уже к 2015 году перевести все государственные услуги в электронный вид.

Но во многих регионах до сих пор ничего не сделано. Губернаторы опасаются, что именно огромный разрыв между субъектами в степени перехода на оказание услуг в электронном виде может отодвинуть общенациональную информатизацию на неопределенный срок.

На последнее в этом году заседание Госсовета съехались абсолютно все губернаторы. Правда, далеко не все из них могли похвастаться большими успехами в области информатизации своей работы.

Регионы разделило цифровое неравенство

Открывая заседание, Дмитрий Медведев обратил особое внимание на то, что во многих регионах не началась разработка электронного правительства, и даже с охватом населения интернетом большие проблемы, и разрыв между разными субъектами колоссален. Так, в Москве 60% населения подключены к сети, а в регионах этот показатель не превышает 30—35%.

Президент поручил устранить "цифровое неравенство" между субъектами, а участники заседания даже предложили создать специальный фонд, который будет финансово поддерживать отстающие регионы.

Глава государства отметил, что многое зависит от воли региональных властей: "Там, где региональная власть с интересом занимается этой темой, изменения есть. А там, где региональная власть считает, что это какие-то "елочные украшения": и так жизнь трудная, но еще какое-то электронное правительство придумали, — там движения не будет".

Президент пригрозил губернаторам: если они не будут заниматься этой темой, это будет означать, что они оказались не годными для работы в современных условиях.

Поменьше бумаги, побольше файлов

С утра Медведев решил лично ознакомиться с открывшимся 15 декабря (вместо января 2009 года, как планировалось изначально) порталом gosuslugi.ru. Президент признал его достаточно удобным, но отметил, что пока он работает как единый государственный справочник.

"Пользоваться им достаточно удобно, но и только, — резюмировал Медведев. — Информация там есть, но возможность реализации своих потребностей, то есть оказание услуги в электронном виде, там в настоящий момент отсутствует".

Первым делом, считает Медведев, необходимо разработать единый подход к переходу на оказание услуг в электронном виде, потому что, как показала практика ведомств, перешедших на электронный документооборот, они пользуются зачастую абсолютно несовместимыми продуктами. При этом оказание многих госуслуг требует межведомственного взаимодействия.

На это же жалуются и региональные власти. Губернатор Пермского края, который входит в число регионов, полностью отказавшихся от ведения дел на бумаге, Олег Чиркунов рассказал корреспонденту "Газеты", что очень сложно распространить областной опыт на муниципальный уровень даже в таком развитом городе, как Пермь.

"Мы пытаемся внедрить электронный документооборот в правительстве города Пермь, но нам приходится заставлять их идти на это каленым железом, потому что встречаем ожесточенное сопротивление, — поделился Чиркунов с корреспондентом "Газеты". — У каждого своя позиция, и каждый хочет использовать свое программное обеспечение".

Однако, как справедливо заметил в беседе с корреспондентом "Газеты" сосед Чиркунова, губернатор Кировской области Никита Белых, "электронный документооборот — это еще не электронное правительство".

Препятствует информатизации работы чиновников и устаревшая нормативно-правовая база, которая требует предоставления многих документов на бумаге. Федеральное правительство уже начало осовременивать регламенты, а Медведев поручил регионам заняться тем же самым и начать с того, чтобы ввести запрет на требование предоставлять документы, которые уже находятся в ведомственных базах данных.

Трое из кабинета министров

Пока только три министерства начали обмениваться электронными образцами документов: Минэкономразвития, Минсельхоз и Минкомсвязи. Но и другие федеральные структуры стараются не отставать. Министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал корреспонденту "Газеты", что его ведомство собирается в ближайшее время сделать часть услуг доступными в электронном виде. Например, в следующем году станет открытой база дипломов, и каждый работодатель сможет проверить подлинность документов об образовании кандидатов, которые устраиваются к нему на работу.

Однако Минобрнауки пока не готово перевести выдачу лицензий и аккредитации для образовательных учреждений в электронный вид, признался Фурсенко. Зато Минобрнауки постаралось, чтобы не было проблем с кадрами в IT-сфере.

В рамках "Стратегии развития информационного общества в РФ" в следующем году увеличится количество бюджетных мест в вузах по информационным специальностям. "В этом году по направлению "информационная безопасность" средний балл ЕГЭ для поступления был сравним с гуманитарными специальностями, — сказал Фурсенко "Газете". — Это очень хорошо, потому что если проходной балл высокий, значит, эта профессия популярна среди абитуриентов. Сейчас точно так же увеличиваются средние баллы по всем информационным специальностям".

Национальная платежная система: между Минфином и вэбом

Электронное правительство должно будет не только выдавать электронные справки и разрешения, но и принимать и проводить электронные платежи. Вокруг создания единой национальной платежной системы, которая обсуждается с начала века (и особенно активно с 2005 года), на заседании Госсовета разгорелась жаркая дискуссия между министром финансов Алексеем Кудриным и главой Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым.

О необходимости скорейшего появления системы вчера напомнил президент Дмитрий Медведев, отметивший, что именно на ее основе можно было бы организовать выдачу социальных карт всем россиянам.

Дмитриев сообщил участникам Госсовета, что ВЭБ готов стать оператором такой системы. "Как институт, созданный государством для преодоления инфраструктурных ограничений роста, ВЭБ может стать той платформой, на базе которой могла бы быть создана и процессинговая структура, база данных и, собственно, основные операторские функции по созданию национальной платежной системы", — заявил он.

По его словам, сделать это ВЭБу позволит разветвленная филиальная сеть, которая появится в результате создания (одобренного на прошлой неделе) нового Почтового банка на базе Связь-банка и Почты России.

Однако заявление главы ВЭБа стало неприятным сюрпризом для министра финансов Алексея Кудрина. Он в довольно резком тоне раскритиковал выступление Дмитриева. "Дмитриев высказал спорный и, я бы даже сказал, концептуально неверный подход к национальной платежной системе", — заявил он.

Министр напомнил, что Минфин совместно с Минэкономразвития, ЦБ и группой банков, которые уже создали мощные процессинговые системы, давно разрабатывают законопроект о национальной платежной системе. Впрочем, в чем именно глава ВЭБа концептуально ошибается, министр не пояснил. "Речь не идет о каком-то одном банке. Это должны быть некие правила, по которым процессинги всех банков соединяются и работают", — сообщил он "Газете", заметив, что появление единого оператора для создания национальной платежной системы может не понадобиться.

В апреле этого года российские СМИ сообщали, что Минфин для развития национальной системы платежных карт предложил создать единую компанию-оператора в форме госкорпорации. Впрочем, тогда Минфин эту информацию официально не подтвердил.

"На самом деле технологически и ВЭБ, и Минфин видят построение национальной платежной системы одинаково", — заверил "Газету" топ-менеджер одного из крупнейших российских банков.

"Между ВЭБом и группой банков, о которой говорил министр, существует конкуренция за право создания национальной платежной системы, поскольку с ней связана программа по внедрению всероссийских социальных карт, а это платежи, которые принесут немалый доход тем, кто будет ими заниматься", — пояснил собеседник "Газеты".

Как лягут карты

Подготовка к появлению единой социальной карты россиянина ведется с 2005 года в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия". Предполагается, что социальная карта россиянина будет содержать все основные данные о гражданине (индивидуальный налоговый номер, номер страхового пенсионного полиса и др.) и что он сможет пользоваться ею и для получения выплат, включая заработную плату, и для оплаты различных услуг, прежде всего государственных. Ярким аналогом такой карты является эмитируемая с 2001 года Банком Москвы на базе Visa Electron социальная карта москвича.

В 2005 году об амбициозных планах запустить на базе собственной платежной системы "Сберкарт" (с июня 2009 года — Объединенная российская платежная система) национальный продукт — социальную карту россиянина — заявил Сбербанк. Однако успехов в этом он не добился.

К настоящему времени очевидно, что финансовые власти и банки пришли к пониманию, что социальная карта россиянина может появиться только на базе национальной платежной системы.

"Ясно, что необходимо обеспечить равные условия участия в этой системе всем банкам", — сообщил вчера Дмитрий Медведев.

"Речь не идет о каком-то одном банке, это не должен быть один орган, это должны быть некие правила, по которым процессинги всех банков соединяются и работают", — сказал Алексей Кудрин.

Однако ясности в деталях по этому вопросу по итогам заседания так и не прибавилось. Вице-премьер Сергей Собянин заявил, что для создания национальной платежной системы нужно решить "еще много вопросов". В частности, по его словам, необходимо понять, нужно ли совмещать карту услуг с платежным средством, и определить, какие платежные системы вообще должны использоваться (Visa, MasterCard или российская система). Он сообщил, что концепция проекта закона о национальной платежной системе должна быть разработана до 1 февраля 2010 года.

Вы на связи?

Борис Резник, зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи (фракция "Единая Россия")

А разве в наше время может быть иначе? Одно время я просто страдал от монополиста — своей сотовой компании. Например, был в командировке в США, и телефон, естественно, работал в роуминге. Но на второй день я его отключил, тем более что мне написали, что мой долг превысил 4 тыс. рублей. Там же в Америке в какой-то лавке за $25 купил местную SIM-карту. Оставшиеся восемь дней, которые я был в США, пользовался только ею и разговаривал по цене 10 центов за минуту — и с родным государством, и со всем миром.

Приезжаю домой и узнаю, что минута в роуминге у моего сотового оператора стоит 109 рублей. Но я никому в этой компании не могу задать вопрос: откуда взялась такая цена? Там не берут трубку, монополист абсолютно закрыт, а операторы ничего не знают и только говорят, что у них такие тарифы. Помимо всего оказалось, что мой долг составил 13 тыс. рублей. Это неимоверная глупость, и они сами не могут объяснить, за что берут эти деньги! И они не присылают счета на требования. Я против любой монополии, которая творит такое безобразие. Ну не может минута разговора откуда бы то ни было стоить 109 рублей! Монополизм надо выбивать из-под ног для того, чтобы была здоровая конкуренция. Я и теперь на связи, но уже с другим сотовым оператором.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

Я-то на связи, а вот на связи ли наши граждане с чиновниками — это вопрос. Интерфейс взаимодействия чиновников с гражданами — это незначительная часть электронного правительства. Такое правительство — это система принятия решений, выведенная на электронную основу. Когда это сделали американцы, то помимо экономии бумаги они за первый же год сэкономили не менее $4 млрд. Но даже это не является главным.

Главное то, что решения принимаются мгновенно. Я знаю уже несколько российских корпораций, где введена аналогичная система принятия решений. А у нас в основном сейчас так: для того чтобы письмо дошло до соседнего министерства, кладут неделю. И еще через неделю должны получить ответ. А если это не приоритетное письмо и не приоритетное ведомство, то кладем месяц полтора. При электронном правительстве любой вопрос без возникновения споров решается в течение дня. С возникновением споров и с привлечением третейского судьи — до двух-трех дней. Эта тема у нас муссируется с 2000 года. Уже давались поручения, и даже была программа электронного правительства, которая не пошла.

Игорь Трунов, адвокат, доктор юридических наук, профессор

По-моему, по интернету можно связаться с кем угодно, но только не с представителями власти. У нас только декларируются такие возможности взаимоотношений с властями, а практика показывает, что это чаще всего нерабочий институт. Я в своей жизни в переписку с органами власти по интернету вообще так ни разу и не вступил, хотя неоднократно пытался это сделать. Там либо указаны какие-то несуществующие телефоны, либо все время пищит факс. Как послушаешь этот писк, то прекрасно понимаешь, чем может закончиться попытка начать электронную переписку с представителями власти.

Марат Гельман, галерист

В Нью-Йорке 80% всех муниципальных вопросов решается исключительно с помощью электронного общения. Я уже видел там модель электронного правительства города. Люди спокойно сидят дома, заполняют какие-то формы и через некоторое время получают ответы. И это просто замечательно, потому что нет никакого личного общения с чиновником. Так что если будет осуществлен переход к электронному государству, то вместо чиновников будут компьютеры. Пока есть чиновники, которые что-то решают, будет и коррупция.

Борис Моисеев, заслуженный артист России

Я каждый день выхожу в интернет — то по работе, то читаю новости, проверяю почту, которой, кстати, мне приходит очень много. И еще в интернете я читаю очень много талантливых высказываний, что меня просто поражает! Конечно, на меня влияют какие-то высказывания в интернете, которые касаются меня, и я на это реагирую. Например, бывает, что я с кем-то вступаю в полемику. Но я не говорю, что я — это я, а выхожу во всемирную паутину под другим именем. Я выхожу как посторонний наблюдатель и в то же время как защитник самого себя. Мне очень интересна эта игра, я буквально чувствую отношение людей к себе.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015