На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Очередной пиар властей накануне выборов в Госдуму

2016.07.14 , Росбалт , просмотров 1645

Министерство финансов и Федеральная налоговая служба обсуждают возможность контролировать крупные расходы граждан. Об этом в среду сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники. По данным издания, пойти на такой шаг чиновников побудили дефицит бюджета и необходимость бороться с «серыми» зарплатами. Отмечается, что тема контроля за расходами давно обсуждается во власти, однако актуальность приобрела лишь в последнее время. Эксперты, опрошенные «Росбалтом», усматривают под инициативой разные мотивы — от предвыборного пиара, до вполне конкретных задач по наполнению бюджета.

Относительно планов Минфина и ФНС пока очевидно лишь то, что единого мнения о механизмах воплощения идеи в жизнь у чиновников пока нет. Одним из главных препятствий является сложность с вычислением разрешенных доходов во временном отношении. Пока не ясно, что будет с людьми, которые копили большую сумму денег на крупную покупку в течение продолжительного времени.

На этот фактор указывает и министр экономики России в 1992—1993 годах Андрей Нечаев. По его словам, в уравнении, заданном чиновниками, пока очень много неизвестных. Необходимо определить, какие расходы считать крупными, по какой схеме их будут контролировать, а также, сколько усилий государственного аппарата потребуется на реализацию мер и отчетность. Эксперт отмечает, что сам факт расходов не может являться основанием для взимания дополнительных налогов.

«Вопрос в том, что будет признаваться законным доходом, который является обоснованием расходов, — рассуждает экономист. — Например, условно, выигрыш в МММ. И привязка всего этого ко времени. Человек потратил миллион рублей,  за какой срок он должен показать доход в миллион рублей — за год, два, три, десять?»

Механизм контроля за расходами в России уже существует — применительно к госслужащим и сотрудникам госкомпаний, которые обязаны декларировать крупные финансовые операции. Впрочем, сейчас эти данные никак не используются в налоговом администрировании. Тот факт, что даже отчетность чиновников не отслеживается со всей строгостью, говорит о популистском характере инициативы, полагает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По мнению эксперта, идею ФНС следует оценивать исключительно как пиар властей накануне выборов в Госдуму, поэтому ее дальнейшее развитие и воплощение маловероятно. «Эти люди не хотят должным образом контролировать крупные расходы чиновников, а замахнулись на все население, — говорит он. — Мы это проходили в 1997 году, была попытка все это ввести, но это будет означать переход на дробление счетов сразу. Когда вы не будете покупать, скажем, Mercedes, а будете отдельно покупать четыре колеса, раму и что-то еще».

Экономист напоминает, что уже сейчас контролируются все безналичные денежные операции на сумму свыше 600 тыс. рублей. «Странно, что такой профессиональный и компетентный человек, как Силуанов (глава Минфина, — „Росбалт“), такие вещи позволяет. Я думаю, что он понимает ситуацию лучше всех, но поскольку инициатива формально в правильном русле, он предпочитает, чтобы она умерла своей смертью и не хочет марать руки», — высказывает мнение эксперт.

Рассматривать столь громкую идею как часть предвыборной кампании склонен и экономист ФБК Игорь Николаев. Однако, по его мнению, учитывая степень ее проработки, стоит ожидать более конкретных действий в преддверие не парламентских выборов, а президентских — в 2018 году. «Эта мера электорально привлекательна. Против богатых: они там покупают яхты, самолеты — вот, надо прижучить. А в 2018 году у нас основные выборы. Так как это касается налогов, соответствующее решение должно быть принято в середине 2017 года», — подчеркивает специалист.

Однако против контроля за крупными расходами работает международный опыт и тяжелая экономическая ситуация, добавляет он: «Когда кризис, попытки выйти из кризиса за счет богатых (а здесь на это расчет и есть), как ни парадоксально, ничем хорошим не заканчиваются, об этом международный опыт говорит. Механизм можно вводить, но его надо вводить тогда, когда в экономике все более-менее хорошо. В противном случае мы рискуем тем, что богатые еще больше будут уклоняться от уплаты налогов».

Тем не менее, с точки зрения Андрея Нечаева, «предвыборная» версия несостоятельна, поскольку кандидаты сами являются главными субъектами этой системы, обязуясь раскрывать большое расхождение между расходами и доходами за три года. «Так или иначе, Минфин озабочен доходами бюджета и ищет разные способы их получения, включая уклонение от уплаты налогов. Это одна из мер, которая позволит контролировать налоги на доходы физлиц и делать их более явными прозрачными, но дальше — дьявол кроется в деталях», — подводит итог экономист.

Денис Гольдман

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015