На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Нефтегазовый двигатель евразийской интеграции

2016.06.28 , Полит.ру , просмотров 684

Не успели эксперты и аналитики обсудить итоги Петербургского международного экономического форума, ключевой темой которого стало российско-итальянское партнерство, как взгляды политической и деловой общественности обратились в сторону Китая, куда с официальным визитом прибыл президент РФ Владимир Путин. Вместе с ним в Поднебесную отправилась и внушительная делегация глав крупнейших российских корпораций, в задачу которых входило подписание ряда крупных сделок, призванных подтвердить, что развитие взаимоотношений двух стран носит долгосрочный и стратегический характер.

Как заявил сам Владимир Путин, взаимодействие России и Китая на международной арене является «фактором стабильности в мировых делах», и в основе этих двусторонних связей лежит экономика, на базе которой выстраивается партнерство и по другим направлениям — на международной арене, в сфере культуры и образования. «Мы работаем вместе и над космическими программами, в сфере авиации, разрабатываем и широкофюзеляжный самолет, и тяжелый вертолет, — рассказал глава государства агентству «Синьхуа» накануне своего визита в Китай. — Вместе работаем над экологическими вопросами, продолжаем очень крупные масштабные проекты в сфере энергетики, в том числе в атомной энергетике».

Именно сотрудничество РФ и КНР в области энергетики привлекает особое внимание в контексте двусторонних отношений и так называемого поворота на Восток. Да, Поднебесной этот поворот, конечно, не ограничивается: к масштабным проектам, которые Россия планирует реализовать в Азии, с большим интересом относятся и Индия, и Япония, и страны АСЕАН. Но никто не будет спорить с тем, что энергетический диалог с Китаем, являющимся второй экономикой мира, стоит в этом ряду особняком.

Основу этого диалога еще в середине «нулевых» заложила «Роснефть»: 10 лет назад по инициативе компании было создано первое паритетное российско-китайское совместное предприятие в области добычи нефти — «Удмуртнефть» (в проект вошла китайская нефтехимическая корпорация Sinopec). И с тех пор отношения лидера российской нефтяной отрасли с компаниями из Поднебесной планомерно укреплялись, позволяя экспертам говорить о прорыве «Роснефти» на восточном направлении. Начиная с 2009 года компания заключила ряд долгосрочных контрактов на поставку нефти с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). Выполнение контрактных обязательств и гарантированные поставки качественного сырья позволили «Роснефти» достичь уникального результата: в 2013 году с CNPC был заключен исторический 25-летний контракт на поставку 325 млн тонн нефти, который эксперты назвали «сделкой века».

Кроме того, «Роснефть» активно развивает интегральный формат сотрудничества с азиатскими партнерами, предполагающий совместную инвестиционную работу по всей технологической цепочке от добычи до транспортировки. То есть речь идет о том, чтобы Китай и другие страны АТР с их быстрым ростом населения, национальных экономик и емкостью рынков не только покупали углеводороды, но и совместно с российской компанией осваивали труднодоступные сибирские и шельфовые месторождения, инвестировали в строительство нефтеперерабатывающих заводов, развитие Северного морского пути и других транспортных коридоров. Ярким примером такого сотрудничества является строительство судоверфи «Звезда», в ходе которого будут использоваться уникальные технологии и оборудование предприятий из Поднебесной, а также освоение шельфа Охотского моря, к которому — на стадии поискового бурения — «Роснефти» удалось привлечь китайскую платформу компании China Offshore Ltd. И если говорить о ближайшей перспективе в цифрах, то суммарный объем сотрудничества российской компании с китайскими партнерами до 2035 года с учетом взаимного товарооборота по уже заключенным контрактам составит более 500 млрд долларов!

На этот раз, продолжая вектор интегрального партнерства, «Роснефть» договорилась об основных условиях потенциальной сделки с китайской группой Beijing Gas, которая предусматривает продажу 20% акций предприятия «Верхнечонскнефтегаз». По мнению аналитиков, сделки, подобные этой, не только позволят российской компании получить средства на развитие новых месторождений в Восточной Сибири и минимизировать собственные расходы, снижая тем самым долговую нагрузку и повышая устойчивость таких проектов к рыночной волатильности, но и откроют «Роснефти» новые перспективы на азиатско-тихоокеанском направлении (Beijing Gas является одним из главных дистрибьюторов природного газа в Поднебесной).

Еще одним шагом в развитии интегрального формата сотрудничества с азиатскими партнерами стало подписание «Роснефтью» и уже упомянутой Sinopec рамочного соглашения о возможном участии в проекте по строительству и эксплуатации газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса в районе восточносибирского административного центра Богучаны, ресурсной базой для которого станут нефтегазовые месторождения Юрубчено-Тохомского кластера. По этому соглашению компании планируют создать совместное предприятие уже в следующем году, и, учитывая предполагаемую мощность комплекса (5 млрд. куб м. сырого природного газа с выпуском до 3 млн. т высокотехнологичных полимеров и нефтехимической продукции), реализация этого проекта позволит удовлетворить растущий спрос на полиэтилен и полипропилен в обеих странах.

Кроме того, «Роснефть» и компания ChemChina подписали соглашение об основных условиях сотрудничества по проекту ВНХК, который предусматривает создание в Дальневосточном федеральном округе уникального технологического  кластера по производству передовой нефтехимической продукции, предназначенной, в том числе, для рынков АТР. Стороны договорились провести совместный экономический анализ с целью уточнения рыночных ниш для продукции ВНХК с учетом возможностей китайской компании, располагающей устойчивыми позициями на азиатско-тихоокеанских рынках. В данном случае привлечение партнера из Поднебесной в качестве инвестора позволит «Роснефти» реализовать стратегически важный проект, сохранив при этом над ним контроль, и также откроет российской компании рынки Китая и стран АТР, больше остальных потребляющих нефтехимическую продукцию. Пока же ChemChina закупает у «Роснефти» нефть: в рамках нынешнего визита Владимира Путина стороны подписали новый годовой контракт на поставку сырья.

Но и это еще не все: в Пекине компания «Роснефть» подписала меморандум о стратегическом сотрудничестве в области нефтесервисных услуг с одним из лидеров этого рынка — компанией Shandong Kerui Petroleum Equipment. Документ предусматривает реализацию совместного пилотного проекта на территории России и позволит «Роснефти» оптимизировать затраты на нефтепромысловые услуги и приобретение соответствующего оборудования, а также улучшить производственные показатели собственного нефтесервиса, развитие которого, по словам главного исполнительного директора Игоря Сечина, является стратегической задачей компании.

Говоря о совместной работе по всей производственной цепочке и вспоминая о транспортировке, нельзя не отметить строительство вышеупомянутой судоверфи «Звезда», в котором китайские партнеры играют важную роль. В рамках визита Владимира Путина в Пекин при поддержке «Роснефти» между АО «ДВЗ «Звезда»,  China Shipbuilding & Offshore International Co. Ltd. (CSOC) и Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry Co., Ltd. (BSIC) подписан контракт на строительство и поставку транспортно-передаточного дока грузоподъемностью 40 000 тонн для этого судостроительного комплекса. Использование такой техники для  судостроительной отрасли России является беспрецедентным, а продукция, произведенная на верфи, будет способствовать освоению шельфовых месторождений, которые, по прогнозам аналитиков, обеспечат до 30% нефтедобычи к 2050 году и станут основой энергобезопасности России.

Выступая на саммите энергетических компаний на прошлой неделе, глава «Роснефти» отметил, что важными преимуществами российской нефтегазовой отрасли являются развитая экспортная инфраструктура, протестированная  десятилетиями система сбыта, успешно дополненная  долгосрочными контрактами, а также интеграция в растущие на Востоке и стабильные на Западе рынки сбыта. Учитывая роль нефтегазового сектора в жизни страны, очевидно, что соглашения, подписанные неделю назад в рамках ПМЭФа, и сделки, заключенные в рамках визита Владимира Путина в Китай, стали не только подтверждением этих слов, но и ярким примером реализации евразийско-интеграционной политики России, которая не отворачивается от «старого знакомого» Запада и в то же время все активнее смотрит в сторону многообещающего Востока. В связи с этим хочется процитировать директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, который, рассуждая на страницах «Независимой газеты» об активности «Роснефти» в обоих направлениях, отметил следующее: «По сути, речь идет о создании нового, гармоничного типа международного экономического сотрудничества или, говоря словами президента Путина, «формировании широкого интеграционного контура», который будет оказывать серьезное стабилизирующее воздействие и на политические отношения в целом».

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015