На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Экономика России: тупик или развилка?

2016.06.03 , Большая Москва , просмотров 2194

Положение российской экономики в текущий момент обсуждали на специальном круглом столе в информационном агентстве «Россия сегодня»

Бизнес, промышленность и торговля страны адаптировались к нынешним сложным условиям – так считают многие эксперты. Люди и компании привыкли к новым экономическим реалиям и их последствиям, похоже, долгосрочным. И смирились. При этом сам кризис еще не миновал, а его острая фаза плавно перешла в хроническую – так считают другие экономисты.

При этом все основные современные вызовы перед Россией остались – и перед государством, и перед бизнесом, и перед населением. Попросту говоря, все эти вызовы сводятся к одному вопросу. Наивному и даже, пожалуй, детскому, но от этого еще более серьезному: а, все-таки, как жить дальше?

Руководитель Центра перспективного финансового планирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Кристина Швандар отметила рост котировок на товарных биржах. Так, на 1% увеличилась стоимость цветных металлов, драгоценные металлы (платина и палладий) подорожали на 2%, а цены на золото дорожают еще больше.

«Наш экспортный потенциал дает экономике некоторые положительные стимулы, добавляя позитива в наш экспорт, - сказала эксперт. - Импорт потихонечку восстанавливается. Чуть только улучшается ситуация на мировых товарных рынках, наша экономика опять возвращается на импортноориентированные рельсы».

В результате несколько увеличиваются доходы сырьевых российских компаний. Это приводит к увеличение сборов налогов и отчислений в бюджет, часть которого перераспределяется в том числе и на внутренние нужды: выплату пенсий, зарплат учителям, врачам, чиновникам и государственным служащим. Это стимулирует внутренний спрос, однако россияне на внутреннем рынке пока предпочитают покупать импортные товары, за исключением некоторых секторов.

Утверждения о том, что российская экономика адаптировалась к новым условиям, директор института проблем глобализации Михаил Делягин называет черным юмором финансистов. Он апеллирует к экономическим показателям: в 2015 году экономический спад составил 3,7%, а за 4 месяца текущего года 1,5%. Розничный оборот в 2015 году снизился на 10% по официальным данным, а по опросам социологов официальная инфляция занижается в два раза, отмечает он.

Эксперт приходит к выводу, что рядовое населения России снизило уровень потребления на четверть. «Вот это и есть наша адаптация, на костях, грубо говоря», - подчеркнул он.

«Ресурсы для развития имеются внутри страны, - продолжил Михаил Делягин. – У нас в федеральном бюджете до сих пор без движения лежат 7,8 трлн. рублей, в Пенсионной системе еще 3 трлн. рублей размещены на фондовом рынке, - именно их можно направить на модернизацию системы ЖКХ в любой момент, когда захочется».

Выход экономист видит в оздоровлении российской экономики, для чего нужно провести модернизацию инфраструктуры и искоренить коррупцию. По его мнению, именно модернизация инфраструктуры позволит снизить издержки бизнеса и промышленных производств и приведет к оживлению деловой активности.

Искоренение коррупции также благотворно отразится на экономике страны, поскольку исключит нелегальную мзду, взятки и другие формы незаконных податей из товарно-денежных отношений. То есть теоретически, в случае искоренения коррупции, текущие расходы и затраты бизнеса на взятки и подати также исчезнут, что в идеале должно привести к снижению конечной стоимости российских товаров и услуг.

«Мы можем начать модернизацию, - убежден Михаил Делягин. – Но это будет очень болезненный процесс. Поскольку у нас полностью утрачена культура проектной деятельности, уничтожены инженерные и рабочие кадры, уничтожена система их подготовки».

Другие эксперты, не отвергая данную идею как таковую, отмечают, что обе эти задачи – стратегические и потребуется длительное время, чтобы их решить. А сколько именно времени придется «держаться» - они не уточняют.

«Нужно понимать горизонт достижения результата», - отметил проректор института труда и социальных отношений Александр Сафонов. Он напомнил, что Соединенным Штатам Америки для борьбы с коррупцией только в среде судейского комплекса и полиции потребовалось 50 лет.

Однако это не означает, что такие идеи не надо воплощать. Но пока не очень понятно, как. Похоже, что система противится подобным изменением, и по мере усилия попыток ее изменить это противостояние только увеличиться. Хотя на местах в регионах сейчас все больше появляется информации о разоблачениях очередного коррупционера, и следственные органы возбуждают все больше уголовных дел антикоррупционной направленности. Главное – чтобы это была не очередная кампанейщина, а регулярная и кропотливая работа, которая рано или поздно все же приведет если не к полной ликвидации коррупции, то, по крайней мере, к ее ограничению. Очень хочется на это надеяться.

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015