На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Копенгаген бросил вызов Киото

2009.12.08 , gzt.ru , просмотров 435
 

Вчера в Копенгагене открылась важнейшая в мире конференция ООН по изменению климата. В течение двух ближайших недель представители 192 стран рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC) будут обсуждать, какие меры должно принять человечество, чтобы защитить себя от глобального потепления. Впрочем, еще до церемонии открытия саммита было ясно: индустриальные и развивающиеся страны придерживаются принципиально различных позиций по поводу защиты климата. Во вступительной речи председатель конференции, премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен назвал нынешние переговоры "шансом для всего мира, упустить который непозволительно". Расмуссен призвал гостей копенгагенского саммита сделать все возможное, чтобы достичь главной цели — заключения новой международной конвенции по сокращению количества вредных выбросов в атмосферу.

Предыдущий подобный протокол, который был заключен в японском городе Киото в 1997 году, истекает в 2012-м.

По мнению Межправительственной комиссии ООН по климатическим изменениям (IPCC), если нынешний саммит не завершится подписанием договора-наследника, Землю ожидают катастрофические последствия. Согласно многим авторитетным научным исследованиям, стремительное потепление климата связано именно с жизнедеятельностью человека, точнее, с большим количеством вредных выбросов, которые производят промышленные объекты.

В ответе — земляне

"То соглашение, которое мы предлагаем подписать лидерам приглашенных в Копенгаген стран, будет охватывать все слои общества — так же, как охватывает их глобальное потепление, — заявил вчера Расмуссен. — Переговорщики, как и политики, не могут исправить ситуацию в одиночку. Основная ответственность лежит на жителях Земли, которые точно почувствуют страшные последствия, если мы потерпим неудачу на сегодняшней конференции".

На текущей неделе в Копенгагене пройдут переговоры экспертов и специалистов из 192 стран. С 14 декабря на саммит начнут прибывать министры и главы государств — членов UNFCCC. Как сообщили "Газете" в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, на данный момент в датской столице находятся десятки российских экспертов.

"На саммит прибыли не только представители нашего министерства и Росгидромета, но также ряда коммерческих структур, которые заинтересованы в международном сотрудничестве", — заявили в Минприроды.

Кто из высших российских политиков прибудет на вторую неделю конференции, пока не ясно. Правительство РФ должно определиться ближе к 14 декабря.

Как заявил "Газете" руководитель климатической программы российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Кокорин, который в данный момент находится в Копенгагене, в российской делегации работают специалисты высокого класса.

"Здесь есть советник президента по климату Александр Бедрицкий, бывший глава Росгидромета, очень опытный человек. Приехал и Олег Шаманов, глава профильного отдела МИД РФ, — заявил Кокорин. — Эти люди работают над проблемой парниковых выбросов около 15 лет, у них есть своя позиция. Они ее высказывали, и она довольно стройная и четкая".

По словам Аркадия Тишкова, заместителя директора Института географии РАН, международные переговоры в Копенгагене могут пойти по двум сценариям. "Во-первых, саммит может закончиться обычной политической декларацией. То есть индустриальные страны выразят готовность поддержать развивающиеся экономики передовыми технологиями, финансами и гуманитарной помощью. К такому варианту готовы все страны — члены UNFCCC, — заявил эксперт. — Второй вариант, то есть экономическое соглашение по типу Киотского протокола, выглядит менее вероятным".

"Восьмерка" и все остальные

Присутствующие в Копенгагене делегации разделились на два блока. Первый, который объединяет в себя "большую восьмерку" (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония) и другие индустриальные страны с развитой экономикой, предлагает не допустить среднего потепления климата более чем на 2 градуса по Цельсию.

Второй блок, куда входят десятки развивающихся стран, а также Китай (эта страна считается крупнейшим производителем парниковых газов в мире), требует более жестких мер: ограничения потепления на 1,5 градуса.

Впрочем, по мнению государств из "развивающегося" блока, основной груз этого соглашения должен взять на себя индустриальный мир в качестве платы за использование их ресурсов.

"Если итогом саммита будет просто политическое заявление, какая-нибудь министерская декларация и больше ничего, то это будет очень плохо, — считает руководитель российского WWF. — Если это будет решение, не подлежащее ратификации, это тоже можно будет назвать провалом. Оптимальный выход в таких условиях — специальное решение о переносе сроков переговоров. Похоже, что все к этому идет. Потому что по целому ряду вопросов — по финансовым, по идеологическим — страны просто не успеют договориться".

Согласно предварительному тексту UNFCCC, который стал основой копенгагенской конференции, страны должны будут не только оплачивать количество парниковых газов, не предусмотренных установленной квотой. В проекте UNFCCC, опубликованном в мае текущего года, говорится об "активизации действий в области финансирования, о передаче технологии и укреплении потенциала". Документ предполагает увеличить объемы международных отчислений "для поддержки мер по предотвращению климатических изменений". Таким образом, новый договор потребует от индустриальных держав активнее финансировать экологические программы развивающихся экономик.

Весь мир — две оси

"Дело в том, что нынешние страны разделены по осям "север — юг" и "запад — восток". Северные и западные страны в среднем более развиты и более богаты, они имеют больше возможностей вынести производство за границу, в развивающиеся страны, — считает Тишков. — Таким образом, индустриальные державы выносят и свои вредные выбросы, отходы производства".

По мнению собеседника "Газеты", экономическое соглашение по сокращениям парниковых выбросов окажется рациональном только в том случае, "если оно будет рассчитывать климатические квоты с учетом роста потребления определенных товаров, а не по объему выбросов углекислых газов".

Китай между тем уже выдвинул схожую инициативу: страна требует от западных стран платы за китайские парниковые газы. По мнению Пекина, КНР стала самой опасной для земного климата страной исключительно потому, что работает на экспорт. Согласно последним исследованиям Tyndall Centre, британского центра, следящего за климатическими изменениями, на долю китайского экспорта приходится более 20% всех парниковых газов, которые производит страна. КНР требует, чтобы каждая страна, ввозящая китайские товары, автоматически платила бы и за парниковые газы, выделяемые китайскими фабриками при производстве экспорта.

В ноябре солидарность с китайской позицией выразили и страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Страны — члены АТЭС на последнем саммите в Сингапуре отказались вдвое сократить количество парниковых выбросов к 2050 году, как требует климатическая дорожная карта ООН. Более того, лидеры этих держав заявили, что ждут от ведущих мировых держав материальной помощи для улучшения климатической политики.

"Всемирная инициатива по сокращению парниковых выбросов потребует определенных мер, в том числе финансовых и технологических инвестиций в страны с развивающимися экономика ми", — гласит совместное заявление саммита АТЭС.

Впрочем, азиатские политики обязались к 2030 году сократить энергопотребление на 25%.

Теории подрывают доверие к саммиту

Для того чтобы удовлетворить претензии Китая и его союзников, Расмуссен уже предложил альтернативный способ работы UNFCCC. Речь идет о так называемой концепции одного соглашения и двух шагов. Согласно инициативе, в Копенгагене страны — члены ООН выразят принципиальное согласие заключить новый договор о сокращении парниковых выбросов. После этого начнутся переговоры о деталях соглашения. Документ будет подписан в следующем году — на саммите ООН в Мехико.

Президент США Барак Обама в Копенгагене заявил, что понимает позицию своих азиатских коллег. Однако что собираются делать Соединенные Штаты, пока не ясно. Страна не ратифицировала Киотский протокол и до 2005 года считалась страной с самым большим количеством вредных выбросов в атмосферу.

Вашингтон уже заявил о готовности подписать копенгагенский протокол, если он будет согласован. Пока США согласны сократить к 2020 году количество своих выбросов на 2—3% (по сравнению с уровнем 1990 года). Это существенно меньше заявок других стран. Так, Россия обязуется в те же сроки сократить производство вредных газов на 20— 25%, Швейцария — на 30%, а Норвегия — на 40%.

Тем не менее Обама обещает, что Соединенные Штаты смогут стать лидером по сокращению выбросов, принимая односторонние меры. Ожидается, что по приезде в Копенгаген президент расскажет о том, как США будут вести климатическую политику ближайшие 40 лет.

Кроме того, вчера агентство по охране окружающей среды США обнародовало доклад, авторы которого доказали, что парниковые газы угрожают здоровью американцев. Этот доклад должен стать еще одним аргументом в пользу принятия США обязательств по сокращению выбросов в атмосферу.

Впрочем, копенгагенская конференция и научные публикации не смогли заглушить ноябрьский скандал, получивший название "климатический Уотергейт".

В прошлом месяце неизвестные хакеры взломали сайт британского университета Восточной Англии и выложили в открытый доступ сотни электронных писем, из которых следовало, что глобальное потепление — это миф (см. стр. 17). Вчера глава IPCC Раджендра Пачаури решительно опроверг эти сообщения, заявив, что "некоторые британские ученые, возможно, хотели просто очернить IPCC".

Впрочем, заместитель директора Института географии РАН спокойно отнесся к альтернативной точке зрения на климат. "Теория о циклическом потеплении климата на Земле довольно распространена. Кроме того, существуют теории о влиянии на климат Мирового океана и вулканов, — заявил Тишков. — Все это также может снизить доверие к нынешнему саммиту в Копенгагене".

Тишков уверен, что нынешние международные переговоры не учитывают "экосистемные услуги", которые предоставляет Россия другим странам планеты. "Нашей стране при всех недостатках экологической политики удается сохранить девственные леса — более 20% мировой площади, огромные запасы пресной воды, — заявил эксперт. — Россия уже давно является экологическим донором мира, и это должно учитывать международное сообщество".

По мнению Тишкова, такое же значение для земного климата играют Бразилия, Канада, некоторые тропические африканские страны и в меньшей степени США.

Удастся ли на саммите в Копенгагене принять новый документ взамен Киотского протокола?

Виктор Данилов-Данильян, директор Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук

Вряд ли на Копенгагенском саммите будет принят климатический документ, который на следующие после 2012 года семь лет заменит Киотский протокол. А вот о принципах, на которых будет должен базироваться этот документ, по-моему, договориться удастся. Так что сам договор, скорее всего, будет принят через год.

Вне всякого сомнения, быстро развивающиеся страны, скажем, Бразилия, Индия, Китай, должны будут принять на себя обязательства по сокращению, а лучше сказать, по лимитированию выбросов (сокращение для Китая в настоящее время просто невозможно).

А вот в какой форме будет взято обязательство по лимитированию, это пока открытый вопрос.

То есть здесь будут либо абсолютные цифры, которые нельзя будет превзойти, либо проценты от базового года, которые в этом случае нужно будет выбрать, либо, скажем, это будут ограничения на карбоноемкость валового внутреннего продукта.

Эти темы сейчас как раз дискутируются, и я думаю, что по ним и будет достигнуто некое соглашение. То есть по показателям, с помощью которых и будет осуществляться контроль. Однако, вне всякого сомнения, у каждой страны на первом месте стоят свои национальные экономические интересы, и все дело именно в этом.

И еще. Я не сомневаюсь, что следующий документ без США никак не обойдется. Ведь раньше была администрация Буша младшего, а теперь Оба мы. И у этих двух администраций по климату и по экологии вообще позиции разнятся принципиально. То, чего не хотел сделать Буш-младший, хочет сделать Обама. Так что США будут активно участвовать в переговорном процессе.

Алексей Яблоков, советник РАН, председатель фракции "Зеленая Россия" в партии "Яблоко"

Какой-то документ будет принят обязательно, потому что саммита без документа не бывает. Но будет ли это обязывающий документ или только декларация о намерениях?

Киотский протокол — это обязывающий документ, и страны, присоединившиеся к нему, брали на себя обязательства. И сейчас Россия поехала в Копенгаген с готовностью взять на себя обязательство по снижению выбросов на 25%.

А вот другие страны к этому не готовы. Скажем, те же США, где Обама вроде бы и готов, а конгресс — нет, потому что это требует больших специальных капиталовложений и, как они считают, снижения эффективности их промышленности. Также не готовы взять на себя такие обязательства и быстро развивающиеся страны, например, Индия, Китай и Бразилия. Так что какой-то документ примут, но, похоже, это будет политическая декларация.

Владимир Кашин зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии (фракция КПРФ), академик Российской академии сельскохозяйственных наук

Для реального влияния на климатические условия вообще-то есть Киотский протокол. Однако поведение США говорит о том, что они и не думают на него реагировать. А ведь Киотский протокол как раз определяет параметры и ограничения той или иной страны по выбросам и выдерживает экологическую составляющую.

А если говорить о других форумах, которые будут принимать некую новую климатическую доктрину, так это может осуществляться через масштабные практические научные исследования, предпринятые компетентными научными структурами. Только они на основе опытных данных смогут определить эту доктрину и увидеть ситуацию в развитии, подключая под это не только экономические, но и политические системы страны.

Скажем, на конференции в Рио-де-Жанейро были определены приоритеты в развитии экологической составляющей любой страны, и теперь любой экономический или социальный проект рассматривается, особенно в развитых и успешных странах, именно через эту призму.

Однако, к сожалению, и в этом плане есть злостные нарушения, и я не вижу значимости любого другого мероприятия — копенгагенского или какого-либо еще.

Ведь по уровню, количеству и спектру состава участников, по изучению данной проблемы эти мероприятия вряд ли смогут перешагнуть или даже сравниться с уже прошедшими крупными научно-практическими конференциями.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

Новый документ принять удастся, но он не будет обязывающим. Слишком сильно различаются интересы всех стран. В документе будут объединены добровольные стремления различных стран, включая США и Китай. Однако объединить всех единым стандартом и ввести санкции за его нарушение этот документ не сможет.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015