На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Отдать свои, просить чужие

2016.03.18 , Труд , просмотров 2230

Зачем Россия помогает деньгами Америке?

 

«Хорошо беречь белу денежку на черный день» — гласит старинная русская поговорка. И в повседневной жизни рачительные граждане складывают сбережения на банковский депозит под проценты, желательно большие. Когда денег не хватает — берут взаймы, увы, тоже под проценты, желательно маленькие. А можно ли делать наоборот, причем одновременно? Российский Минфин и ЦБ могут.

В нынешнем феврале Министерство финансов купило государственные облигации США на 4,8 млрд долларов под 1-2% годовых. И одновременно предложило 25 крупнейшим иностранным банкам купить у него российские евробонды на 3 млрд как минимум под 9% годовых.

Для тех, кто не понял: американцам Россия одолжила почти 5 млрд долларов под мизерный процент, а сама пытается взять взаймы 3 млрд тех же долларов, заплатив вчетверо дороже иностранным кредиторам, если таковые найдутся. Пока заграница отказывается нам одалживать. Нет, цена кредита их очень даже устраивает, но не рекомендуют Вашингтон и Брюссель — фактически из-за санкций. Нам объявили финансовый бойкот. То есть не дают взаймы деньги, которые мы исправно складываем в их же кубышку.

В этих условиях совсем непонятно, зачем мы вообще у кого-то просим такую малость, да еще задорого, если в федеральном казначействе США лежат почти 100 млрд долларов российских денег под мизерный процент — практически без всякой пользы. Кстати, еще год назад в американских финансовых авуарах хранились лишь 66,5 млрд, принадлежащих России, но наш Минфин, несмотря на кризис и прорехи в бюджете, регулярно добавляет туда еще и еще.

Министр Силуанов утверждает: это про запас, на черный день. Хотя, казалось бы, он давно на дворе: планируемый дефицит федерального бюджета в нынешнем году уже оценивается в 30 млрд долларов (при цене на нефть 50 долларов за баррель) — куда уж чернее? Все это напоминает действия наперсточников: вот лежали деньги, вот ловкое движение — и они уже у «друзей», в американских активах, откуда взять не получается...

В это же самое время правительство установило новый размер прожиточного минимума на душу населения: в среднем по стране теперь он составляет 9,45 тысячи рублей, хотя в прошлом году был 10 тысяч. То есть нас с вами на голубом глазу уверяют, что за последний год жизнь в России стала дешевле, денег на нее требуется меньше.

А в качестве аргумента приводятся данные исследовательского центра «Ромир»: в нынешнем феврале среднестатистический россиянин потратил на покупку продуктов питания на 13,5% меньше денег, чем год назад. Цифра рекордная. В крупных городах с населением от 500 тысяч человек траты на продовольствие сократились еще больше: на 15,8%. Если раньше разовый поход в гастроном обходился в 1000 рублей, то теперь в 887 рублей.

Но ведь причина-то совершенно другая — у населения стало меньше денег, приходится экономить. Однако правительство делает совершенно противоположные выводы: жить стало лучше, жить стало веселее, количество бедняков в России начало снижаться. Следовательно, и выплат социальных пособий должно стать меньше.

Исполнительной власти в этом помогает законодательная — сразу обеими палатами. Глава конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас только что внес в Госдуму законопроект о введении в России нового вида обязательного социального страхования — «на случай утраты причитающейся работнику заработной платы вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя». В этом случае работники смогут получить из бюджета фонда единовременную компенсацию задолженности по зарплате за три календарных месяца, предшествующих дате возбуждения дела о банкротстве.

«Законопроект направлен на введение дополнительных гарантий для работников», — пишет автор проекта в пояснительной записке к документу. По мнению сенатора, в ближайшее время банкротства в России приобретут массовый характер, что весьма вероятно. По данным Единого федерального реестра, с 2013 года число банкротств в России растет на тысячу каждые полгода.

Однако деньги-то на помощь будущим безработным предполагается заранее брать (в обязательном порядке!) с тех же самых работодателей, тем самым приближая их к банкротству. И единственная, весьма спорная польза, которая усматривается из предлагаемого закона, — некоторое замедление роста социального недовольства. Хотя бы до выборов в Госдуму...

По сути, на это направлена и новая антикризисная программа, только что принятая кабинетом. Действительно антикризисных мер в ней даже не просматривается, принципы заложены все те же — день простоять да ночь продержаться. Для чего уже обсуждается дополнительный секвестр еще не составленного бюджета-2017 (по госпрограммам) в размере 10-15%. В очередной раз будут закручивать гайки (если резьба еще не сорвана), замораживать пенсии, повышать пенсионный возраст, повышать налоги и страховые взносы бизнесу, резать зарплаты, вводить новые оброки (типа «Платона») в пользу старых и новых феодалов...

Минфин уже подготовил два предложения: повысить налоговую нагрузку на высокие зарплаты и ввести социальный платеж по взносам для физических лиц в размере 2-5% — в качестве новой формы добровольной накопительной пенсии. Оба новшества будут внедряться лишь после 2018 года, чтобы не портить настроение населению перед выборами — парламентскими и президентскими.

Готовятся и крупномасштабные новости вроде очередной реформы управления. Власти обсуждают предложение создать внутри кабинета центр управления реформами и реализации ключевых проектов. Идею подал глава Сбербанка Герман Греф, некогда в должности министра разрабатывавший экономическую программу для президента, которая была благополучно провалена. Греф и на этот раз готовит предложения не для Дмитрия Медведева, а для Владимира Путина. Еще прошлой весной он представил президенту доклад о неэффективном госуправлении и предложил создать обособленный от правительства центр реформ — при президенте. Его основные функции — повышать эффективность министерств по пяти-семи основным задачам, стоящим перед страной. Результат был половинчатым: в декабре в послании Федеральному собранию премьеру Медведеву было предложено создать некий проектный офис — «механизм сопровождения наиболее значимых проектов».

В Кремле ухватились за идею в надежде избавиться от нынешней текучки и перегруженности мелкими задачами. Система «ручного управления» действует просто, но абсолютно неэффективно. Сегодня предприимчивому чиновнику или бизнесмену надо лишь успеть достучаться до президента или премьера со своими предложениями — и полдела сделано. На бумаге появляется резолюция «проработать», отменить которую невозможно. Далее тратится уйма сил и времени просто для того, чтобы согласовать вопрос с заинтересованными ведомствами либо снять поручение с контроля. Работа кипит, а весь пар уходит в свисток.

«Сегодня бюрократическая машина исполнительной власти утопает в поручениях президента, — жалуются столоначальники с Краснопресненской набережной. — Их число ежегодно растет на 33-37%, менее 60% выполняется высококачественно, часто в формате «закрыть поручение». Для сравнения: на тысячу распоряжений из Кремля в год приходится 32 распоряжения из американского Белого дома...»

Систему госуправления пора менять — с этим все согласны. Спорят о том, как менять и на что? Пока речь идет о проектном офисе, созданием которого займется аппарат правительства. Курировать его будет в целом премьер, как сказано в поручении Путина, а управлять — первый вице-премьер Игорь Шувалов. Вероятно, на первых порах главными направлениями станут улучшение инвестиционного климата в стране и судьбы моногородов. Но никто не знает, чем новая схема управления стратегическими проектами будет отличаться от старой: у Игоря Шувалова и сейчас хватает официальной власти и личного влияния, чтобы загрузить профильные министерства любыми задачами.

Критики такой внутренней перестройки указывают, что идея аппаратной реформы не дает ответа на главный вопрос: во имя чего? Что кабинет намерен изменить не в офисах, а в стране?

В старом советском анекдоте на эту тему звери, вознамерившиеся построить мост через реку, никак не могли решать, как строить: вдоль или поперек?

Слово эксперту

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

— Совсем недавно американское руководство выступило со строгим предупреждением к американским банкам, чтобы они, упаси боже, никак не содействовали осуществлению займов российскому государству. Но зачем это российскому государству, бюджет которого захлебывается от денег? Зачем нашему Минфину 3 млрд долларов в виде дополнительных займов в ситуации, когда у него более 10 трлн рублей валяется без движения?! Зачем вкладывать деньги наших налогоплательщиков в американский государственный долг? Да просто смысл российского либерализма в том, что все должно служить глобальному бизнесу. А если интересы глобального бизнеса прямо противоречат интересам народа России, то, во-первых, тем хуже для народа, и, во-вторых, не ту страну назвали Гондурасом...

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015