На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Как во времена холодной войны

2015.12.01 , Областная газета , просмотров 1526

На прошлой неделе (24 ноября) впервые за последние 65 лет страна-член НАТО — Турция — сбила российский самолёт. Последний раз подобный инцидент произошёл 4 сентября 1950 года, когда в нейтральных водах Японского моря, у берегов Северной Кореи, истребителями ВМС США был сбит советский бомбардировщик.

Однако тогда Россия и США находились в состоянии холодной войны, чего уж точно нельзя было сказать о взаимоотношениях нашей страны с Турцией, которую до прошлой недели вовсе было принято считать дружественным по отношению к нам государством. Реакция на случившееся оказалась незамедлительной и такой же беспрецедентной, как сама провокация: Россия отказалась от военного сотрудничества, приняла ряд мер по обеспечению безопасности полётов нашей авиации (в частности, поставила в Сирию комплекс С-400), а на исходе недели нанесла и экономический ответный удар — Владимир Путин подписал указ о запретах на ввоз товаров турецкого производства, работу турок на территории нашей страны и ограничении взаимных поездок.

24 ноября, после уничтожения российского самолёта, Турция заявила, что наш бомбардировщик несколько раз нарушил её воздушное пространство. Однако, по данным Минобороны РФ, отечественный Су-24 находился исключительно в воздушном пространстве Сирии и никаких предупреждений о нарушениях не получал. Президент России через несколько часов после крушения назвал произошедшее «ударом в спину от пособников террористов», а премьер-министр России Дмитрий Медведев обвинил Турцию в пособничестве «Исламскому государству», в связи с чем заявил о возможном прекращении деловых контактов с этим государством.

28 ноября это предупреждение стало реальностью: Владимир Путин подписал указ «О мерах по обеспечению национальной безопасности РФ и защите граждан РФ от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». Таким образом президент ограничил ввоз на территорию России отдельных видов товаров турецкого происхождения с целью продажи. Конкретный перечень товаров определит правительство РФ. Однако, как сообщил вчера сайт газеты «Известия» со ссылкой на своего информатора в Минсельхозе страны, в санкционный список попадут: охлаждённое и замороженное мясо, пищевые субпродукты, молочная продукция, в том числе творог и сыр, а также безлактозная продукция, вся рыба, морепродукты (моллюски и ракообразные), орехи и фрукты, овощи.

Альтернатива

Заменить Турцию в области экспорта в Россию вызвался Египет. По словам египетского министра торговли и промышленности Тарека Кабила, их страна может обеспечить Россию овощами, фруктами, одеждой и изделиями из кожи. А испанские туристические компании высказали свою готовность сделать альтернативным своё направление отдыха для россиян после приостановки полётов в Египет и Турцию.

Кроме того, российское правительство должно будет подготовить перечень видов работ и услуг, выполнение и оказание которых на территории России турецким организациям будет запрещено. Также в указе говорится, что с 2016 года запрещается привлекать к некоторым видам работ турецких мигрантов. По данным ФМС, сегодня в России находятся свыше 87 тысяч граждан Турции.

По мнению экспертов, сильнее всего санкции ударят по туристической отрасли. Указ президента также приостановил российско-турецкое соглашение о безвизовом въезде. Туроператорам необходимо прекратить продажу путёвок в Турцию. Приостановлены и чартерные рейсы.

Регулярные рейсы до Турции пока не отменены. Однако, согласно указу президента, турецких перевозчиков ждёт усиленный контроль со стороны России.

Комментарии

Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации:

— Главная статья товарооборота России и Турции — природный газ. Турция занимает второе место среди импортёров российского голубого горючего. Две трети объёма газа поступает в Турцию от нас. Потери турецкого рынка для России — это, безусловно, денежные потери. Турция же без российского газа едва ли обойдётся. Кроме того, теперь Турция может позабыть о своих надеждах превратиться в энергетический хаб для юга и центра Европы. Ну и, конечно, её ждёт крах туристической индустрии. Также я очень хочу посмотреть, как Саудовская Аравия и Катар экономически поддержат Турцию. Ведь они заявили о своей готовности скупать весь товар, продаваемый Турцией России, и направлять его на нужды бедных африканских стран. Конечно, всё это просто слова, и куда турки теперь будут продавать свой товар — неясно. Так что мы без Турции проживём, а вот что они будут делать без нас, я посмотрю.

Что касается заявления Египта, то это вполне реально: в плане продуктового товарооборота они смогут нас поддержать.

Теперь о турецких гастарбайтерах. В основном турки работают строителями и сборщиками урожая. Они не являются у нас дешёвой рабочей силой, поэтому мы не почувствуем их нехватку. У нас есть ряд других стран, выходцев из которых нашим работодателям набирать куда выгоднее.

Михаил Мальцев, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма:

— Известно, что Египет и Турция делили два первых места по популярности среди российских туристов. Сейчас у меня два варианта, как будут развиваться события. Во-первых, если египетская сторона сумеет устранить огромные недочёты в безопасности, то направление откроют, и эта страна возьмёт на себя большую долю «турецких» туристов. Если этого не произойдёт, то большую часть наших отдыхающих заберёт Черноморское побережье. Также хорошую долю от турецкого туристического рынка могут получить Болгария, Черногория и Хорватия.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015