На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Чиновники станут виртуальнее и доступнее

2009.10.29 , gzt.ru , просмотров 350
 

Вслед за исполнительной властью переводом всех государственных услуг в электронный вид занялась власть законодательная. Во вторник премьер-министр Владимир Путин утвердил соответствующий план, а вчера председатель Госдумы Борис Грызлов сообщил, что в нижней палате готов законопроект об этом. Авторами документа " Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций" стали единороссы Владимир Пли гин, Николай Панков, Валерий Рязанский, Вячеслав Тимченко и либерал-демократ Татьяна Воложинская.

Депутаты описали всю процедуру предоставления информации гражданам в условиях работы электронного правительства, куда граждане смогут обращаться через интернет с персональных компьютеров или из многофункциональных информационных центров. Такие учреждения, объединяющие под одной крышей множество госорганов, уже появляются во многих регионах и городах.

В соответствии с постановлением правительства чиновники в многофункциональных центрах должны предоставлять всем желающим 74 вида услуг. Законопроект обещает воплотить в жизнь многие смелые мечты российских юзеров. С помощью системы электронного одного окна можно оформить налоговые и таможенные документы, зарегистрировать фирму, поставить на учет автомобиль, получить паспорт и сделать множество других необходимых вещей.

Бескорыстный посредник

" Мы обеспокоены тем, что услуги, которые населению должны предоставляться бесплатно государственными, муниципальными и иными органами власти, сейчас совершаются через посредников и за большие деньги " , — объяснил " Газете " соавтор законопроекта, председатель думского комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко. Он отметил, что чиновники зачастую направляют к посредникам гражданина, который пришел получить справку или лицензию. " Непонятно, за что такие чиновники получают немалые зарплаты, если их функции выполняют третьи лица " , — сказал депутат.

Законопроект обязывает чиновников самостоятельно делать запросы в органы власти и обмениваться справками, не отправляя граждан в походы по инстанциям. Любой заявитель может рассчитывать на получение справки, не обращаясь напрямую в контору, а отправив заявку по интернету. Плата за предоставление документов многофункциональным центром не будет отличаться от нынешней стоимости услуг. Исключение обещано для клиентов, требующих быстрого обслуживания. Перечни всех платных услуг должны публиковаться на официальных сайтах госорганизаций.

Электронный паспорт

В законопроекте предлагается выдать всем россиянам электронную идентификационную карту, с помощью которой гражданин может в онлайн режиме подать заявку, написать заявление или заполнить декларацию, скрепив его электронной подписью. По замыслу депутатов такой электронный паспорт не только упростит бумажную волокиту, но и повысит защиту баз от взлома, поскольку легче отслеживать, что за человек появлялся на сайте.

" Для перехода на электронный документооборот необходимо решить ряд нормативных вопросов: кодировки информации, электронной печати. Но разработка нормативных актов — также задача правительства. Нормативная база под законопроект может быть готова к 1 января 2011 года " , — заверил " Газету " Тимченко.

Грызлов также подчеркнул, что переход к электронному документообороту " выбьет почву из-под ног коррупции, позволит повысить качество управления, а значит, и производительность труда в госаппарате " . По его словам, Госдума активно переходит на электронный документооборот. Уже сейчас граждане могут найти в интернете все законопроекты и постановления, а также увидеть в трансляции на сайте нижней палаты пленарные заседания, правда, частично.

Сайт-повинность

Законопроект о предоставлении госуслуг обязывает усовершенствовать страницы в сети все органы власти вплоть до муниципального уровня. По идее через год каждый юзер, не выходя их дома, сможет подать заявление, а также проследить в режиме реального времени, кто и как долго рассматривает его. Сейчас многие сайты лишь информируют посетителей о названии органа власти и его структуре, не обновляют и не размещают нормативные документы или бланки заявлений.

Создание новой системы будет финансироваться из средств федерального бюджета в рамках целевой программы " Электронное правительство " . Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев сообщил: " Уже сейчас ведомства передают информацию о своих услугах в реестр госуслуг, интегрированный с порталом государственных услуг, который планируется запустить в декабре". Министр надеется, что до конца этого года информация о сотнях услуг в электронном виде появится на портале, а весной услуги в электронном виде начнут предоставляться в тестовом режиме.

Военный " жетон " охватит 880 тыс. личного состава

Интернет охватит и военных.

В начале текущей недели в Минобороны заработала электронная система учета личного состава, призванная облегчить получение информации о количестве и качестве военнослужащих. Как сообщили " Газете " в Главном управлении кадров Минобороны, система " Жетон " учитывает около 65 различных параметров по каждому военному, позволяя в режиме реального времени отслеживать, сколько в армии полковников или майоров, в какой части не хватает связистов, а в какой — артиллеристов.

" Эта информация позволяет оперативно реагировать на кадровые изменения и принимать соответствующие решения. Например, перебрасывать специалистов из частей в части по необходимости " , — сказал собеседник " Газеты " .

Он отметил, что система находится в самом начале эксплуатации, поэтому кадровикам предстоит постепенно перевести в электронный вид около 800 тыс. личных дел военнослужащих. Сюда входят документы на действующих, а также уволенных в запас или проходящих процедуру увольнения военных.

В Генштабе ВС " Газете " сообщили, что " Жетон " был создан собственными силами. " Никаких стандартов по набору данных и совместимости их с другими системами сейчас нет, — подчеркнул представитель Генштаба. — Разработчики создавали систему в собственной среде, и чтобы прочитать эти данные в других программных комплексах, потребуется конвертация " .

Он добавил, что, скорее всего, данные из системы " Жетон " не попадут в гражданскую систему электронного документооборота. На практике это означает, что военным пенсионерам пока придется по-прежнему ходить за бумажками к кадровикам.

Система " Жетон " начала создаваться в 2005 году концерном " Системпром " по заказу тогдашнего министра обороны Сергея Иванова. Стоимость проекта оценивается в несколько десятков миллионов рублей.

ЦИК растил свой реестр четыре года

По данным " Газеты " , в недрах Центризбиркома ( ЦИК) с 2005 года формировался и уже в этом году должен быть окончательно введен в действие электронный регистр избирателей, участников референдума. До сих пор он создавался лишь как подсистема государственной автоматической системы ( ГАС) " Выборы " .

Как отмечают источники " Газеты " , занимается этим Федеральный центр информатизации при ЦИКе и информационные центры избирательных комиссий субъектов федерации. Сведения об избирателе также вводятся в базу данных комплексной системы автоматизации ГАС " Выборы " территориальными избиркомами и исключаются оттуда после регистрации смерти гражданина. В базе данных указаны сведения о регистрации по месту жительства ( в отношении вынужденных переселенцев — по месту пребывания), о выдаче паспорта и другие общие сведения. Раз в год данные должны обновляться: в случае, например, призыва избирателя в армию, смены места жительства, получения инвалидности, приговора по суду в места лишения свободы.

По замыслу разработчиков это будет единый постоянно действующий список. Отметим, что списки избирателей на местах и сейчас готовятся с применением этого регистра, но порой они существенно отличаются друг от друга по формату.

Кроме того, создатели единого регистра считают, что их детище позволит партиям и избирателям повысить прозрачность выборов. Любой желающий сможет сверить итоги голосования в местных участковых избиркомах с тем, что опубликовано на следующем этапе, то есть на сайтах территориальных избиркомов.

Регистр избирателей существует во многих странах, в том числе СНГ. Например, в Белоруссии и Армении они обнародованы на сайтах ЦИКов. В России же создание регистра позволит установить точную численность населения страны. Это существенно в связи с тем, что правительство недавно отложило проведение всероссийской переписи из-за кризиса. А ведь отсутствие четких данных создает дополнительную почву для коррупции или иных правонарушений.

Электронные услуги

Прием всех существующих налоговых деклараций для физических лиц и организаций;

госрегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

постановка и снятие с учета транспортных средств;

выдача документов по таможенному оформлению товаров;

лицензирование деятельности, информирование о положении на рынке труда, содействие в урегулировании трудовых споров;

услуги по соцзащите граждан;

взаимодействие в области пенсионного и медицинского страхования;

прием, регистрация и разрешение заявлений о правонарушениях;

выдача документов, удостоверяющих личность;

регистрация по месту жительства и пребывания;

единая база данных об участниках ЕГЭ;

доступ к библиотечным фондам;

помощь по получению информации в области здравоохранения;

доступ к официальной статистике;

выдача водительских удостоверений;

сведения по недвижимости;

выдача специальных разрешений на международную автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Вы готовы к общению с электронным правительством?

Сергей Митрохин, лидер партии "Яблоко"

Если появится закон об электронном правительстве, это будет избыточно. Надо просто брать новые методы, в том числе и общения органов власти с народом, и внедрять их, и это можно делать без всякого закона. Если написать такой закон на бумаге и принять его, то из этого дальше ничего не получится.

Наш чиновник выполняет только те законы, которые ему интересны.

Так что если есть реальная воля, то можно внедрять системы электронной коммуникации с гражданами, а если такой воли нет, то никакой закон все равно ничего не даст. Должна быть принята программа правительства по автоматизации систем по принятию информации от граждан в электронном виде.

Марат Гельман, галерист

Я уже видел модель электронного правительства города в Нью-Йорке. Там 80% всех муниципальных вопросов решается исключительно с помощью электронного общения. Люди спокойно сидят дома, заполняют какие-то формы, а через некоторое время получают ответы. И это просто замечательно, потому что нет никакого личного общения с чиновником. Так что если будет осуществлен переход к электронному государству, то вместо чиновников будут компьютеры. Пока есть чиновники, которые что-то решают, будет и коррупция.

А ведь с помощью, скажем, "Живого журнала" с ней можно бороться уже сейчас. Рецепт такой деятельности очень простой: первые лица, например, какого-то региона должны вести в "ЖЖ" свою страничку с тем, чтобы реагировать на жалобы и претензии самостоятельно, а не спускать их вниз мелким чиновникам. В этом смысле рекомендую посмотреть, как губернатор Пермского края Олег Чиркунов с помощью своего "ЖЖ" борется с коррупцией в ГАИ. По-моему, у него это получается очень эффективно. Граждане посылают ему свои жалобы, а он тут же переправляет эти запросы в прокуратуру.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

Эта тема у нас муссируется с 2000 года. Уже давались поручения и даже была программа электронного правительства, которая не пошла, потому что Минкомсвязи не захотело делиться с Минэкономразвития, когда последнее запросило слишком много.

На самом деле интерфейс взаимодействия чиновников с гражданами — это незначительная часть электронного правительства. Такое правительство — это система принятия решений, выведенная на электронную основу. Когда это сделали американцы, то помимо экономии бумаги они за первый же год сэкономили $4 млрд.

Но даже это не является главным. Главное то, что решения принимаются мгновенно. Я знаю уже несколько российских корпораций, где введена аналогичная система принятия решений. И все же в основном у нас сейчас так: для того чтобы письмо дошло до соседнего министерства, кладут неделю. И еще через неделю должны получить ответ. А если это не приоритетное письмо и не приоритетное ведомство, то кладем месяц-полтора. То есть через полтора, а на самом деле через два месяца вы получаете ответ о том, что, как у Райкина, самолет разбился в горах Азербайджана, а колеса раскатаны населением по аулам. А при электронном правительстве любой вопрос без возникновения споров решается в течение дня.

С возникновением споров и с привлечением третейского судьи — до двух-трех дней.

Игорь Трунов, адвокат, доктор юридических наук, профессор

У нас только декларируются возможности взаимоотношений с властями по интернету, а практика показывает, что это, как правило, нерабочий институт. Я в своей жизни в переписку с органами власти по интернету вообще так ни разу и не вступил, хотя неоднократно пытался это сделать. По-моему, по интернету можно связаться с кем угодно, но только не с представителями власти. Там указаны либо какие-то несуществующие телефоны, либо все время пищит факс. Как послушаешь этот писк, то прекрасно понимаешь, чем может закончиться попытка начать электронную переписку с представителями власти.

Станислав Говорухин, член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи

Я не знаю, как телефоном-то пользоваться, и уж тем более ни в какой интернет никогда не заглядываю.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015