На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Вонь из города. Москвичи считают автотранспорт главной угрозой экологии

2015.09.09 , Аргументы и факты , просмотров 633

Большая проблема требует решительных действий, уверены респонденты, настаивающие на повышении штрафов за неправильную парковку и введении ограничения количества машин в городе.

Глуши мотор!

Выяснилось, что главной «болевой точкой» столицы назвали большое количество автомобилей: «важной» и «крайне значимой» эту проблему считают 84% принявших участие в исследовании. В то же время у 60% опрошенных в семье есть как минимум один автомобиль, а то и больше. Однако этот факт не отменяет того, что высокий уровень загрязнения воздуха в столице волнует 61% горожан и почти все они (58%) называют основным источником загрязнения атмосферы в мегаполисе именно машины. Шум транспорта раздражает 43% респондентов.

«Главным источником загрязнения воздуха в Москве действительно стал автомобильный транспорт - на него приходится более 90% вредных выбросов в атмосферу. Это вещества, оказывающие негативное воздействие на организм человека, - говорит Елена Гришина, эколог, член центрального совета экологической партии «Зелёные».  - Поэтому неудивительно, что горожан волнует эта проблема. Одна машина, стоящая в пробке в течение всего лишь одного часа, выбрасывает в атмосферу 30 килограммов смесей различных газов (в том числе формальдегида, диоксида серы, азота и т. д.). В результате в одном кубометре столичного воздуха содержится по меньшей мере от 6 до 7 миллиграммов вредных для здоровья веществ».

Удар по сердцу... мегаполиса

Каждый четвёртый из тех, кто принимал участие в опросе, заявил: основная причина загрязнения воздуха в столице - высокая концентрация так называемых зон деловой активности в самом сердце мегаполиса.

«Учитывая, как развивалась и чем застраивалась центральная часть города в 1990-х и 2000-х, когда в деловые и бизнес-центры превращались даже бывшие жилые дома, в этом нет ничего удивительного. Иметь офис в центре всегда считалось престижным, и неважно, что добираться туда с окраин и из пригородов порой приходилось по два-три часа, - считаетИрина Выходцева, специалист по аренде коммерческой недвижимости. - Именно в центр всегда устремлялись основные потоки автомобилистов».

Эксперт делает одну, но важную поправку. Теперь, когда платной стала практически вся зона за ТТК и дальше, улицы в самом сердце города либо стали на 100% «гуляльными», либо обзавелись широкими тротуарами, велодорожками, что «съело» количество парковочных мест, ситуация стала меняться.

«Престиж отошёл на второй план, бизнес стал ориентироваться на доступность места, удобный подъезд и наличие парковочных мест. Сыграл свою роль и кризис: снимать офис в центре многим стало просто не по карману, - говорит Ирина Выходцева. - Недаром в последние годы популярность стали набирать бизнес-парки, которые расположены за пределами Третьего кольца и даже МКАД».

Весь центр - пешеходам?

В борьбе за чистоту воздуха москвичи согласились поддержать самые драконовские меры, выяснили специалисты ВЦИОМ. 56% респондентов, например, считают, что для улучшения экологической обстановки необходимо ограничить количество автотранспорта в городе. А почти каждый второй горожанин - 48% - выступает за то, чтобы автомобилисты несли ответственность за ущерб, который наносится экологии мегаполиса.

«Правительство Москвы уделяет огромное внимание вопросам экологии и создания благоприятной среды для жизни населения. Часть автомобилей уже убрали из Москвы. Вспомните старые коптящие «Газели», которые приезжали разгружать товар для тысяч палаток, раскиданных по всему городу, - говорит Елена Гришина. - Сейчас палатки убрали - «Газели» исчезли. В том числе запретили свободный въезд грузовому транспорту, что значительно уменьшило выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Городские власти предпринимают меры, и люди это видят. Чтобы улучшить экологическую обстановку, можно вынести на широкое общественное обсуждение возврат к контролю за выбросами выхлопных газов автомобилей и введение частичного платного въезда для легкового автотранспорта».

Экология начинается с психологии

Так значит, жители столицы стали более социально ответственными? Иначе как могло получиться, что сегодня они стали менять свои взгляды? Причём даже те, которые ездят на машинах...

«Психология москвичей стала меняться в лучшую сторону, - объясняет Аркадий Гершман, урбанист и блогер. - Ещё каких-то 5 лет назад большинство горожан не мыслили себя без машины в городе, а сейчас многие стали пересаживаться на общественный транспорт. Прежде всего это связано с тем, что сам общественный транспорт стал вполне конкурентоспособным. В результате использование автомобиля перестало быть повседневной необходимостью».

Влияние на общественное мнение имели и введение платных парковок, и появление велодорожек, и организация пешеходного пространства в центре, убеждён Аркадий Гершман.

«Люди вылезли из машин и увидели, что и без них, оказывается, можно жить и передвигаться по городу, - говорит урбанист. - Всё это уже проходили европейские города, а теперь это - хоть и с опозданием - наконец-то дошло и до Москвы. Я думаю, что тенденция к снижению пользования автомобилями будет продолжаться, и, конечно, это хорошо в том числе и для экологии города».

Михаил Делягин, экономист, публицист, политик, действительный член РАЕН, доктор экономических наук, директор некоммерческой организации «Институт проблем глобализации»:

- Москвичи встревожены экологическими последствиями транспортного коллапса. Опрос ВЦИОМ внезапно показал: несмотря на кризис и падение доходов, жителей столицы сильно волнует комфорт городской среды. Исследование показало: законодательно запретить прогревать двигатели машин во дворах и зонах отдыха в течение продолжительного времени хотят 61% опрошенных. За то, чтобы не пускать в город машины ниже класса «Евро-3», голосуют 63%. Согласны с повышением штрафов за неправильную парковку, если это поможет борьбе с пробками, 71%, 52% высказались за запрет на бесплатный и введение платного въезда в отдельные районы города. Почти три четверти горожан считают, что пешеходных зон в центре города должно стать ещё больше.

Стремление к удобству и цивилизации скоро станет реальным фактором политики. Уже сейчас ощутимое, по крайней мере, в центре Москвы сокращение пробок не просто позволяет автовладельцам экономить силы, время и деньги (так как в трафике попусту сгорает всё сильнее дорожающий бензин), но и снижает как шум, так и загрязнённость воздуха, не только повышая качество жизни, но и принося существенный экономический эффект.

Кстати

Десятая часть всех вредных выбросов в атмосферу в России приходится на долю Москвы - более 1 млн тонн в год.
Особые риски загрязнение атмосферного воздуха создаёт для детей, у которых выше частота дыхания и повышена чувст­вительность к загрязнению воздуха.
В Москве заболеваемость населения ишемической болезнью сердца (а также другими цереброваскулярными болезнями, например, гипертонией), хроническим бронхитом, болезнями мочеполовой и эндокринной систем увеличивается из года в год, динамика совпадает с динамикой индекса загрязнения атмосферного воздуха и увеличения численности автотранспорта в городе.
Выявлена закономерность: среднесуточные концентрации вредных веществ в столичном воздухе меняются в зависимости от дня недели и времени суток - в час пик и в дни с самым напряжённым трафиком (вторник ‐ четверг) они почти в два раза выше, чем в остальное время.
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015