На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Запад сделал все, чтобы взорвать Татарстан, как Чечню. Но народ и элиты устояли...

2015.08.31 , БИЗНЕС Online , просмотров 2608

ОПРОС НЕДЕЛИ: КАК ВЫ С ПОЗИЦИИ 2015 ГОДА ОЦЕНИВАЕТЕ ИТОГИ ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СУВЕРЕНИТЕТЕ ТАТАРСТАНА?

Четверть века прошло с того 30 августа 1991 года, когда депутаты Верховного Совета нашей республики проголосовали за Декларацию. Обсуждение ее проекта сопровождалось взрывами эмоций и в зале парламента, и на площади Свободы татарстанской столицы. Стоило ли оно того? 25 лет спустя на этот вопрос «БИЗНЕС Online» отвечают предпоследний министр обороны СССР Дмитрий Язов, бывший вице-президент РФ Александр Руцкой, депутаты принявшего Декларацию парламента Рафгат Алтынбаев, Фаузия Байрамова, Валентин Михайлов, Фандас Сафиуллин, политики, ученые...

 

«МЫ НЕ ПОШЛИ НА ПРИНЯТИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ЧЕРЕЗ РЕФЕРЕНДУМ»

Фандас Сафиуллин — депутат парламента РТ (с 1990 года), депутат Госдумы РФ третьего созыва (с 1999 года):

— Принятие Декларации о суверенитете оцениваю как незабываемое, достойное гордости историческое событие в жизни Татарстана и татарского народа в короткий период очередной оттепели бессрочной политической зимы в России... Долгожданная и запоздалая перестройка раскрепостила чувство национального достоинства народов, ущемленных в правах рамками куцых «автономий», подняла их на борьбу за равноправие в едином Союзе. В Верховном Совете Татарской АССР, избранном весной 1990 года, большинство составили те, кто шел на выборы с лозунгом о союзном статусе автономной республики. Пятилетний срок этого созыва — это первая и единственная в Татарстане пятилетка торжества парламентской демократии, единства законодательной власти и народа, свободы слова и мысли, высокой культуры политической борьбы. На счету этого созыва Декларация о государственном суверенитете Татарстана, успешное ее подтверждение через референдум и закрепление Конституцией, принятие государственной символики, закон о языках, решение о создании Татарского государственного национального университета и многое другое. Единогласное принятие Декларации о государственном суверенитете стало проявлением концентрированной единой воли народа и власти Татарстана.

 

Никто в Верховном Совете ТАССР напрямую не возражал против необходимости повышения прав и полномочий республики. Но не все депутаты были готовы поддержать провозглашение Верховным Советом ТАССР государственного суверенитета республики. Настороженное отношение значительной части депутатов к идее суверенитета было выражением настороженного отношения к нему в основном русскоязычного населения Татарстана. Оно понятно и не заслуживает каких-либо упреков. Нельзя было не учесть, что русский народ объективно и субъективно менее заинтересован и в статусах национальных автономий, и в федеративном устройстве России. Для русского народа эти категории означают лишь форму государственного устройства и являются лишь предметом спора — лучше она или хуже других форм. А для татарского и многих других народов это вопрос национально-культурного выживания. Судьбу республики нельзя было решать только простым большинством, голосами только тех, кто напрямую заинтересован в повышении статуса республики. Общее согласие всего многонационального народа республики было первейшим условием продвижения к развитию государственности Татарстана. Таков был наш политический принцип... Мы не пошли на принятие Декларации через референдум. Не сомневались в успехе, но опасались политических спекуляций и раскола населения по национальному признаку.

Упущенные нами самими возможности и отступления — их тоже, к горькому сожалению, немало. Самая болезненная для меня потерянная возможность — срыв постановления Верховного Совета о создании Татарского государственного национального университета...

Значение принятой 30 августа 1990 года Декларации в условиях современного Татарстана вижу в пробуждении воли народа к свободе и равноправию, в политическом раскрепощении и в уверенности в самом себе. А в судьбе России Татарстан с его Декларацией стал в основном сдерживающим фактором в ее движении к худшим картинам жизни прошлого. Не стану расшифровывать.

 

«ЗАПАД СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТОБЫ ВЗОРВАТЬ ТАТАРСТАН, КАК ЧЕЧНЮ»

Виктор Минин — политтехнолог:

— Я активно участвовал в этом процессе. Я был зампредом комитета по безопасности Верховного Совета СССР, лично приезжал и вел переговоры с Шаймиевым и Мухаметшиным на тему запуска переговоров федерального центра и Татарстана. Потом сопровождал этот процесс до выборов Шаймиева. Могу сказать, что татары больше всех выиграли и меньше всех потеряли от распада СССР благодаря мудрости Шаймиева, действующего президента, и народа. По большому счету отделились, не отделяясь, и теперь потихоньку уступают центру через торговлю. Уступают центру и обменивают свой псевдосуверенитет на политические, финансовые и материальные выгоды, доли в компаниях «КАМАЗ», «Казаньоргсинтеза» и так далее, часть финансовых потоков (вот зашел, несмотря на нежелание президента, Сбербанк), а также за политические дивиденды, например, название «президент». За название бьются серьезно. Может, это последний внешний признак тех достижений.

Запад сделал все, чтобы взорвать Татарстан, как Чечню. Но народ и элита устояли, хотя напугали Москву так, что сначала ничего федерального не было в Татарстане, была чисто неформальная устная договоренность между Ельциным и Шаймиевым, которая была потом формализована в договор. Они чуть ли не каждый месяц встречались, выпивали немного винца-водочки и гармонизировали все накопившиеся дисгармонии, которые вносились окружением как с той, так и с другой стороны. Так удержалось единство России, так устояла хитрость татарская, которая принесла серьезные дивиденды татарской элите.

Но время и жизнь взяли свое. Татарстан вместо сепаратистов стал лидером среди регионов и не только не ушел, но еще и помогает Путину собирать русские земли. Татарстан сейчас является для Запада геополитическим ресурсом в борьбе за развал России. В этом смысле надо сказать, что главное противоречие сейчас — это идеология либерализма. Она выгодна элите Татарстана, но она уже не национальна, это уже бизнес-элита, имеющая все признаки компрадорской. При всей своей внешней и довольно успешной имитации борьбы за национальные интересы она все-таки очень неустойчива и паразитична, как и везде. Идет мягкая смена старой бизнес-элиты на современную, которая еще более отмороженная, ее интересуют только деньги. Разрыв между богатыми и бедными нарастает.

Вашему президенту, на мой взгляд, пора начать новый поиск формы жизнеустройства, именно этого от него ждут как от настоящего лидера Татарстана. В этом смысле вашего президента я могу сравнить с Путиным. Минниханов действительно национальный лидер, действительно переживает, в отличие от других, за интересы татарского народа. В этом смысле вам очень повезло. У вас все есть, чтобы начать новую форму жизнеустройства, то есть начать поиск материализации новой идеологии, новые правила жизни в интересах большинства. Иначе противоречия будут нарастать, и этот ресурс обязательно Западом будет использован, дестабилизация будет нарастать. Он и так пытается раскачать ситуацию у вас через разные события, связанные с силовиками. Это даст вам новый импульс развития. Но у вашего лидера, к сожалению, современное финансовое мышление, он ищет новации только в области экономики, финансов и техники. А это хорошее вчера.

Татарстан достаточно разумно потратил энергию. Только в этом регионе была самая большая пассионарность, связанная с тюркским народом. Русский народ с 1992 года как бы ноль, он как бы белое сознание, он не активен, поэтому никаких революций, войн не было и пока не будет. А вот Татарстан был более активен даже с точки зрения взрывоопасного потенциала, нежели Чечня. Но здесь высокий духовный уровень, может, как раз правильно понимаемая религия ислама и отношения между русскими и татарами, христианами и мусульманами позволили сохранить этот мир. Но с точки зрения взрывоопасности именно Татарстан опасен, так как есть две конфессии ровно пополам, два основных народа ровно пополам. Здесь элита, которая имеет денег столько, что может по пять майданов проводить в Москве и в Казани, и уже сложилась невидимая сеть ваххабизма. Татарстан легче всего взорвать, но элиты устояли. Это говорит о зрелости народа и о том, что Татарстан стал точкой сборки российского народа. Это показал Крым и то, что лидер Татарстана стал неформальным помощником Путина в тюркском и исламском мире.

 

«ЧТО КАСАЕТСЯ ТАТАРСТАНА, ТО ОН ВРЯД ЛИ МОГ УЙТИ ИЗ СОСТАВА РОССИИ»

Дмитрий Язов — предпоследний министр обороны СССР, маршал Советского Союза, член ГКЧП:

— Я был в те годы — за Советский Союз. Надеюсь, что и многие тоже были за СССР. Получилось так, что те, кто отвечал за суверенность советских республик, вдруг хором стали твердить, что реального суверенитете никакого нет. Все это организовал Александр Яковлев (член политбюро ЦК КПСС, «архитектор перестройки» — прим. ред.). Когда Борис Ельцин сказал, что каждый собственник способен накормить страну, особенно в сфере сельского хозяйства, это была ложная установка. Как известно, в результате мы потеряли сельское хозяйство на годы. То же самое в сфере суверенитетов.

Помните, что Горький в романе «Мать» говорил: «Мы — социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности, которая разъединяет людей, вооружает их друг против друга, создает непримиримую вражду интересов...» Суверенитеты тоже чуть не разъединили и не поссорили страну. Хотя Россию никто никогда не кормил: она всегда сама себя питала. Зато советские республики вовсю пользовались российской помощью: Украина, которая производила меньше, чем потребляла, Прибалтика... Я имею в виду не только продовольствие, но и электроснабжение, республиканские бюджеты и так далее. Так что говорить, что Россия в случае распада на суверенитеты что-то бы в материальном плане потеряла, не приходится. Но политически она, конечно же, теряла.

О суверенных государствах в составе РФ помимо Яковлева говорили Горбачев, Шеварднадзе, Ельцин. Но ведь никто не мог быть по-настоящему суверенным, если в течение 60 - 70 лет республики жили в тесной кооперации, между ними складывались экономические и культурные связи, предприятия работали как единый промышленный комплекс. И я говорил Горбачеву в самые первые дни, когда зарождалась эта идея суверенитетов, что не будет ничего этого. Что каждая республика, дай ей волю, будет тащить одеяло на себя, и даже армии у государства не останется общей. Каждой республике захочется иметь свою армию, свой почетный караул, свои границы. Все так и вышло, как мы видим на примере Прибалтики, Беларуси... И при этом был потерян потенциал «суверенных государств», входивших когда-то в СССР. Разве в Латвии и Литве сейчас лучше живут, чем при СССР? Мне так не кажется.

Что касается Татарстана, то он вряд ли мог уйти из состава РФ — он ведь в окружении России находится. Как можно было выйти, но остаться при этом внутри страны? Тогда бы вышли и Чувашия, Мордовия, Башкортостан... Это что же получилось бы? Россия потеряла бы берега Волги, которые еще Иван Грозный завоевывал? Нет, этого не могло быть.

Я сам родом из Омской области, в которой и татары, и монголы жили еще до образования императорской России. Жили мы с ними в советское время всегда дружно — чего нам делить? Так что Татарстан выбрал в 1990-е годы правильную стратегию, взяв себе максимум суверенитета, но при этом сохранив себя как часть большой страны.

 

«ВОЗНИКЛА ИДИОТСКАЯ ИДЕЯ У ГОРБАЧЕВА ДАТЬ СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКАМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ РСФСР»

Сергей Бабурин — заместитель председателя Госдумы РФ II и IV созывов, доктор юридических наук:

— Это уже давно забытые темы. Для Татарстана, может быть, нет, а для меня эта тема давно забытая.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Слава богу, что эта Декларация не привела к тому, о чем думали организовывавшие ее принятие, и не завершилась разрушением нашей страны. Как раз тогда шел парад суверенитетов. На самом деле Горбачев хотел, чтобы ряд республик в составе РФ подписывали союзный договор наравне с республиками Советского Союза. Дело шло на самом деле к распаду РСФСР тоже. Слава богу, что этого не произошло, потому что если бы это случилось, у нас не было бы ни России, ни Татарстана.

Александр Руцкой — бывший вице-президент РФ, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, доктор экономических наук:

— Помните новоогаревский процесс 1991 года — подготовку нового союзного договора между республиками СССР? Так вот, именно там возникла идиотская идея у Горбачева дать суверенитет республикам, входящим в состав РСФСР, чтобы они тоже стали подписантами новой редакции союзного договора. И тогда же Борис Николаевич Ельцин объявил всем республикам и автономиям РСФСР: берите суверенитета, сколько сможете унести.

К чему это могло привести? Вначале от Советского Союза откололись пять республик: Молдавия, Грузия, Латвия, Литва и Эстония. Это знаменовало собой развал СССР. Далее по этому же сценарию мог произойти распад РСФСР.

Кстати, деньги РСФСР по-прежнему распиливались между всеми республиками — как вышедшими, так и не вышедшими. Так что когда мы приступили к формированию бюджета РФ, получалась дырка от бублика. Всем все разделили, всем все раздали, а России досталась фигура из трех пальцев. Как будто в Российской Федерации нет населения, нет социальных проблем, нет проблем развития экономики... При том, что даже после выхода первых пяти республик из состава Советского Союза основная часть их бюджетов формировалась за счет РСФСР.

Сегодня пытаются передернуть — в основном из фракции КПРФ — что суверенитет России привел к развалу СССР. Причем здесь все это? В наделении суверенитетами политическая цель не преследовалась, а преследовалась чисто экономическая цель. Хотели независимо от союзного центра распределять финансовые материальные ресурсы, в первую очередь в интересах населения Российской Федерации. Поэтому, как мне кажется, то решение было совершенно правильным, и оно оправдало себя в конечном итоге. Если бы этого тогда не было, не знаю, как бы повернулась история. Особенно, если бы мы пошли на поводу у Горбачева и предоставили статус суверенных государств республикам и автономиям, входящим в состав РСФСР.

Когда на Верховном Совете ратифицировали Беловежское соглашение, которое я называю сговором, я в присутствии президента России и президента СССР обратился к депутатам и сказал: «Нельзя голосовать за этот документ!» Что вы думаете — меня поддержали всего 7 депутатов...

Почему Татарстан и Чечня по примеру прибалтийских стран не вышли из состава России — известно. В 2000 году президентом России стал Владимир Путин, который в первую очередь накрутил гайку на голову всем, мечтающим о суверенитете. Вспомните: Татарстан даже хотел на латиницу перейти! Так что единственное, что правильно сделал Ельцин за всю свою политическую биографию, — это остановил свой выбор на Путине.

Кто рассчитался со всеми за внешние долги России? Путин. Кто остановил этот идиотский парад суверенитетов? Путин. Кто выбил из системы власти олигархическую прослойку, которая туда внедрилась и пыталась управлять? Путин. А мы видим, чем это закончилось на Украине.

Сегодня многие хотят от России совсем каких-то сумасшедших результатов. Но я как экономист вам могу сказать: для того, чтобы выйти из того тупика, в котором была страна в 2000 году (а я хорошо знаю, в каком состоянии была тогда Россия), необходимо как минимум 25 лет. А прошло всего 15 лет.

 

«В ГОД НА 60 ТЫСЯЧ НАСЕЛЕНИЯ Я ПОЛУЧАЛ 6 ЛЕГКОВЫХ МАШИН И 3 ТЕЛЕВИЗОРА»

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Декларация о суверенитете — это по тем временам было делом нужным. И Татарстан тем самым обратил на себя особое внимание. Поэтому и некоторые проблемы решались попроще. Но жизнь вносит свои коррективы. И, разумеется, в том виде, в котором Декларация была принята, она, конечно, не осуществилась. Например, никаких особых преференций с точки зрения управления ресурсами мы не получили. И сегодня, будучи субъектом Федерации, говорить о полном суверенитете или какой-то степени суверенитета уже неактуально. Суверенитет для нас можно подразумевать только в том, что мы стали экономически самодостаточными, мы обрели свою культуру и язык. Вот в этом смысле нам суверенитет многое дал.

Конечно, эта дата важна для нас и сегодня, хотя бы для общего понимания исторического развития. Но я даже не знаю, например, отмечается ли эта дата в этом году на государственном уровне? Будет ли какое-то торжественное собрание?

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Принятие Декларации сыграло огромную роль и в политике, и в экономике, и в социальной сфере. Мы, конечно, порой недовольны развитием, сегодняшним состоянием экономики. Я уже человек, как говорится, древний. Нашему поколению повезло, что мы прошли без войны пока. Татарстан сделал такой большой рывок за последние 25 лет. Если сравнивать с 25 годами до 1990 года и после, то это небо и земля. Если бы не было правильной политики Татарстана во главе с Шаймиевым Минтимером Шариповичем в связи с этим суверенитетом, то Россия могла бы распасться. Сохранили. Пока еще общество не оценивает заслуги Бориса Ельцина, в каком состоянии он принял страну — в экономическом, политическом отношении. Думаю, в будущем оценят его вклад, что мы без единого выстрела перешли обратно от социализма к капитализму, к рыночной экономике. Не было такого опыта в истории человечества без гражданской войны. Единая Россия осталась и двигается вперед.

А Татарстан семимильными шагами идет. Можно сколько угодно перечислять положительные изменения. В прежние времена у нас и одежда была одинаковая, и денег не надо было много, как сегодня. Я был первый секретарь Мамадышского райкома партии, в год на 60 тысяч населения получал 6 легковых машин и 3 телевизора. Если сравнивать с прошлым, то видно огромный рост сознания народа. Это очень важно.

С любой плоскости можно смотреть, но это был огромный скачок и благополучие в отношении Татарстана. Даже продолжительность жизни увеличилась. Тогда даже представить было невозможно то, что мы сейчас имеем.

c38b62f4be3ccb40679c0fbee18.jpg
 

СУВЕРЕНИТЕТ — ЭТО ЕЩЕ И УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ

Файруза Мустафина — ректор Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов:

— Если бы мы 25 лет назад не заявили о суверенитете, может, успехов у нашей республики было бы гораздо меньше, чем сейчас. Большие полномочия наложили на руководителей республики и особую ответственность. Ведь мы же не небо, не границы делили тогда. Это означало, что мы за свой народ, за его благосостояние отвечаем сами. Не полагались на то, что центр даст, центр поможет, что пойдем с поклоном и нас наверху поддержат. Это воспитало чувство ответственности. Ну и потом за четверть века мы поняли, что суверенитет — это еще и умение договариваться. А это самое главное сегодня. Мы в XXI веке не хотим друг друга слышать, находить решения, не ущемляя интересы народа. Правильно сказал классик: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Из заявленного в Декларации мы сумели сохранить родной язык, хорошие взаимоотношения между представителями всех национальностей. Мы сумели статус языка поднять на государственный уровень. Наверное, результатами его изучения еще не можем похвастать, но это уже дело соответствующих ведомств и самих людей. А язык — это корни, значит, мы друг к другу сумели лицом повернуться. Это самое главное из того, что мы декларировали. А не получилось, наверное, добиться полной свободы от федерального центра. Понятно, что это сложно, да и на данном этапе глобализации, может, в этом нет уже необходимости.

 

ДЕКЛАРАЦИЯ ИЗМЕНИЛА ПСИХОЛОГИЮ НЕ ТОЛЬКО ТАТАРСТАНЦЕВ, НО И ВСЕГО ТАТАРСКОГО НАРОДА

Ринат Закиров — председатель исполкома всемирного конгресса татар, депутат Госсовета РТ:

— Принятие Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан явилось важнейшим событием в новейшей истории татарского народа. В последнее время много высказываний относительно этой Декларации. Не секрет, татары у себя в стране были поставлены в положение третьесортного народа. Народ, который в своей многовековой истории имел могущественные государства, вынужден был жить в очень стесненных условиях. Большая часть татарского народа, проживающая за пределами республики, как в стране, так и за рубежом, была лишена возможности удовлетворять свои потребности в сфере образования и культуры. И вот Декларация изменила психологию не только татарстанцев, но и всего татарского народа, проживающего в большей части за пределами Татарстана. Это была совершенно новая ситуация, с такой самостоятельностью мы никогда не имели дела, все приходилось осваивать заново. Так появился бесценный опыт самостоятельного управления государством.

Сегодняшние успехи Татарстана берут начало именно оттуда. Главное — раскрепостился народ. Взять хотя бы сферу образования, о котором перед началом учебного года много разговоров. Сколько новых татарских школ, гимназий открылось в Казани, городах и районах республики, более того, и в крупных областных центрах страны. Среди них Москва, Самара, Саратов, Уфа, Ижевск... Возрождается духовность народа, тысячи мечетей построены не только в Татарстане, но и по всей стране... Что касается успехов Татарстана в экономике, то корни их берут начало тоже в Декларации о суверенитете. Сами подумайте, добывая более 100 миллионов тонн нефти ежегодно, республика была лишена возможностей перерабатывать ее у себя. Это ставило Татарстан в очень сложное положение. А самостоятельность республики позволила решить этот вопрос, нынче четвертая часть добываемой нефти перерабатывается у нас, на месте. А в перспективе ставится задача самостоятельной переработки половины добываемой нефти.

Реальные изменения мы видим в нашей повседневной жизни. За эти годы в Казани протянули линию метро через весь город, построены мосты через Волгу и Каму, тысячи километров дорог, наконец, республика избавилась от тяжелого наследия пошлого — вечного дефицита жилья, сотни тысяч семей обрели новые дома и квартиры. Трудом наших людей Казань сегодня стала одним из красивейших городов страны и туристическим центром международного масштаба. Даже проведение грандиозных международных соревнований, в результате которых Казань становится узнаваемой во всем мире, я связываю с принятием Декларации о суверенитете. Мы не боимся брать на себя ответственность проводить крупномасштабные международные мероприятия при поддержке федеральных органов власти и руководства страны. Проведение каждого такого мероприятия дает нам огромный опыт и уверенность в своих силах.

Сегодня Татарстан подает пример всей стране, как надо возрождать объекты исторического наследия. Не случайно за эти годы Казанский кремль и древний город Болгар включены в список исторических объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Такая же работа ведется по возрождению исторических объектов острова Свияжск. Самостоятельность республики дала нам возможность открытия собственной Академии наук, издания национальной энциклопедии, выпуска 7-томного академического издания «История татар». Таких примеров в жизни республики сотни. Татарстан своими новаторскими шагами в деле государственного строительства развернул Россию в сторону федеративного развития...

 

ДЕКЛАРАЦИЯ ДАЛА НАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЧТО МЫ И ДЕЛАЛИ

Салихзян Гайниев — депутат горсовета Набережных Челнов, советник гендиректора ОАО «Камгэсэнергострой»:

— Безусловно, принятие Декларации положительно сказалось на нашей республике. Благодаря этому документу, в том числе, мы вышли в самые передовые среди других регионов Российской Федерации. Декларация о суверенитете дала нам возможность определенные решения принимать самостоятельно. Что мы и делали. Свободное планирование в производстве у нас тогда появилось, например, исходя из возможностей нашей республики. По сравнению с другими регионами, также у нас лучше развито сельское хозяйство. Каждый год мы хорошие урожаи получаем. Да, потери бывают в неблагополучные годы, но все равно у нас ситуация всегда лучше, чем в других республиках. По культуре, по спорту, по политике у нас тоже есть возможности самим многое решать. И благодаря тому, что практически всегда принимаются правильные решения, мы имеем поддержку и со стороны руководства Российской Федерации.

Да, конечно, у нас есть проблемы. КАМАЗ, например, не так реализовывает свои автомобили, как хотелось бы. Но это не только у нас такая ситуация, это по всей стране происходит. Еще могу сказать, что не очень достойное внимание у нас уделяется социальной политике. Я ведь как депутат социальные дела вел и знаю ситуацию. Конечно, делается очень много, но хотелось бы, чтобы эта работа еще усилилась. Инвалидам все-таки, я считаю, не в таком объеме уделяется внимание, малоимущим. В общем, весь социальный блок надо усиливать в республике.

 

ПОТЕРЯННОЕ ЗА ПЯТЬ СТОЛЕТИЙ ТАТАРСКИМ НАРОДОМ НЕЛЬЗЯ ВОССТАНОВИТЬ ЗА ДВА С ПОЛОВИНОЙ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Фаузия Байрамова — председатель милли меджлиса татарского народа, депутат Верховного Совета республики 1990 - 1995 годов:

— Важнейшим итогом принятия Декларации и с позицией сегодняшнего дня является реализация неотъемлемого права татарского народа на самоопределение, поэтому Декларация является столетиями выстраданным и отвечающим чаяниям и стремлениям татарского народа документом. Вторым важным итогом принятия Декларации является закрепление ее основополагающих принципов референдумом по статусу республики, Конституцией и другими законодательными актами, определяющими новый государственный статус Республики Татарстан.

25 лет тому назад мы мирным, парламентским путем сумели принять Декларацию о государственном суверенитете, объявили всему миру о праве татарской нации и народов республики на свободу. Это был исторический шанс, и мы использовали его достойно и грамотно. В этом огромная заслуга татарского народа, татарского национального движения, которые месяцами держали майдан на площади Свободы, и заслуга руководителей республики, которые вовремя и правильно поняли требования народа...

Многие позиции, провозглашенные в Декларации, выполняются, но не все получилось выполнить из декларированного. Например, по государственному статусу татарского языка, который по сей день надлежащим образом не используется в органах государственной власти и управления, в системе высшего и среднего образования. Естественно, все потерянное за пять столетий татарским народом нельзя восстановить за два с половиной десятилетия. Это трудный и долгий процесс, но я верю в это. Так же под большим вопросом 2-й пункт Декларации, который гласит, что «земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа». Все знают, что это не так, декларировано, но принадлежит не народу, а отдельным олигархам и компаниям. В 5-м пункте Декларации написано, что «Конституция и законы Татарской ССР обладают верховенством на всей территории Татарской ССР». На самом деле это не так, везде верховенствуют законы Российской Федерации. Еще в преамбуле Декларации написано, что Верховный Совет ТАССР, «...стремясь создать демократическое правовое государство», провозглашает государственный суверенитет Республики Татарстан. К сожалению, нам еще далеко и до демократии, и до правового государства. Но все это поправимо, многое зависит и от самого народа, надо быть гражданским активным обществом, как в те годы, и все у нас получится, потому что есть основа.

Декларация сыграла большую роль, и ее значение в условиях современного Татарстана не переоценить. Если сегодня Татарстан является передовым по всем позициям политического, социально-экономического и культурно-спортивного развития, то основанием этому является Декларация, определившая на многие десятилетия поступательное развитие республики. Политические изменения в начале 90-х годов в Татарстане, в том числе и принятие Декларации, итоги референдума о государственном статусе Татарстана сохранили Россию как федеративную республику, не дали ей превратиться в авторитарную империю. Наша Декларация — это не только история, а политический документ для будущего. На основе этой Декларации и итогов референдума новое поколение будет строить новый правовой, демократический, суверенный Татарстан. Я верю в это.

 

НЕ СМОГЛИ СОЗДАТЬ ПОЛНОЦЕННЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС

Фриль Ахметов — экс-начальник главного управления капитального строительства при мэрии Набережных Челнов, депутат Госсовета РТ в 1995 - 2004 годах:

— 90-е годы — это было тяжелое время: мы зарплату не могли платить, цена на нефть резко упала — баррель стоил около 8 долларов. Потому суверенитет для нашей республики стал определенным скачком вперед. Мы в этом амплуа как нация себя проявили, доказали, что мы есть, мы существуем. После принятия Декларации о суверенитете у нас шли большие дебаты — мы даже были вынуждены принять решение об одноканальном бюджете, чтобы свой народ обеспечить зарплатой, поддерживать инфраструктуру. В это время в других регионах наблюдался сильный упадок, а для нас это послужило мощным стимулом роста. Не скажу, что вся промышленность в гору пошла, потому что большинство объектов промышленности были федеральными, но объемы строительства стали расти, благосостояние населения резко повысилось.

Что не получилось реализовать? Ну тут не только у нас не получилось. Не смогли создать полноценный средний класс, не смогли создать разумный баланс в распределении народных богатств, природных ресурсов, хотя мы тогда и приняли в Декларации пункт о том, что недра принадлежат народу. Ведь все это создавалось в течение 70 лет усилиями всего народа.

Но отрадно, что мы статус языка подняли, приняли свою Конституцию, налаживаем взаимоотношения с другими странами. И тот упадок, который сейчас наблюдается, мы переживем. Нашествие иностранного капитала народ немного разучило думать. Но при наших богатствах, ресурсах, огромной территории надежда на лучшее есть.

ПОЛУЧИЛОСЬ КОНСОЛИДИРОВАТЬ ВСЕ ФИНАНСОВЫЕ И БЮДЖЕТНЫЕ ПОТОКИ В РУКАХ УЗКОЙ ГРУППЫ ЛИЦ

Валентин Михайлов — депутат Верховного Совета РТ в 1990 - 1995 годах, один из координаторов депутатской группы «Народовластие», депутат Госдумы РФ первого созыва (1994 - 1995):

— Как представляется сейчас, основной целью, которая должна была стоять перед Россией в 1990 году, являлось необратимое движение к демократическому целостному государству. Принятие деклараций о суверенитетах республиками в составе РФ этому не помогало, наоборот, создавало препятствия. В последующие годы Россия потратила много сил, чтобы договориться с элитами республик. Суверенитеты в республиках способствовали созданию авторитарной, сильно централизованной власти, которая отторгала любые демократические и правовые начинания, сопротивлялась созданию правового государства. Это стало плохим, но заразительным примером для других регионов.

В преамбуле Декларации было заявлено о стремлении к демократическому правовому государству. Однако на практике эта цель с самого начала была отброшена. В то же время заявки на суверенитет и правовое обособление оказались несостоятельными. Это — что не получилось.

Получилось консолидировать все финансовые и бюджетные потоки в руках узкой группы лиц, близкой к первому президенту, вырастить новую элиту супербогатых менеджеров-собственников. Создать систему имитации выборов, при которой любой человек не из «системы» имеет минимальные шансы на то, чтобы быть выдвинутым, и нулевые — чтобы быть избранным (в вышедшей в 2004 году книге Валентина Михайлова «Республика Татарстан: демократия или суверенитет?» показано, что к 2004 году республика не достигла ни демократии, ни суверенитета — прим. ред.).

Негативная роль Декларации проявилась в частности в том, что в республике долгое время федеральные законы не были главенствующими, что создавало благоприятные условия для укрепления власти местной элитой и обособления республики. Это было преодолено лишь в начале 2000-х, после приведения местных законов в соответствие федеральным. Манипуляции на выборах, как позорное для республики явление, стали возможными благодаря апелляции к суверенитету, провозглашенному Декларацией.

МЫ НАМНОГО ВПЕРЕДИ ВСЕХ И ПО НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ, И ПО НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ, И ПО МАШИНОСТРОЕНИЮ

Наким Галимов — гендиректор мебельной фабрики «Ак Барс», руководитель ассоциации мебельщиков Набережных Челнов:

— Наверное, если бы 25 лет назад не была принята Декларация о суверенитете РТ, Татарстан сегодня не развивался бы такими серьезными темпами. Так что положительное влияние этот факт оказал на республику. В результате Татарстан сейчас является регионом-лидером в России. Мы намного впереди всех и по нефтяной отрасли, и по нефтехимической, и по машиностроению, пытаемся и деревообработку, и мебельное производство поднять.

Когда развалился Советский Союз, пошла ведь волна движений независимости. Парад суверенитетов, так называемый. И если бы Татарстан не вышел с такой инициативой — принять Декларацию именно в таком формате: независимость, но в составе государства, наверное, и Россия бы развалилась. Но наше руководство приняло очень грамотное с политической точки зрения решение. Я считаю, что Россия сохранила свою целостность в том числе и потому, что в Татарстане был найден этот оптимальный вариант суверенитета. Наша республика была пионером в этом вопросе. Мы всем показали пример, которому потом последовали и другие регионы. Такой вариант сотрудничества оказался очень плодотворным.

 

ОБЩАЯ ДИНАМИКА ТАТАРСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА СОВЕРШЕННО НЕ ВДОХНОВЛЯЕТ

Дамир Исхаков — руководитель центра этнологического мониторинга Института истории АН РТ, доктор исторических наук:

— Итоги принятия Декларации о суверенитете РТ с сегодняшних позиций не поддаются однозначной оценке. С одной стороны, было много положительных сдвигов, в первую очередь в социально-экономическом развитии республики. Если бы не этот документ 1990 года, то этих успехов наверняка было бы значительно меньше. Но с другой стороны, этот суверенитет оказался временным и в особенности применительно к татарской части татарстанцев — национальное образование дышит на ладан, национально-региональный компонент школьного образования утерян, татарский язык реально не стал государственным. Не удалось создать и Национальный университет. Татарский дух (идентичность) укрепился, но не получил простора для развития — для этого нет демократии и свободы. Социальное расслоение оказалось чрезмерным, а нувориши татарские не исключение — оказались крайне примитивными и недалекими, абсолютно не способными понять реальные проблемы нашего общества. Общая динамика татарстанского общества, жестко привязанного к российским реалиям, совершенно не вдохновляет.

Практически за прошедший период были выполнены те задачи, которые ставились в первой программе ТОЦ 1989 года. Не более того. Но ни одна из ключевых задач перспективного развития республики и татарского народа на сегодня не решена. Корень проблемы — отсутствие реальной демократии и ее социальной базы. Отчетливо видно сползание Татарстана к традиционализму, политической системе, сходной с авторитарными режимами. Культура татар качественно не возродилась, гуманитарная сфера все сужается, верх берет примитивизм (взгляните на нашу Академию наук). Историческая наука, развивающаяся в республике, по татарскому направлению достигла некоторых успехов, но мы и тут продвинулись не так основательно, как хотелось бы. В сфере исторической науки опять возобладал дух умалчивания и мелкого подхалимажа (применительно к современности), а в трактовке более ранних периодов истории татар слишком много вторичности. Да и в сфере гуманитарной науки республики демократии и плюрализма не получилось. Видимо, давит окружение.

Но роль Декларации в судьбе республики огромна — она обозначила путь к демократии и равенству, внутреннему реформированию советской системы в рамках Татарстана. А для России данный документ важен потому, что на его основе удалось решить часть накопившихся за предыдущие годы национальных проблем татар, всего татарстанского общества без потрясения и кровопролития.

Для современного Татарстана Декларация является исходной базой его нового политического статуса и основой, на которой была выстроена вся современная реальность республики. Это было заявление о намерениях, достаточно взвешенное и продуманное, но политически дальновидное, правда, не вписывающееся в нынешние политические процессы, происходящие в РФ.

 

 
 
 

 

Справка

Декларация Верховного Совета Республики Татарстан
от 30 августа 1990 г. N334-XII
«О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики»

Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики,

— сознавая историческую ответственность за судьбу многонационального народа республики;

— свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих Российскую Федерацию и Союз Советских Социалистических Республик;

— отмечая несоответствие статуса автономной республики интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа;

— реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего народа республики на самоопределение;

— стремясь создать демократическое правовое государство.

1. Провозглашает государственный суверенитет Татарии и преобразует ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан.

2. Земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа.

3. Татарская ССР гарантирует всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, вероисповедания, политических убеждений, других различий равные права и свободы человека. В Татарской ССР гарантируется равноправное функционирование татарского и русского языков в качестве государственных, сохранение и развитие языков других национальностей.

4. Впредь в качестве официального наименования государства в Конституции, других правовых нормативных актах, в государственной жизни употреблять «Татарская Советская Социалистическая Республика» («Татарская ССР», либо «Республика Татарстан»). Высший орган государственной власти республики именовать «Верховный Совет Татарской Советской Социалистической Республики», а принимаемые им акты — актами Верховного Совета Татарской Советской Социалистической Республики.

5. Настоящая Декларация является основой для разработки Конституции Татарской ССР, развития законодательства Татарской ССР, участия Татарской ССР в подготовке и заключении Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками, вынесения наиболее важных вопросов государственного строительства Татарской ССР и ее отношений с Союзом ССР, РСФСР и другими республиками на обсуждение народа.

Конституция и законы Татарской ССР обладают верховенством на всей территории Татарской ССР.

6. До принятия новой Конституции Татарской ССР, других законов и нормативных актов Татарской ССР на территории Татарской ССР продолжают действовать законы и подзаконные акты Татарской ССР, РСФСР и Союза ССР, не противоречащие Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР.

Настоящая Декларация вступает в силу с момента ее принятия.

Председатель Верховного Совета Татарской 
Советской Социалистической Республики 
М.Ш.Шаймиев
г. Казань, 30 августа 1990 года, N334-XII

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015