На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Снижение зарплат чиновникам на 10% - имитация сплочения с народом

2015.03.04 , Накануне.RU , просмотров 923

1

Экономический спад подступает все ощутимее, Минфин подготовил свои поправки к бюджету и требует сократить расходы больше, чем на триллион рублей. На этом фоне, президент Владимир Путин начинает экономию "с себя" и "срезает" зарплату сотрудникам Администрации президента на 10%. Очевидно, что за национальным лидером должна последовать и вся вертикаль государственной власти. Другой вопрос: к чему приведет такое сокращение? Вряд ли этими деньгами можно будет залатать дыры в бюджетах. Но больше всего, учитывая уже произошедший "антикризисный" осенний рост зарплат чиновников, это напоминает акцию успокоения, а для реальной экономии стоит сократить и доходы топ-менеджеров госкорпораций.

На днях Путин на оперативном совещании Совбеза РФ заявил, что сократил зарплаты сотрудников АП на 10%. Эта мера призвана снизить затраты на содержание бюрократической структуры, а заодно, дать сигнал по всей вертикали о том, что стоит сделать так же. Так, уже стало известно, что члены Совета Федерации решили сократить себе зарплату на 10%.

Однако, в первом приближении такие манипуляции выглядят, как распродажи в дорогих магазинах, где перед тем, как сделать скидку на 10%, цену поднимают на 15-20%. Получается – и покупатель доволен, что сэкономил, и продавец не продешевил.

Согласно последним опубликованным данным Росстата, зарплата большинства государственных структур выросла осенью, и отнюдь не на 10%. Суммарно, рост зарплат с 1 сентября по конец декабря поднял среднюю зарплату по всем ветвям власти с 96,5 тыс. руб. до 109,1 тыс. руб. Особенно показательно было осенне-зимнее повышение заработных плат в исполнительной власти, где средняя заработная плата на конец года выросла за квартал с 88,2 тыс. руб. до 100,9 тыс. руб. При этом федеральному правительству пришлось даже немного, но увеличивать штат.

Наиболее "конкурентоспособной" называют зарплату именно в Администрации президента, а также в аппарате правительства: оба ведомства с сентября по декабрь 2014 года индексировали свои средние заработные платы, Администрация президента – примерно на 10% к уровню сентября, до 243,4 тыс. руб. (на конец года работало 1730 человек), аппарат правительства (1390 человек) повысил зарплаты с 200 тыс. до 249 тыс. руб.

В некоторых, особенно, в новых ведомствах зарплата выросла не менее существенно. Например, в Минвостокразвития зарплата выросла с 112 тыс. руб. до 155 тыс. руб. Рекордсменом роста оказалось Министерство по делам Крыма, где средняя зарплата выросла более, чем в три раза – с 40 тыс. руб. до 127 тыс. руб.

"Это [решение Путина о снижении зарплаты], безусловно, сигнал, потому что умный чиновник в регионе всегда подражает чиновнику в центре. О том, что это принесет значимые деньги, я бы говорить не стал. Это принесет деньги незначительные. Ими можно будет, в лучшем случае, закрыть несколько дырок, но они не позволят стабилизировать ситуацию или сколь-нибудь заметно смягчить бюджетный кризис. Это хороший пиар, он хороший, но нужно понимать, что это не более, чем пиар", – прокомментировал для Накануне.RU инициативу экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Справедливости ради, стоит сказать, что в ряде регионов в последние месяцы и без этого был объявлен курс на сокращение госрасходов. В середине декабря 2014 года свердловский губернатор Евгений Куйвашев подписал указ, по которому сокращает собственную зарплату с 215% оклада до 198%, и рекомендовал сократить расходы на правительство области. Председатель регионального правительства Денис Паслер подчеркнул спустя несколько дней, что зарплатный фонд министерств действительно будет сокращен.

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин в конце прошлого года отказался от всех льгот, которые государство предоставляет главе региона, среди них - единовременная денежная выплата на санаторно-курортное лечение, возмещение губернатору и членам его семьи расходов по проезду к месту проведения отпуска и обратно, а также единовременная выплата в случае отставки по собственному желанию. Также он заявил о сокращении 15% государственных служащих в области, которых набралось более 500.

Уже в феврале губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин подписал указ о сокращении госрасходов на 20%. Речь идет о сокращении расходов на материально-техническое, транспортное обеспечение, командировочные и прочие расходы, а также о сокращении объема денежного вознаграждения и содержания работников органов госвласти. Отметим, что Ямал – один из регионов, которые наиболее часто попадаются "на глаза" ОНФ в связи с высокими расходами на госуправление. Более того, несмотря на заданный Кобылкиным курс, регион не отказывается от резонансных госзакупок.

В Челябинской области бюджет 2015 года верстался с учетом 9%-ного сокращения госрасходов. Как отмечают в регионе, Борис Дубровский с самого назначения на пост главы региона в январе прошлого года взял курс на жесткую оптимизацию кадрового состава и зарплат чиновников.

Уже после известия о сокращении зарплат в АП губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что готов урезать себе зарплату на 10%.

Обсуждают снижение зарплат и депутаты Госдумы – они готовы лишиться 10, а некоторые фракции – 11% своих доходов.

Есть, впрочем, и те, кто имеет другое мнение. Например, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что получает 2 млн руб. в год, и не считает свою зарплату высокой, а потому и урезать ее не собирается.

Хотя, в целом, эти действия выглядят как пиар, причем даже не очень сильный, как реклама намерений, которые не принесут ощутимой пользы бюджету, и никак не отразятся на повседневной жизни чиновников.

"Предложение сократить зарплаты чиновникам на 10% – и как акция успокоения и даже пиар – крайне, просто неприлично слабенькое. Все знают, что кроме госчиновников, более важные люди сидят у нас на госсобственности. А там они получают в десятки и сотни раз больше, чем госчиновники. То есть, если что-то сокращать, то сокращать нужно прежде всего необоснованные сверхдоходы топов, руководителей госкорпораций, полугосударственных корпораций. Во-вторых, просто нужно возвращаться в лоно современной цивилизации, вводить нормальную прогрессивную шкалу налогообложения, при которой 90% населения не стало бы платить больше, чем сейчас, а может быть, и меньше, а верхние 10%, а особенно верхние 5-3-1% стали бы платить в несколько раз больший удельный процент от своих доходов. Причем, не только от зарплаты, но от всех доходов, это было бы серьезно. То, что делается сейчас – это даже не пиар, а что-то слабое и недостойное", – рассказал Накануне.RU экономист, бывший зампред Счетной палаты Юрий Болдырев.

Отметим, что до последнего времени доходы глав крупнейших госкорпораций не публиковались, как декларации о доходах госслужащих. Однако, недавно такие госкорпорации "Сбербанк" и "Роснефть" "раскололись" и указали порядок зарплат топ-менеджмента. Не углубляясь в детализации, пресс-службы двух компаний сообщили, что суммарный доход двух десятков топ-менеджеров превысил 5 млрд руб. в год.

"Когда я был зампредом Счетной палаты, я выступал публично и предъявлял данные, что один только Центральный банк страны в конце 1990-х израсходовал за год на свое самообеспечение больше, чем было истрачено на все госуправление – не только на зарплаты, но и на машины, медобслуживание и т.д., то есть, строго говоря, зарплаты госчиновников являются каплей в море, если мы говорим только о госчиновниках, и не говорим о "Газпроме", Центробанке и далее, там очень длинный список. Это просто настолько недостойно обсуждения, что не о чем даже говорить", – считает Болдырев.

С другой стороны, не исключено, что благой посыл, исходящий от президента, будет "верно" истолкован в регионах, которые начнут сокращать "мертвые души" и с блеском отчитываться о достигнутых показателях.

"Бюрократическая система, когда ее реформируют и ужимают, она в итоге разрастается. В лучшем случае, я думаю, это будет сокращение всех бюрократических структур за счет незанятых ставок. В любой бюрократической структуре есть ставки, на которых уровень доходов примерно совпадает с уровнем оклада, где мало премий и т.д. Обычно эти ставки не заняты, но в качестве финансовой нагрузки по всем ведомостям проходят. И когда приходит время очередного реформирования, их в первую очередь сокращают. Несколько лет назад, когда президентом был Медведев, было указание на 20 или 25% сократить число бюрократического персонала. В итоге, все региональные администрации прибегли к такого рода уловкам, и сократили ставки на бумаге, а реально нет. И лишь один губернатор действительно сократил число чиновников так, как требовалось, в итоге у него возникли большие проблемы с лояльностью персонала, а остальные губернаторы над ним смеялись", – прокомментировал Накануне.RU политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

В этом плане, все, что происходит, похоже на имитацию – федеральный центр имитирует готовность "немножко поделиться", а регионы имитируют ужимание на бумаге.

"Кто-то может это расценить как жест, но я считаю, что это правильный жест. Думаю, что следующим участником этого процесса должны стать госкосмпании, хотя бы потому, что они называются государственными. Часть компаний, и негосударственных тоже, наверное, пойдет на подобные сокращения, потому что это и экономия бюджета. Ну и мы видим тенденции – мы видим, что Россия и Кипр подписывают соглашение о раскрытии оффшоров – это звенья одной цепи. Деньги должны возвращаться в Россию", – отметил в беседе с Накануне.RU руководитель уральского филиала Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин.

Эксперт констатирует, что в ряде регионов процесс снижения зарплат в органах госвласти уже запущен, в том числе и на Урале. Однако, у процесса есть и обратная сторона. Не секрет, что зарплаты у чиновников отличаются в различных регионах, и снижение доходов ниже определенного уровня может породить серьезный кадровый вопрос.

"Каждый профессионал на вес золота, часто чиновников переманивают из одного региона в другой, сейчас новые губернаторы заняты поиском новых чиновников. Тут есть элемент популизма, и я считаю, что чиновник должен получать хорошую зарплату, чтоб он не думал о том, где заработать денег для семьи. Здесь надо очень внимательно смотреть, какой объем является допустимым, какой – необходимым", – считает Гагарин.

"Чиновники бывают разные. Для чиновников АП, где зарплата 300 тыс. руб. – такое снижение нечувствительно, но есть чиновники, которые реально живут на зарплату 30 тыс. руб., и для них это - вещь болезненная, и я надеюсь, что их это не коснется", – добавляет Делягин.

В целом же, эксперты сходятся в том, что данная инициатива вряд ли серьезно отразится на бюджетах и на настроениях в регионах, поскольку последствия инициативы "не смертельны" для большинства чиновников. Однако, есть вещи, которые действительно накаляют ситуацию – например, снижение бюджетной обеспеченности регионов из госказны, тогда как спрос с регионов только усиливается. В таком случае, экономика вполне может потянуть за собой политику.

"В условиях, когда доходы между центром и регионом соотносятся не как 50 на 50, а как 70% - центру и только 30% – регионам, если вы хотите что-то сокращать, сокращайте что-то неуместное, необоснованное в центре. В период кризиса не трогайте регионы. Одно дело дать по ушам какому-то зарвавшемуся местному высокопоставленному чиновнику, и это тоже будет лишь каплей в море в финансовом плане, и совсем другое – дальше давить всю пирамиду госвласти, в том числе и довольно бедную в ряде регионов", – отмечает Болдырев.

"На политическом уровне мы увидели одну реакцию – требование вернуть электрички в момент, когда просто возникла угроза перегораживания железнодорожных путей. Это означает, что если люди берутся защищать свои права, то их слышат. Тот триллион, о котором говорит Минфин, его вполне можно было бы сложить из совсем другого, отменив тот же переезд судов в Петербург – это 50 млрд руб., отменив ЧМ по футболу, абсолютно бессмысленный и ненужный никому. Есть из чего бессмысленного и ненужного сложить этот триллион, и не один", – говорит эксперт.

Историк Борис Юлин отмечает, что если власть призывает к сплочению, то "затягивать пояса нужно и владыкам, и народу", и такие исторические примеры есть.

"Все активнее звучат призывы сплотиться вокруг власти, в тяжелую годину, для борьбы с внешним врагом. А тех, кто недоволен ростом цен, пенсионного возраста, тарифов, безработицы, кого возмущают законы в защиту богатых - их объявляют "неправильными патриотами", "либералами" и вообще врагами. Мол, нельзя в такой момент государство шатать, приоритеты неправильные.

При Сплочении страны речь о том, что если страна сплачивается перед внешним врагом, то она именно сплачивается. То есть затягивают пояса и владыки, и народ. Когда в тяжелое время растет разница между бедными и богатыми, это никак не выглядит сплочением, это выглядит стрижкой тупых баранов. Нельзя призывать людей к патриотизму, воспитывая детей в Лондоне (если ты не англичанин) и увеличивая свои богатства не фоне обнищания сограждан. 

Ну а Власти - ау! Власть! Начни сплачиваться. Затяни пояса, брось личные и корпоративные богатства на благо Отечества. Сократи зарплаты своим топ-менеджерам, которые получают больше, чем все врачи и учителя страны вместе взятые. Раздели тяготы между всеми, а не взвали их только на "быдло". Возьми пример с римских сенаторов эпохи величия Рима. И мы все сплотимся вокруг тебя".

Сергей Табаринцев-Романов

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015