На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Регулирование без национализации

2008.12.14 , НОВАЯ ПОЛИТИКА , просмотров 539

Государство возьмет стратегически важные предприятия под свой контроль

Как верно подметили многие, последний общенациональный телемарафон Владимира Путина играл важную психотерапевтическую роль, настраивал на мысль о том, что сообща мы с кризисом справимся. Однако "диалог лидера с народом" вёлся не в жанре популистской попсы, а оказался общедоступной презентацией смысловых доминант нового вектора общественного развития. Центральным стал посыл о резком усилении государственного регулирования экономики, хотя и без проведения национализации компаний.

Решение это в кризисной ситуации необходимое, достаточно смелое, хотя и в меру осмотрительное. Модель глобального капитализма, подчиняющая промышленное и сельскохозяйственное производство, равно как и социальную политику целых стран интересам международной торгово-финансовой олигархии, изжила себя.

Эффективная социальная политика в России, как и в других странах, не входящих в зону "золотого миллиарда", невозможна без полномасштабного возвращения государства к регулированию национальной экономики.

До перехода глобального кризиса в открытую стадию нынешнему политическому руководству России удалось предотвратить попытки установления прямого внешнего контроля над ключевыми отечественными компаниями и целыми отраслями, и даже частично восстановить экономический суверенитет. Теперь же появилась возможность сделать следующий важный, но осторожный шаг.

Государство, сообщил Путин, будет входить в капиталы крупных компаний, не исключено, что достаточно широкомасштабно. Но лишь в той степени, в какой это отвечает общенациональным интересам. Государство − не благотворительная организация, за так бизнесу помогать не будет, а только на партнёрских взаимовыгодных началах. В качестве примера был приведён банковский сектор, где в обмен на 200 млрд. казённых рублей государственное Агентство по страхованию вкладов получило право входить в капиталы проблемных банков.

Когда Путин заверил предпринимателей, что масштабной национализации не будет, это означало лишь, что государство не будет "пользоваться ситуацией" − играть роль рейдера, который, улучив временные трудности, отнимает собственность. Такую аналогию кто-нибудь мог бы провести, ведь рейдеры порой искусственно создают кризис для предприятия, чтобы приобрести его за бесценок.

Тем более, что в кризисе ликвидности на внутреннем рынке действительно во многом повинна государственная финансовая политика. Средства Стабилизационного фонда хранились за границей под 2-3 % годовых, а российские компании были вынуждены занимать деньги за рубежом уже под 6-11 %. Как остроумно заметил экономист Михаил Делягин, с началом глобального кризиса заграница отказалась ссужать нам наши же деньги.

В том же ключе следует понимать слова Путина о том, что даже там, где национализация случится, государство впоследствии проведёт реприватизацию. Но опять-таки не по принципу тех самых рейдеров, которые любят проворачивать спекулятивные операции по схеме – сегодня купил за бесценок, чтобы завтра, не вложив ни копейки, продать втридорога.

Гипотетическая приватизация будет осуществляться не по схемам мошеннических "залоговых аукционов" 1990-х и не по виртуальным оценкам фондовых бирж, а в соответствии с проведённой модернизацией производства, обновлением основных фондов, расширением выпуска современной высокотехнологической продукции. Ведь главной государственной задачей должна стать реиндустриализация промышленности и сельского хозяйства, модернизация инфраструктуры.

Для реализации таких целей государству нужны действенные рычаги, среди которых три основных − прямой контроль за использованием выделяемых частному капиталу ресурсов, государственный заказ и, наконец, управление государственными пакетами акций компаний. Партнёрство − это не только взаимопомощь, но и взаимные обязательства.

Ноябрьский план действий правительства России из 55 пунктов, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, предполагает ряд механизмов реализации такого партнёрства при ведущей роли государства. Например, директивное указание на то, как получателям государственной поддержки нужно потратить уже полученные триллионы рублей.

Предоставляемая помощь оказывается сродни "целевому кредиту", получить и расходовать который можно лишь на строго определённых условиях. Такое распределение государственных денег станет основной формой поддержки экономики в 2009 году. Надзором за распределением государственных средств банками будут заниматься специальные уполномоченные Центробанка, которому будут переданы права регулятора по компаниям.

В правительственном антикризисном плане впервые провозглашён приоритет отечественных производителей при проведении массовых государственных закупок. Для государственных поставщиков, в том числе таких как "Газпром", РЖД или "Транснефть", будут введены ценовые преференции до конца 2010 года: российские товары могут закупаться на 5-25 % дороже иностранных.

Выкуп государством крупных пакетов акций коснётся, скорее всего, стратегических компаний и будет тесно увязан с уточнением государственных инвестиционных программ на 2009-2011 годы. Крупные пакеты акций, принадлежащие государству, фактически позволяют полноправно распоряжаться компанией − определять ее экономическую политику, формировать топ-менеджмент, осуществлять оперативный контроль. Это позволит надёжно проводить стратегию реиндустриализации отечественной экономики.

Совсем свежим примером "вхождения государства в капитал крупной компании без национализации" служит вывод из кризисной ситуации НПО "Сатурн", расположенного в Ярославской области. Главной целью стала стабилизация производства и социальной составляющей на предприятии, выполняющем оборонные заказы − авиадвигатели для самолета "Сухой-Суперджет-100" и газотурбинные двигатели для кораблей.

Что касается тех, кто особое внимание уделяет экономическим понятиям, напомним: собственность является ключевой категорией. Управление собственностью способно как реализовать предоставляемые возможности, так и упустить их или вообще обратить во вред самому собственнику.

Неэффективный менеджмент ведёт к кризису, падению производства, переходу собственности в другие руки, как это случилось с общенародной экономикой СССР. Эффективный менеджмент, напротив, выходя за рамки, которые предписывает существующая форма собственности, способен преодолеть кризис. Как раз такой случай представляет собой социально ориентированный и нацеленный на развитие реального производства антикризисный проект, презентованный Владимиром Путиным.


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015