На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Спасатели автопрома

2008.11.19 , akado.com , просмотров 545

В условиях мирового кризиса одной из наиболее «страдающих» отраслей является автомобильная промышленность. Гиганты автопрома теряют десятки миллиардов долларов, закрывают «пачками» заводы и уповают на помощь государства. Однако некоторые специалисты видят в господдержке автопрома только негативные стороны.

18 ноября руководители ведущих американских автомобильных компаний в ходе слушаний в конгрессе обратились с властям с просьбой оказать экстренную финансовую помощь в размере $25 млрд, посетовав на бедственное положении отрасли.

Сенаторы и чиновники уже несколько недель спорят о том, должно ли государство тратить средства налогоплательщиков на поддержку автомобильной отрасли и какой должна быть эта поддержка. Однако впервые главы компаний официально озвучили размеры помощи: General Motors нуждается в $10—12 млрд, Ford — в $8 млрд, а Chrysler — в $7 млрд.

«Речь идет не только о спасении Детройта, — обратился глава General Motors Рик Вагонер к банковскому комитету сената. — Речь идет о спасении всей американской экономики». «В прошлом автомобильные компании допускали ошибки, но наши сегодняшние проблемы вызваны мировым экономическим кризисом», — сказал в свою очередь глава Ford Алан Мьюлалли.

К российскому президенту Дмитрию Медведеву отечественные автопроизводители также обращались уже не раз. Первыми за помощью к главе государства обратились руководители ВАЗа, попросив 10 октября на борьбу с кризисом 27 млрд рублей, затем, неделей позже, к Медведеву на поклон с просьбой выделить 45 млн руб. пришел глава правления группы «ГАЗ» Сергей Занозин. И даже, казалось бы, не столь сильно пострадавший в результате кризиса КамАЗ и тот просит 15 млрд руб.

И  вот 18 ноября Дмитрий Медведев заявил, что государство обязательно поддержит автопром. «В пакете мер по поддержке есть предложения по оказанию помощи нашим автогигантам, в том числе касающиеся возможного субсидирования процентной ставки, – сказал Медведев. – Насколько эти меры будут достаточными, посмотрим, может быть, придется принимать еще». Причем, как подчеркнул президент, останавливаться в помощи автопроизводителям государство не может, «иначе потеряем все, что мы восстанавливали последние пять-семь лет».

Схожая ситуация сложилась и в Германии – к правительству за помощью обратилось руководство одного из старейших автопроизводителей – компании Opel.

Однако государственную поддержку автопрому критикуют многие, как государственные деятели, так и независимые эксперты.

Кто-то говорит, что раз предприятия автомобильной промышленности выплыть из кризиса сами не могут, то и нечего им помогать. В частности, подобную позицию заняли многие американские чиновники. «Налогоплательщики не должны субсидировать частные компании, которые не желают продемонстрировать свою жизнеспособность, – заявила 18 ноября представительница Белого дома Дана Перино в распространенном в интернете заявлении. – Очевидно, что американские автопроизводители должны перестроиться, с тем, чтобы быть жизнеспособными».

Другая же часть «несогласных» считает, что столь активная государственная поддержка автопрома может не только негативно отразиться на остальных производственных отраслях, но и на всей экономике в целом. В частности, глава Еврокомиссии по защите конкуренции Ниэль Круа заявила, что предоставление автопрому финансовой помощи во время кризиса является нечестным по отношению к другим видам промышленности.

Впрочем, опрошенные «Акадо» экономисты, придерживающиеся причем совершенно разных взглядов на происходящие в мире процессы, были солидарны во мнении, что поддерживать частную экономику, и автопромышленность в частности, государство в условиях кризиса просто обязано.

Научный руководитель Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин был резок в своей оценке. «Мне очень трудно комментировать заявление госпожи Круа, потому что я экономист, – сказал он. – А в данном случае нужен, скорее, психиатр». По мнению ученого, государство должно оказывать помощь наиболее масштабным отраслям экономики, а сфера автопрома – одна из таких. Невмешательство государства, по словам Делягина, может обернуться еще большими бедами.

«Если государство в период кризиса выступает в роли стороннего наблюдателя, это подобно тому, как регулировщик после массовой автомобильной аварии будет наблюдать со стороны за происходящим, – говорит глава ИПРОГ. – За этим бы последовали хаос, неразбериха, а возможно, и все новые катастрофы».

«Без массового вмешательства государства в экономику кризис преодолен не будет, – заключил, как отрезал, руководитель Института глобализации и социальных отношений Борис Кагарлицкий. – В обществе создалась такая иллюзия, что нынешний кризис сродни десятками предыдущих, мол, он дойдет до дна, а затем начнется подъем. Так вот, никакого подъема не будет!» Единственным спасением человечества от впадения в первобытное варварство ученый видит в национализации, если не всей экономики, то отдельных ее отраслей. «Государственная же поддержка частной экономики означает то, что деньги попросту будут разворованы», – подчеркивает экономист.

На данном этапе, по мнению Кагарлицкого, кризис остановить в принципе невозможно. А мнение о том, что поддержка той или иной отрасли в отдельности может навредить экономикам государств в целом, ошибочно. «Неважно, где государство сожжет средства – в банковской отрасли, топливной или сфере автопрома, – говорит Кагарлицкий. – То есть, для этих отраслей и людей, там задействованных, – весьма важно, но на экономике в целом подобные меры никак не отразятся». Тем более, как замечает ученый, вкладывать государственные средства все равно нужно. «Если средства никуда не вкладывать, они в нынешних условиях все равно сгорят», – заключает Борис Кагарлицкий.

«В системе капиталистической экономики существует немало декларируемых в теории абстрактных принципов, как то «защита конкуренции», «свобода рынка» и тому подобных, – рассказывает президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин, экономист, прославившийся в народе тем, что еще десять лет назад предсказывал нынешний глобальный экономический кризис. – Другое дело, что в реальности эти принципы почти не соблюдаются, на экономику стран оказывают воздействие сотни различных процессов, в том числе и государственная власть». Условия же мирового кризиса, по словам Хазина, чрезвычайные. «Когда реален риск разорения целых отраслей экономики, важных и исторически успешных, каждое государство по-своему решает вопрос, – говорит экономист. – Прямая государственная поддержка – один из наиболее простых, но действенных способов поддержки экономики». Потому, по словам Хазина, ни в коем случае нельзя осуждать, например, правительство США за финансовые вливания в ведущие предприятия автомобильной промышленности. «Значит, руководство Соединенных Штатов решило, что автопром стране необходим, и спасать его надо, – поясняет Михаил Хазин. – Подобная мера справедлива и допустима и в отношении других отраслей, но именно США, получается, нужен именно автопром, а не производство цветных телевизоров, на котором североамериканское государство уже давно поставило крест».

Говоря же о российских реалиях, глава консалтингового агентства Weekend Андрей Михейчик отметил, что отечественная автомобильная промышленность – это не только ставшие героями сотен анекдотов «тазы», это и огромные градообразующие предприятия. «Если в обычные времена экономика двигает политику, то в периоды кризиса, без прямого вмешательства, политика совсем пойдет под откос, – говорит эксперт. – Вот, скажем, поддержка государством ВАЗа – это экономика, а вот неоказание поддержки – это уже политика, ведь в таком случае на улице окажутся буквально целые города Тольятти и Нижний Новгород, многие жители которых задействованы на автозаводах». А подобные ситуации чреваты самыми непредсказуемыми последствиями.  

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015