На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Боги-налоги

2013.01.31 , "Bankir.ru" , просмотров 529

1

В преддверии Московского экономического форума, назначенного на 20–21 марта 2013 года, в конце января по инициативе Издательского дома «Аргументы и факты» состоялся экспертный круглый стол по теме «Налоговое регулирование: от взимания оброка к стимулированию развития». О качестве промышленной политики в нашей стране, ключевых пороках сложившейся налоговой системы и распределении доходов между потреблением и накоплением рассказали ведущие эксперты.

Мал золотник, да дорог

Первым докладчиком на мероприятии был вице-президент Экспертно-аналитического центра «Модернизация», генеральный директор научно-производственной фирмы «Политехника» Михаил Абрамов. Он привел некоторую статистику по состоянию реального сектора экономики в нашей стране. Так, по данным эксперта, численность персонала, занятого в промышленности, сократилась за последние 20 лет на 35%. Издержки при производстве газа выросли в 6 раз, а при производстве бензина в 3 раза. Число детей и подростков до 18 лет за последние 20 лет в России сократилось на 30%, что красноречиво говорит о дальнейших перспективах рынка труда, проблемах в пенсионном фонде и так далее.

По мнению аналитика, в складывающихся экономических условиях в России просто необходимо стимулировать развитие обрабатывающей промышленности. Для предприятий реального сектора экономики, работающих в этом сегменте, Михаил Абрамов предлагает сделать НДС 10%, хотя бы на первое время, затем налог на прибыль 10% и социальные взносы 10%. В результате подобных изменений совокупная потеря государственного бюджета не должна превысить 3%, что на данный момент не является критичным показателем. Кроме того, необходимо помочь развитию малого и среднего бизнеса (МСБ) и стремиться к увеличению его доли в ВВП. Для того чтобы дать возможность предприятиям этой группы расти, исследователи во главе с Михаилом Абрамовым предлагают сократить на них налоги.


Нация и социальная дифференциация
 

Вторым спикером круглого стола был академик РАН и директор Института океанологии имени П.П. Ширшова Роберт Нигматулин. Он рассказал о своем видении ключевых пороков современной налоговой системы. По мнению спикера, прогрессивное налогообложение – это просто необходимое условие высокой производительности труда и развития экономики.

В России сегодня аномальное расслоение в обществе. По официальным данным, коэффициент разницы между богатым и бедным социальными слоями составляет 16 единиц, а при здоровом функционировании экономики он не превышает 8. «На самом деле он уже и 30, и 40, – заявил эксперт. – Кстати, в США тоже ощущается эта проблема, там коэффициент равен 15, потому что за последние 30–40 лет богатый класс научился обходить сложившиеся законы». Для того, чтобы поднять уровень жизни граждан, нужно повысить производительность труда. А согласно «экономической теореме», для повышения производительности труда нужно правильно распределять национальные доходы. Кроме того, речь идет и о справедливости. «Почему есть люди, которые считают, что можно заработать сотни миллионов долларов только за то, что они покинули свой пост, а врачи и учителя получают от 7 до 20 тыс. рублей в месяц? – поинтересовался у собравшейся аудитории Роберт Нигматулин. – В каком евангелии написано, что человек, фактически, за эксплуатацию природных ресурсов может годами получать аномально высокие доходы и считать, что он это заработал?». Спикер поддерживает идею введения в России прогрессивного налогообложения. Согласно статистическим расчетам, которые произвел академик, для роста производительности труда в нашей стране 95% населения должны получать 50–60% ВВП. Но, во-первых, все новые законодательные инициативы должны вводиться постепенно и последовательно. Во-вторых, нововведения ни в коем случае не должны затрагивать средний класс.

Роберт Нигматулин вспомнил критику в отношении прогрессивного налогообложения, высказанную президентом России Владимиром Путиным, что подобная мера заденет средний класс. Чтобы такого не произошло, достаточно просто принимать взвешенные и продуманные законы, отработать технологию и подход. Основной упор должен быть сделан на личные доходы и на «богатую собственность». Кроме того, нужно смотреть, а куда именно вкладываются деньги от прибыли компании. Одно дело, если они идут на развитие бизнеса, тогда предприятие можно освободить от налогов. Другое – если все идет в личные карманы топ-менеджмента. Необходимо в обществе договориться и донести до власти важность введения прогрессивного налога.

Спикер напомнил также, что побочным позитивным эффектом прогрессивного налогообложения является повышение спроса из-за уменьшения расслоения в обществе и более пропорционального распределения национальных доходов. А как известно, спрос – единственный двигатель рыночной экономики. Введение прогрессивного налогообложения является необходимым условием роста производительности труда и расцвета экономики нашей страны.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, являвшийся модератором круглого стола, для иллюстрации неравноправного распределения доходов привел в пример оклад служащего одной государственной компании, которая недавно поучаствовала в приватизации и продала небольшую часть активов. Вице-президент компании, директор крупного регионального филиала в 2010 году получил 13-ю зарплату размером в 33 млн. рублей, в 2011 году – 44 млн. рублей, а в 2012 – 56 млн. рублей.

Десять заповедей эффективного налогообложения

Следующим докладчиком был профессор кафедры политической экономии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Бузгалин. Он озвучил присутствующим десять императивов эффективной налоговой политики, причем за каждым из постулатов стоит большой международный опыт. Первый пункт заключается в понимании того, что налоговая политика будет эффективна только как встроенный инструмент промышленной и социальной политики. Если реализуется продуманная промышленная политика, то налоги должны быть дифференцированными, причем не только по величине для разных групп компаний, но и для разных отраслей и т.д. Если реализуется социальная политика, то разделение подходов должно происходить по уровню доходов, стоимости собственности и другим параметрам.

Второй императив заключается в том, что для реального и посреднического секторов, то есть для бизнеса в целом, нужно вводить селективные налоги в зависимости от того, какую роль та или иная деятельность играет в развитии экономики России. Если предпринимательская активность направлена на развитие человеческих качеств, технологий, обеспечения национальной безопасности, то в этом случае налоги на бизнес или на вкладываемые инвестиции в его развитие должны быть минимальными или нулевыми. А вот когда речь идет о посреднической деятельности, финансовых спекуляциях и т.д., то подход должен быть жестче. Если же предприятие занимается вырубкой леса без его восстановления, экологически грязным производством, то такой бизнес должен иметь очень высокие налоги.

Третий императив заключается в необходимости реализовать полное изъятие природной ренты: любой бизнес, как государственный, так и частный, должен отдавать природную ренту обществу. Если бы это было так, то заработные платы, качество офисов и доходы в целом у нефтяных корпораций и корпораций, производящих станки, комбайны и другое оборудование, были бы одинаковыми. Опыт показывает, что это не так. Но помимо очевидных реалий практики существуют и гораздо более серьезные академические исследования.

Четвертый компонент заключается в том, что налоговая система, являясь частью политики, должна приводить к снижению социального неравенства. Эксперт подчеркнул, что никто не предлагает «отнять и поделить». На самом деле отнимают природную ренту и делят между собой как раз представители леволиберального направления. Исследователи предлагают использовать не являющиеся результатом трудовой деятельности и предпринимательского таланта доходы на развитие. «Бесплатное образование – это развитие, – подчеркнул эксперт. – Бесплатная медицина – это развитие, в том числе и технологий. В этом прогрессивный подоходный налог – это обеспечение эволюционного развития экономической и социальной системы, а не ее торможение». Как пример Александр Бузгалин привел Британию, где 25% налоговых поступлений в бюджет дает налог на 1% богатейших семей государства. И есть масса других международных примеров такого положения дел. Кроме того, необходимо ограничить максимальный трудовой доход. За критерий эксперт предложил принять награду Нобелевского лауреата по физике, который является очень талантливым человеком и массу пользы приносит всему человечеству. «Давайте возьмем его премию за тот максимальный доход, который может получать талантливый человек, активно работающий на человечество и на свою страну», – заявил профессор.

Пятый императив заключается в необходимости прозрачности всех выплат и сборов. В отечественной системе выплата налогов составляет часть личной тайны человека. «Я не знаю, насколько это правильно, – подчеркнул докладчик. – Это очень жесткий императив, я предлагаю его обсудить».

Шестой императив таков: во многих странах существует контроль за соотношением доходов и расходов для всех граждан, вплоть до взимания налогов за недекларируемые расходы. Если человек покупает невероятно дорогой дом, а официальные доходы его не соответствуют данной покупке, то он должен будет выплатить налог за свое приобретение. Это практика многих стран, а не теоретическая модель.

Седьмой императив заключается в том, что использовать налоговые поступления необходимо на решение социальных задач. Бюджетные деньги должны идти на пользу обществу. Применение данного императива на практике будет важно и для некоторой части богатых людей, которые в данный момент не хотят платить налоги, потому что деньги идут на разные привилегии чиновникам, а не на общую пользу.

Восьмой императив заключается в необходимости гражданского общества участвовать в решении проблем налоговой политики. Девятый императив говорит о борьбе с финансовыми спекуляциями на высоком уровне. Существуют модели, которые предотвращают вывоз капитала в офшорные зоны, но для их применения необходима политическая воля. Десятый императив заключается в необходимости объединения всех этих шагов в программу. Нельзя это делать одномоментно и разрозненно. В рамках долгосрочной программы нужно параллельно проводить изменения налоговой, социальной и промышленной политики.

Сила правильного распределения

Следующим выступающим оказался руководитель российского филиала Фонда имени Фридриха Эберта Рудольф Трауб-Мерц. Он рассказал, что под руководством его организации в процессе Московского экономического форума (МЭФ) будет идти одна из секций. Рабочее название этого заседания «Экономическое возрождение и макроэкономические политики: какова роль заработных плат, налогов и социальных затрат». Эксперт предложил повнимательнее проанализировать опыт в распределении доходов среди населения такой страны, как Бразилия. Эта экономика среди развивающихся самая интересная и большая, особенно в плане ее попыток использовать политику перераспределения для развития. Буквально на глазах государству удалось ощутимо повысить уровень жизни своих граждан. Бразилия сделала мощный рывок в сокращении социальной дифференциации с помощью простых, известных и эффективных мер: использование государственных общественных инвестиций для развития внутреннего спроса, повышение минимальной заработной платы, изменение налоговой политики и т.д. На самом деле применяемые правительством Бразилии меры во многом повторяют действия Германии в период 50–60-х годов, так называемой эпохи «экономического чуда». В рамках тематики, посвященной налогам, зарплате и социальным изменениям в процессе сессий МЭФ в марте будут рассмотрены эти и многие другие практические примеры достижения шести различных государств. Эксперт пригласил присутствующих экспертов поучаствовать в диалоге на секции Фонда имени Фридриха Эберта этой весной.

Депутат Государственной думы России, член фракции «Справедливая Россия» и председатель попечительского совета Института инновационного развития Илья Пономарев напомнил, что подоходный налог в России нужно считать вместе с единым социальным налогом (ЕСН), причем он выплачивается предприятием, на котором работает гражданин. А ЕСН, в свою очередь, нельзя рассматривать отдельно от пенсионной реформы. Другими словами, в рамках поднятых проблем необходимо говорить не только о переходе на прогрессивную шкалу налогообложения, но и о комплексной реформе всего сложившегося уклада персональных платежей.

Важен и вопрос региональной дифференциации по налогообложению. Нынешний принцип распределения между регионом и центром в Налоговом кодексе был закреплен как 50% на 50%. А сейчас центр забирает себе приблизительно 76% от консолидированного сбора, а 24% налогов остается на региональном уровне. «Я считаю, что это должно быть перевернуто строго в обратном отношении, – заявил госслужащий. – Две трети должно оставаться на местном уровне, одна треть должна отправляться в федеральный бюджет». Кроме того, в каждом регионе должна быть разная система налогообложения. Подобный подход может стать фактором стимулирования развития внутри региона и фактором развития межрегиональной конкуренции внутри страны. От дотаций нужно уходить: они могут остаться лишь в форме поддержки экономической активности в виде вложений в инфраструктурные проекты.

Москва


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015