На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Назад в 90-е

2013.01.28 , "Новая политика" , просмотров 528

1

Участники экономического форума в Давосе представили три варианта развития России на ближайшие годы, причем все они оказались пессимистическими. Но российское правительство продолжают надеяться на то, в чем оно, похоже, видит панацею от экономических бед. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил в Давосе, что нашу страну ожидает новая масштабная волна приватизации. По его мнению, это хороший способ пополнить государственный бюджет. Но эксперты сомневаются в том, что стоит передавать крупные активы, находящиеся в госсобственности, в частные руки накануне новой волны экономического кризиса.

Начнем по порядку: сценарии развития России представляли Олег Цывинский из Йельского университета, Сергей Гуриев из Российской экономической школы и бывший министр финансов России Алексей Кудрин. В первом сценарии говорится, что Россию ожидает "региональная дифференциация": то есть, богатые регионы будут еще богаче, а бедные – беднее. По сценарию Кудрина, нас ожидает резкое снижение цен на нефть до 60 долларов за баррель. При этом поступления в бюджет также резко снизятся, и нужно будет выбирать, какие статьи расходов пойдут "под нож". По сценарию Гуриева, цены на нефть останутся высокими, но несмотря на это правительство так и не решится начать институциональные реформы экономики страны. Тогда изменения "пойдут снизу" – со стороны разбогатевшего среднего класса.

Однако, как заявил на форуме Дмитрий Медведев, все эти сценарии развития России, подготовленные российскими и иностранными экспертами, "не являются абсолютно реалистичными и не дают точных прогнозов". По мнению премьера, они нереалистичны хотя бы уже потому, что в каждом из них "власть ничего не делает". А, между тем, власть собирается, в первую очередь, начать "вторую волну" масштабной приватизации госсобственности. При этом приоритетным направлением приватизации госкомпаний в России станет размещение акций на бирже, уточнил премьер в интервью Bloomberg TV.

Распродажа госсобственности больно ударит по всем отраслям экономики и по населению

"Мы и в прошлом году заработали неплохие деньги на приватизации – получили только от продажи акций Сбербанка порядка 5 млрд. долларов, – заявил Медведев. – Что же касается этого года, то у нас впереди целый набор приватизационных сделок. Речь идет о нашей крупнейшей судовладельческой компании "Совкомфлот". Речь идет о нашем крупнейшем государственном банке ВТБ. Речь идет о целом ряде других крупных активов. И я надеюсь, что мы выйдем на те целевые показатели, которые наметили, и сможем заработать от приватизации даже больше, чем в прошлом году".

Российский премьер заметил, что у приватизации помимо финансовой выгоды есть и положительный идеологический момент: "Приватизация – это не только деньги, хотя, конечно, они всегда нужны бюджету. Приватизация – это курс, это отчасти идеологическая вещь. Смысл в том, что мы ищем более эффективного хозяина, чем государство, потому что государство далеко не во всех случаях может выступать эффективным собственником. И это, мне кажется не менее важным, чем зарабатывать деньги".

Между тем, большинство экспертов не согласны с тем, что это самый лучший вариант накануне грядущего кризиса, потому что уход государства из экономики и распродажа последней госсобственности больно ударит не только по всем отраслям экономики, но и по населению. Например, во время последнего кризиса распродажа предприятий электроэнергетики привела к тому, что поселок Хову-Аксы в Туве четыре недели замерзал из-за серии аварий на ТЭЦ, и все это время туда не могли доставить обычные "буржуйки". Также масса работающего населения попала под увольнения, которые частные собственники проводили для "оптимизации штата".

"Мнение о том, что государство хозяйствует менее эффективно, чем частный собственник, я не разделяю, – говорит ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ Андрей Колганов. – Настоятельной необходимости в приватизации многих объектов не вижу. Кроме того, стоит заметить, что эффект от приватизации, на который ссылается Медведев, это вещь разовая. Доход же от государственной собственности может поступать в бюджет постоянно. Если, конечно, этой собственностью хорошо управляют. С этим у нас, действительно, есть проблемы. Но эти проблемы не решить простой сменой собственника, необходимо наладить в целом систему государственного управления".

И действительно, у нас есть богатый опыт масштабной приватизации 1990-х годов, когда приватизационные сделки приводили к остановке работы купленных частниками предприятий. И кто даст гарантию, что сейчас тот же "Совкомфлот", дела которого не слишком хороши, частный собственник не распродаст на металлолом? Ведь государство с тех пор так и не разработало механизмов, которые обеспечили бы эффективное функционирование предприятий в частных руках. Поэтому, если собственник увидит лучшую коммерческую перспективу в том, чтобы предприятие закрыть, он это сделает.

Управлять госрезервами начнут люди, не имеющие отношения к государственным органам

"Приватизация не имеет никакого смысла, кроме организации спекуляций и личного обогащения отдельных лиц, когда крупному бизнесу делают подарок за счет государства, – полагает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Можно считать это попыткой задобрить иностранный и российский бизнес. Приватизацию можно расценивать и как распихивание кусочков госсобственности по "правильным" карманам. Западу показывают, что правящая в России группа ему полезна. С другой стороны, многие формально частные предприятия контролируются чиновниками, и приватизация – это перекладывание активов общества в карман чиновников под видом частного бизнеса".

Но приватизация у нас, видимо, будет происходить не только в области производственных активов государства. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния может быть передано акционерному обществу. В пятницу Госдума должна начать рассмотрение внесенного правительством закона "О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой правительством". Под таким сложным названием скрыто учреждение государством ОАО "Российское финансовое агентство", которое и будет распоряжаться деньгами, полученными от нефтяных сверхдоходов. После принятия закона управлять госрезервами начнут люди, не имеющие отношения к государственным органам.

"Фактически, бюджетные средства, средства налогоплательщиков отдаются в управление некоему акционерному обществу, которое эти деньги отдает управляющим компаниям, – поясняет первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. – На мой взгляд, это полное нарушение Конституции РФ, Бюджетного кодекса, вообще идеологии закона о Центробанке. Когда какая-то коммерческая структура – учреждаемое государством, но не являющееся госучреждением акционерное общество – будет использовать огромные средства налогоплательщиков. Сами по себе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния есть вещи коррупционные и явно наносят вред экономике страны, они замедляют экономический рост. А уж передача этих средств акционерному обществу вообще ни в какие ворота не лезет, такого нет нигде в мире".

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015