На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Правительство добивается от Госдумы большей свободы в утверждении бюджетных расходов

2008.10.24 , http://www.ng.ru/politics/2008-10-24/1_budget.html , просмотров 400

Вчера Дума принимала поправки в бюджет 2008 года. Одновременно депутаты пытались переварить смелые инициативы правительства. Кабинет министров под предлогом борьбы с кризисом добивался от парламента передать ему важнейшую функцию нижней палаты – право утверждать расходы главного финансового документа страны с разбивкой по ведомствам. Дружное возмущение обитателей Охотного Ряда, главным образом – единороссов, притормозило процесс. Однако правительство, во главе которого стоит их лидер Владимир Путин, от своих планов подкорректировать полномочия Думы в пользу исполнительной власти не отказывается.

Единороссы всерьез обиделись на кабинет министров. Точнее, на ведомство Алексея Кудрина. Накануне вчерашнего внеочередного пленарного заседания, посвященного очередной порции антикризисных законов, бюджетный комитет предложил нижней палате отклонить ряд правительственных поправок к Бюджетному кодексу. Одна из них требовала от парламента согласия самостоятельного перераспределения кабинетом ассигнований между разделами бюджета. То есть правительство в качестве одной из срочных антикризисных мер предложило Думе подарить ему право переверстывать главный документ страны в любое время по своему усмотрению.

Накануне вчерашнего голосования профильный комитет ГД убедился в том, что ему предлагается своими руками проголосовать за отстранение депутатов от распределения бюджетных денег. На замминистра финансов Татьяну Нестеренко посыпались возмущенные вопросы: мол, зачем тогда нужна Дума? «Давайте будем утверждать вам только общие цифры доходов и расходов, а остальное делайте уже сами!» – горько упрекали чиновницу единороссы. Правительству напомнили: в других государствах, где у исполнительной власти есть право самостоятельного распределения бюджета, существует еще и традиция уходить в отставку, если парламент признает такое распределение ошибочным. Некоторые депутаты, правда, пытались прийти Минфину на помощь, предлагая для эксперимента разрешить ему обходиться без Думы всего лишь в течение следующего года. Однако большинство бюджетного комитета высказалось за отклонение радикальной поправки.

Вчера ожидалось, что правительство попытается взять свое уже на пленарном заседании. Поначалу все так и выглядело. Официальный представитель кабинета министров на Охотном Ряду Андрей Логинов попросил рассмотреть корректировку Бюджетного кодекса в последнюю очередь: мол, возникла необходимость согласовать кое-какие вопросы. Но когда эта очередь подошла, то выяснилось, что ничего согласовать не удалось. Поправка так и осталась отклоненной по решению бюджетного комитета. Видимо, поэтому министр финансов Алексей Кудрин на вчерашнее заседание решил не приезжать. Правда, как выяснилось, вчера он уже посетил единороссов, но, ничего от них не добившись, уехал прочь.

Первый зампред фракции ЕР Валерий Рязанский по этому поводу заявил «НГ»: думское большинство просто сочло предложение Минфина «чрезмерным».

По его словам, ЕР полностью поддерживает правительство и его председателя – своего лидера, – а потому готово в любой момент удовлетворять оперативно любые их просьбы. Сама же замминистра финансов Татьяна Нестеренко в кулуарах ГД пообещала, что Минфин будет настаивать на своем, но рамки компромисса обозначить не захотела, бросив только, что «это дело правительства».

Источник «НГ» в администрации президента уточнил: для Минфина, желающего дополнительных бюджетных полномочий, могут ввести ограничения – по времени или по обязанности отчитываться. Глава думского комитета по экономической политике Евгений Федоров заранее предсказал именно такой исход правительственно-думских переговоров. Кстати, вчера парламентарий, озабоченный правильной передачей его мнения газетой, припомнил случай, когда, на его взгляд, «НГ» допустила неточность. Речь тогда шла о Гражданском кодексе и проблеме интеллектуальной собственности. Федоров заверил «НГ»: «Это один из лучших законодательных актов страны».

Эксперты, опрошенные «НГ», не сомневаются: нынешние антикризисные новации правительства могут нарушить существующий баланс между исполнительной и законодательной ветвями власти. По сути дела, сказал «НГ» председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин, «это отмена бюджета, потому что правительство и без того имеет право корректировать величину расходов по каждой статье на 10%. А это и так довольно широкие полномочия для того, чтобы увеличивать, сокращать или задерживать финансирование без согласования с Госдумой. Сейчас же, прикрываясь кризисом, правительство предлагает Думе такую схему: вы утверждаете общую величину бюджета, а мы дальше делаем с ней что угодно».

В этой ситуации, по мнению эксперта, для многих статей бюджета станет актуальным подзабытое за 10 лет определение «секвестр», так как деньги из одних статей будут перекидываться на другие. Соответственно отдельные направления останутся недофинансированными. «Очень опасно, если в условиях кризиса полномочия будут увеличены. Это будет фактически введение бюджетного произвола, который сделает бессмысленным подготовку бюджета как таковую», – предупреждает Делягин.

Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский сообщил «НГ»: «Если эта законодательная инициатива будет поддержана как антикризисная мера, направленная на то, чтобы увеличить свободу рук правительству в условиях кризиса на ограниченный срок (к примеру, на год), это вполне нормальная практика. Поскольку как временная норма она не умаляет полномочия парламента, а лишь делегирует их кабинету министров на какой-то срок». Другое дело, на взгляд политолога, если под прикрытием кризиса правительство, возможно, стремится получить свободу действий на постоянной основе, без оговорок. «Это уже совсем другая история, она лишает парламент определенной функции в принятии решений», – предостерегает Бадовский.

Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер уверен, что принятие этой меры явно говорит о признаках кризисной ситуации: «Дело в том, что внесение поправок в бюджет занимает много времени, существует довольно долгая процедура: внесение, прохождение в комитет, три чтения, одобрение Советом Федерации. У правительства в нынешних условиях вполне естественное желание получить свободу действий для того, чтобы работать более оперативно». Но эта мера, по глубокому убеждению эксперта, может быть только антикризисной: «Законодательная власть должна внести в нее ограничительные поправки, чтобы не было нарушения баланса между ветвями власти и крена в сторону исполнительной власти».

В итоге, как стало известно «НГ» от источников в Думе, «Единая Россия» решила переложить на плечи Совета Федерации сомнительную честь продвижения правительственных инициатив. Чтобы потом, получив документ на доработку, принять компромиссное решение: но уже не по указке Кудрина, а по воле верхней палаты. Что, конечно, выглядит более прилично.

Александра Самарина, Иван Родин, Элина Билевская

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015