На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

М.Делягин: кризис - это надолго

2008.10.17 , Альянс медиа , просмотров 459
Масштабный пакет антикризисных мер представил 16 октября на пресс-конференции в Независимом пресс-центре на Пречистенке директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

   «Главное в сегодняшней ситуации понять, что кризис – это надолго, и кризис в России продлится дольше мирового, поскольку обнажится целый комплекс наших собственных проблем – незащищенность собственности, произвол монополий, клептократия, бедность, разрушение инфраструктуры, деградация человека и государства до полной утраты управляемости», - заявил М.Делягин.

   По его словам, мировую экономику, а вместе с ней и российскую, ждет длительная депрессия.

   «А все потому что наше руководство «переплюнуло Ленина»: сегодня любая кухарка сможет управлять государством лучше наших министров. Именно господин Кудрин создал в стране искусственный дефицит денег, выводя их за рубеж, чтобы иностранцы давали эти же деньги нашим предприятиям в кредит под свои проценты. Если сегодня не заложить в стратегию развития нашей экономики факторов роста, «модернизационную компоненту», страна свалится в собственный кризис», - считает М.Делягин.

   Он назвал задачами ближайшего периода сохранение существующей системы расчетов в банках, обеспечение доступности кредитов для реального сектора экономики, недопущение социальных катастроф (например, преступности гастарбайтеров, которых нанявшие их российские компании уже готовы выгнать на улицу без всякой социальной защиты, вымирания депрессивных регионов с одним структурообразующим предприятием, которое вдруг не сможет расплатиться по кредитам), поддержку массового спроса на российскую продукцию, ограничение коррупции в решении конкретных задач, реиндустриализацию экономики и создание кластеров инновационного характера, в том числе за счет подавления спекулятивного сектора.

   «Все эти меры возможны, если наше руководство испугается кризиса по-настоящему и начнет хоть что-нибудь делать. Медведев не испугался поссориться с клептократами, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, поставив тем самым их зарубежные активы под угрозу, и, следовательно, предлагаемое мной и моими коллегами», - считает М.Делягин.

   Что касается американской экономики, ее источники исчерпаны: разрушение СССР дало глобальным корпорациям свободу действий на неограниченном пространстве, однако они столкнулись с ограниченным спросом, кризисом перепроизводства, бедностью населения. Долговой кризис 1997-1998 гг. стал знаком того, что нельзя двигать экономику раздачей кредитов развивающимся странам, ипотечный кризис 2007-2008 гг. означал приблизительно то же самое.

   «Американцы придумали «экспорт нестабильности», сценарий которого не всегда работает так эффективно, как им хочется. В Пакистане они добились ровно противоположного эффекта. У мировой экономики, таким образом, закончились все прежние источники развития. Первый план Полсона 2007 года мог бы блистательно сработать в 2006-ом году, а второй, 2008-го, годом раньше. Несмотря на то, что американская система управления гораздо эффективнее российской, она тоже опаздывает. Все вышесказанное означает: это не финансовый кризис, это кризис организации всего человеческого общества, и новый порядок вряд ли нам понравится: он будет жестоким», - предвидит М.Делягин.

   Он предлагает обеспечить эффективность госаппарата проведением показательных антикоррупционных процессов, установить, что взяткодатель при условии сотрудничества со следствием освобождается от ответственности, провести аналог американской операции «Шейх», когда переодетые арабами сотрудники спецслужб выявили чиновников, склонных ко взяткам, практически на всех этажах государственного управления, создать в России аналог ФБР, используя потенциал управлений МВД по борьбе с оргпреступностью.

   «Средний класс должен чувствовать себя в безопасности – панику затевают именно эти люди, а не бедные и богатые», - заявил М.Делягин.

   Именно поэтому следует повысить сумму госгарантий по вкладам до одного миллиона рублей, а сумму по вкладам в валюте наоборот понизить, чтобы поддержать рубль. Далее совершенно необходимо провести санацию банков, дав банкам, отмывающим деньги, возможность расплатиться с обязательствами, а затем уничтожить их, после чего выделить 15 опорных банков, спасаемых «любой ценой», и еще примерно 120-140, получающих необходимую поддержку координированно, из единого центра при Банке России. Поддержка банка должна осуществляться только при наличии жесткого контроля с целью выявления спекулятивных операций, включая валютные и фондовые, на предмет закрытия: лишь с первого по третье октября в результате отсутствия контроля бесследно «растворились в воздухе» $10 млрд международных резервов России, считает эксперт.

   «Идея поддержки государством фондового рынка порочна идейно и преступна по сути: в кризисных условиях он бесполезен для экономики и фактически превращается в генератор плохих новостей. Поэтому стимулировать инсайдерскую игру, значит тратить госсредства впустую. Биржи можно преспокойно закрыть на месяц, хуже уже не будет», - считает М.Делягин.

   Наконец, активы страны, размещенные за рубежом, следует вернуть и направить на поддержание системы расчетов, а также на рефинансирование реального сектора и социальную помощь населению.

   Что касается иностранных рабочих, то лишь занятых в строительстве (из 12 млн) насчитывается 6,5 млн. Примерно 4 млн из них могут быть выкинуты на улицы уже завтра. Чтобы эти люди не сбились в банды, нужно отменить приказ, запрещающий сотрудникам МВД входить на стройки, и заново ввести перепись гастарбайтеров, установить контроль за местом их проживания и личную ответственность владельцев строительных компаний за выплату зарплат и тем более их увольнение без предварительного уведомления МВД и ФМС. Виновных в жестоком обращении с гастарбайтерами необходимо карать показательно, а квоту на них не только не увеличивать, но обнулить.

   «На грядущие сложности прекрасно отреагировала Москва: $2 млрд выделяются строителям лишь при наличии строжайшего контроля за их деятельностью. Государство не должно поддерживать сверхприбыли застройщиков, но выкупать объекты высокой степени готовности у застройщиков, а если долги его чрезмерны, банкротить его с той же передачей объекта государству. Жилье должно передаваться в социальный сектор для смягчения остроты жилищной проблемы», - заключил М.Делягин.

   По проблеме реиндустриализации реального сектора он высказался тоже вполне определенно: во всех отраслях следует выделить стратегические предприятия и поддерживать только их. Если поддержка не оказывает действия и по кредитам предприятие расплатиться все равно не может, оно переходит под контроль кредиторов или государства. Помощь нефинансовому сектору должна концентрироваться в руках специального агентства. Оно же должно иметь рычаги управления всей госсобственностью, модернизировать инфраструктуру, реиндустриализировать экономику, то есть заставлять ее производить товары, не производимые в мире в должных количествах как минимум тремя независимыми производителями, создавать спрос на продукцию высокотехнологичных предприятий и новые разработки, способные стать основой кластеров инновационного роста. Средства госкорпораций могут и должны использоваться на эти цели, в том числе рефинансирование значимых инвестиционных проектов, непосильных для частного бизнеса.

   «Кризис потребует усиления протекционизма во всех формах и видах. Поддержка частного бизнеса может осуществляться лишь на условиях встречных обязательств по ценовой политике. Импорт за госсредства продукции, производимой в России, следует запретить», - полагает М.Делягин.

   В качестве последней меры он предложил рассчитать для предприятий, полученных по залоговым аукционам, компенсационный налог в размере разницы между их рыночной стоимостью, полученной в момент проведения аукционов, и суммами, уплаченными за них в бюджеты.

   В области социальной политики необходимо гарантировать каждому россиянину прожиточный минимум с региональной дифференциацией и переориентацией бюджетной политики, заменить «материнский капитал» увеличением детских пособий, обязать ФАС РФ повысить штрафы за произвол естественных монополий в отношении тарифов и злоупотребление монопольным положением на рынке.

   «Уже год идет падение жизненного уровня большинства россиян, и с этим надо что-то делать. Поднятие ЕСН до 34% считаю абсолютным бредом: этот налог и так находится на уровне запретительного (24%), ЕСН следует снизить до 15%, параллельно введя жесткий контроль за Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования. Совершенно невозможны предложения об увеличении минимального трудового стажа с 5 до 30 лет, введении предела пенсии на уровне сегодняшних 15 тыс. рублей: лекарства и «коммуналка» будут дорожать опережающими темпами», - заявил М.Делягин.

   Он призвал вернуться к бюджету 2009 года с целью корректировки: цены на нефть обнаруживают явную тенденцию к снижению до $60 за баррель, и при любом развитии событий выше $80 не поднимутся.

   «Качество работы Минфина мы можем оценить лишь по равномерности расходования бюджетных средств по срокам и статьям расходов. При этом задачу стабилизации цен на жилье следует счесть ошибочной: оно должно дешеветь. Наконец, мы обязаны восстановить систему контроля качества продукции, в первую очередь продовольствия», - завершил М.Делягин перечень неотложных мер.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015