На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
НОВОСТИ
ПОЗИЦИЯ
СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ
ДЕЛЯГИНА ЦИТИРУЮТ
АНОНСЫ
ДРУГИЕ О ДЕЛЯГИНЕ
БИОГРАФИЯ
КНИГИ
ГАЛЕРЕЯ
АФОРИЗМЫ
ДРУГИЕ САЙТЫ ДЕЛЯГИНА

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Пенсионный фронт

2008.10.06 , Интерфакс , просмотров 442

Interfax-Russia.ru – Из двух вариантов борьбы за спасение пенсионной системы правительство России выбрало более радикальный, но ориентированный на менее состоятельных граждан.

По данным Госкомстата, опубликованным 29 сентября, к началу 2008 года пенсионеров в России стало на 7,3 млн больше, чем граждан трудоспособного возраста. Кроме того, нынешний год стал первым, когда на пенсию вышло больше людей, чем появилось новых работников. При этом разрыв между количеством работоспособного населения и числом пенсионеров в стране, по прогнозам Минздравсоцразвития и Минфина, в ближайшие годы будет только увеличиваться.

Очевидно, что правительство в этих условиях оказалось перед нелегким, но неизбежным выбором, цель которого – спасти пенсионную реформу от окончательного провала. К счастью, удалось избежать таких мер, как повышение возраста при выходе на заслуженный отдых или ограничение выплат пенсий работающим пенсионерам. Впрочем, выход был найден в не менее непопулярном, но уже скорее для бизнеса, явлении – в налогах.

"Если бы мы не приняли никаких решений, то к 2050 году зависимость пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета составила бы 86%", - заявила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова по итогам заседания, определившего дальнейший ход пенсионной реформы в стране.

Между тем, стало известно, что 1 октября кабинет министров рассматривал два основных варианта, причем оба предусматривали повышение налогов. Один из них, подготовленный Минфином, предполагал увеличение единого социального налога (ЕСН) с 26 до 29% с 2020 года. Причем с 2010 года министерство предлагало поднять планку, с которой уплачивается пониженная ставка ЕСН, с нынешних 280 тысяч до 1,1 млн рублей, а с 2013 года – ввести для граждан моложе 40 лет трехпроцентный дополнительный социальный налог. Этот вариант достаточно мягкий, и потому не вызывал особых возражений ни у специалистов, ни у представителей бизнеса.

Тем не менее, 1 октября правительство утвердило другой вариант – разработанный в Минздравсоцразвития. В нем сроки перемен намного ближе, меры – жестче, а основной груз материальной заботы о будущем пенсионеров перекладывается с госбюджета на плечи – как теперь модно говорить – социально-ответственного бизнеса. Этот вариант был согласован буквально за сутки. Раздумывать долго кабинет министров, собственно, и не намеревался, так как без решения пенсионного вопроса тормозится принятие плана социально-экономического развития РФ ("Концепция-2020").

Суть кардинальных изменений состоит в том, что единый социальный налог с 2010 года будет заменен страховыми взносами, один из которых - в размере 26% (сегодня 20%) - пойдет на обязательное пенсионное страхование. Общий размер взносов составит 34% от фонда зарплаты. Помимо указанных выше выплат в Пенсионный фонд (ПФР), на ОМС пойдет 5,1% (сегодня 3,1%), а на соцстрахование, как и прежде, 2,9%.

На новые принципы уплаты страховых взносов будут переведены все организации – независимо от отраслевой принадлежности. Впрочем, как заявил глава кабинета министров Владимир Путин, своеобразное исключение будет сделано для организаций, которые сегодня используют специальные налоговые режимы. Для них, по словам премьера, увеличение тарифа страховых взносов будет компенсироваться за счет федерального бюджета. Речь, прежде всего, идет о предприятиях малого бизнеса, работающих в IT-сфере, а также о сельхозпроизводителях. Премьер-министр обратил внимание на то, что эта норма будет действовать в течение пятилетнего переходного периода, то есть до 2015 года.

В правительстве надеются, что эти меры не только улучшат положение пенсионеров, но и стабилизируют пенсионную систему в целом. "Хочу еще раз подчеркнуть, что принятые нами решения - непростые и очень ответственные. И для государства, и для работодателей, и для граждан. Но именно их реализация позволит существенно увеличить размеры пенсионного обеспечения наших граждан. Сохранить стабильность пенсионной системы при разумном уровне налоговой нагрузки на экономику", - заявил премьер-министр.

Вместе с тем, отметим важный нюанс – страховые взносы будут взиматься не со всего фонда оплаты труда, а с годовой зарплаты сотрудника до 415 тыс. рублей в год. С сумм, превышающих этот порог, страховые взносы уплачиваться не будут. По словам Татьяны Голиковой, названная сумма составляет 135% средней зарплаты по стране в 2010 году, она будет ежегодно индексироваться исходя из темпов роста средней зарплаты. Таким образом, отменяется ныне действующая шкала регрессии, при которой ставка снижается по мере роста зарплаты. К примеру, с годовой зарплаты сотрудника до 280 тыс. рублей работодатель сегодня отчисляет 26%, от 280 тыс. до 600 тыс. рублей - 10%, свыше 600 тыс. рублей - 2%.

Более того, пенсионные права на годовой заработок, превышающий 425 тыс. рублей, более не будут формироваться. "Мы специально пошли на это, для того чтобы люди с небольшими и средними доходами не оплачивали будущие пенсии тех, кто получает большой заработок", - заявил Путин. Проще говоря, это значит, что будущая государственная пенсионная система будет ориентирована лишь на небогатых граждан, а обеспеченным россиянам придется самостоятельно копить на пенсии – они автоматически выпадут из системы государственного пенсионного обеспечения.

Итак, каков же ожидается эффект от принятых мер? По словам Голиковой, в 2010 году средний размер трудовой пенсии удвоится, а к 2012 году должен составить уже два прожиточных минимума пенсионера, к 2016 году – два с половиной, к 2020 - три. Говоря "в деньгах", если сегодня средняя пенсия составляет 4188 руб., то через два года она вырастет до 7946 руб., а в 2020 году составит уже 25162 руб. Эти цифры рассчитаны исходя из прогноза социально-экономического развития РФ.

"Для граждан, которые начинают приобретать права в новой системе (с 2010 года - ИФ), при выходе на пенсию размер пенсии не должен быть ниже 40% заработка, с которого уплачивались взносы в реальном выражении", - заявила глава Минздравсоцразвития. Правда, для этого работник должен платить взносы на пенсионное страхование в течение 30 лет. "Это международная норма. Если работник уплачивает взносы в течение 30 лет, то пенсия у него не меньше 40% от зарплаты", - пояснила Голикова.

Нововведение также поможет дать "более справедливую оценку трудового вклада людей, работавших в советский период". "С 1 января 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, будут дополнительно проиндексированы на 10%. И "плюс" один процент дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанного до 1991 года", - сказал Путин в ходе заседания правительства. Последующая индексация пенсий будет осуществляться в соответствии с темпами роста доходов пенсионной системы. На практике это означает существенный рост пенсий с 2010 года.

При этом правительство смело продолжает плановую индексацию пенсии. Как заявил премьер, в 2009 году базовая часть пенсии будет увеличена на 37,1%, страховая - на 15,6%. "В бюджете Пенсионного фонда на 2009 год сумма средств, которые планируется направить на проведение индексации, составляет 230 миллиардов рублей", - подтвердили Interfax-Russia.ru в пресс-службе ПФР.

Между тем, едва приняв непопулярные для бизнеса меры, правительство призвало деловое сообщество не паниковать и не спешить с критикой. "Конечно, для бизнеса эти новации связаны с дополнительными издержками. Однако подчеркну, одновременно будут предложены механизмы, которые позволят избежать роста общей налоговой нагрузки на бизнес", - заявил Путин. По его словам, для этого, возможно, будут задействованы ресурсы Фонда национального благосостояния. Как именно – премьер не уточнил.

Тем не менее, перед Минфином и Минэкономразвития уже поставлена задача - предложить конкретные меры, которые обеспечивали бы смягчение налоговой нагрузки на бизнес в целом, сообщила журналистам уже после заседания министр экономического развития Эльвира Набиуллина. "Конкретные механизмы, какие конкретно налоги могут снижаться, - это то, над чем мы в ближайшее время будем работать", - добавила министр.

Так или иначе, критики правительству избежать не удалось. Ведущие эксперты отреагировали на решение правительства мгновенно. "Существуют альтернативы простому увеличению налогов. Кроме того, в условиях финансовой нестабильности анонсирование любого увеличения налоговой нагрузки может удлинить период выхода на устойчивые темпы развития", - заявил "Интерфаксу" 2 октября глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. По его словам, правительству необходимо в кратчайшие сроки уточнить меры, дающие возможность снизить рост налоговой нагрузки на фонд заработной платы и на бизнес в целом либо компенсировать его. "Механизмы компенсации должны быть четко определены и понятны каждому предприятию", - сказал глава РСПП. В то же время, в целом, РСПП поддерживает "переход обязательного социального и медицинского и пенсионного страхования от распределительной системы к реальному страхованию".

В этот же день общероссийская организация "Деловая Россия" обратилась к Путину с просьбой отказаться от новых налоговых инициатив на период финансового кризиса. "Последнее решение об увеличении налоговой нагрузки по социальным выплатам до 34% от объема фонда заработной платы, наряду с негативными последствиями кризиса - повышением дефицита ликвидности, снижением спроса, ростом производственных издержек - фактически приведет к убыточности большинства российских перерабатывающих предприятий и, как один из результатов, к системному кризису в нашей промышленности. В России становится невыгодно производить, мы теряем наши позиции в глобальной конкуренции", - говорится в письме. Со своей стороны организация выражает готовность временно приостановить требования о снижении НДС до 12% и других налогов, ранее предложенные ею правительству.

Другое опасение экспертов – то, что зарплаты могут снова "уйти в тень". "Было предпринято столько усилий для того, чтобы вывести зарплату из тени, сейчас заставить их делать это будет гораздо сложнее", - с сожалением заявил в интервью газете "Коммерсантъ" глава налогового комитета общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Михаил Орлов. "Может случиться возврат к прошлому – реальные доходы россиян, с которых станут начисляться пенсии, скорее всего, опять будут вытеснены в тень", - соглашается с Орловым научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Специалисты считают, что особых последствий для работников, простых граждан принятое решение не повлечет, разве что предприятия не будут спешить с увеличением зарплат. Причины Interfax-Russia.ru объяснили в Центре социальной политики Института экономики РАН. "На самом деле для большинства работников ничего не изменится. Возможно, работодатель захочет слегка придержать рост заработной платы, чтобы покрыть издержки. С другой стороны, у него появится мотивация резко повышать зарплату, чтобы преодолеть установленный порог в 415 тыс. рублей, но понятно, что не все это могут сделать, ведь это напрямую зависит от сферы деятельности", - прокомментировал руководитель центра Евгений Гонтмахер.

Как бы то ни было, в сложившейся ситуации понять правительство можно. Демографическая ситуация в развитых странах уже давно характеризуется превышением числа пенсионеров над количеством населения работоспособного возраста, да и средняя продолжительность жизни выше, чем в России, однако если после трудового пути там действительно наступает заслуженный отдых, то у нас для миллионов людей словосочетание "выход на пенсию" пока зачастую звучит как приговор.

Обозреватель Сергей Нагорный

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015