Саакашвили заменил хлеб зрелищами, считает Михаил Делягин |
|
2004.07.05 , ИА "РОСБАЛТ"
, просмотров 628
МОСКВА, 5 июля. Успешное развитие Грузии в краткосрочном плане невозможно — по вполне объективным причинам. Об этом заявил журналистам директор института проблем глобализации Михаил Делягин, комментируя свое в
идение ситуации в Грузии. По его мнению, «президент Саакашвили, не имея возможности дать народу хлеб, вынужден компенсировать это за счет зрелищ — нагнетания националистической эйфории вокруг лозунга воссоединения Грузии». Делягин уверен, что логика внутриполитической жизни может уже в ближайшее время заставить Саакашвили прибегнуть к насильственным действиям в отношении Южной Осетии, вооруженные силы и поддержка которой со стороны России значительно слабее, чем у Абхазии. Политолог предположил, что Саакашвили мог получить неявное одобрение своих планов на саммите НАТО в Стамбуле и в течение месяца или менее прибегнет к решительным действиям. Делягин не исключает, что вооруженные силы Грузии, особенно с учетом обучения американцами, в принципе могут быть достаточны для разгрома вооруженных сил Южной Осетии.
«Вторжение и силовое присоединение Южной Осетии к Грузии может рассматриваться как не столько военная, сколько политическая проблема», — считает он. По мнению политолога, не исключено, что вместо прямого вторжения Саакашвили сначала предъявит ультиматум с требованием восстановить в республике нормальную, подчиняющуюся центральным властям Грузии структуру органов гражданской власти, причем предъявит его не только Южной Осетии, но и России. «Надежды Саакашвили связаны и с длительным параличом всей системы государственного управления России, вызванным разрушительной административной реформой Козака, — сообщил он. — Подрыв эффективности госаппарата в результате этой реформы хорошо иллюстрирует нелепая социальная реформа, с одной стороны, и успешные удары боевиков в Чечне и Ингушетии, с другой».
При этом, по словам Делягина, надо учесть, что на силовые структуры, «демонстрирующие способность успешно действовать лишь против лояльных им журналистов вроде Парфенова», сегодня воздействует даже не сама реформа, а ее затянувшееся ожидание. «Саакашвили, вероятно, надеется, что представители России в ответ на ультиматум либо промолчат, либо пробормочут что-то невнятное о «недопустимости силового решения проблемы» — и тогда грузинские войска войдут в Южную Осетию», — констатировал он. Делягин считает, что это поставит Путина перед выбором между необходимостью физически защищать граждан России и нежеланием ссориться с Западом, который однозначно поддержит Саакашвили.
«Выбор между гражданами России и Западом отягощается для Путина еще и тем, что одновременно он будет являться и выбором между внутриэлитными российскими группировками — соответственно, западниками-либералами и силовиками», — считает эксперт. Путин же, по его словам, как твердый, хотя и неосознанный последователь Горбачева, в критический момент предпочтет хорошие отношения с Западом хорошим отношениям со своим народом, который, как считается, «всегда можно загипнотизировать телевидением». «Поэтому здесь возможны любые варианты, вплоть до разоблачения очередной порции «оборотней в погонах», якобы продавших им российское гражданство, — а может быть, никакого оправдания и не будут искать», — предположил он.
Делягин также уверен, что выбор Запада и отказ от поддержки своих граждан будет означать для Путина жесточайший внутриполитический кризис, чреватый подрывом, а в перспективе — и утратой легитимности. Возможен и новый общекавказский кризис, если Абхазия при нападении Грузии на Южную Осетию сама нападет на Грузию, которая не сможет вести войну на два фронта.