Москва. Дискуссионный клуб «Модернизация России: новый вектор», заседание 12-е. «Лотерея-2007: Кто останется в политике? Как должно быть организовано политическое представительство общественных интересов» |
|
2006.03.28 , ИА "РОСБАЛТ"
, просмотров 662
28 марта 2006 года в информационном агентстве «Росбалт» при поддержке Института проблем глобализации и Института системных проектов прошло очередное заседание дискуссионного клуба «Модернизация России: новый вектор», посвященное перспективам развития российской экономики. Тема двенадцатого заседания: «Лотерея-2007: Кто останется в политике? Как должно быть организовано политическое представительство общественных интересов?»
В круглом столе приняли участие:
- Михаил Делягин, председатель Президиума — научный руководитель Института проблем глобализации, ведущий дискуссионного клуба;
- Александр Аузан, президент Института национального проекта «Общественный договор»;
- Нина Беляева, заведующая кафедрой публичной политики факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшая школа экономики;
- Сергей Кургинян, президент международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр»;
- Эдуард Лимонов, лидер Национал-большевистской партии;
- Виктор Макушин, президент промышленной Группы «МАИР»;
- Иван Мельников, член Комитета Госдумы РФ по образованию и науке;
- Борис Надеждин, секретарь федерального политсовета по законодательной деятельности СПС;
- Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики;
- Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра», писатель;
- Андрей Федоров, генеральный директор фонда «Центр политических исследований и консалтинга».
Михаил Делягин, председатель Президиума — научный руководитель Института проблем глобализации, ведущий дискуссионного клуба, полагает, что традиционные представления о демократии связанные с взаимодействием партий, представляющих интересы отдельных групп, возникновением общенациональных интересов на сегодняшний день все чаще представляется неприемлемо затратным и неэффективным. Наиболее рациональным признается наличие не нескольких «партий частных интересов», а одной «общенациональной» партии, примиряющей в себе частные интересы и, таким образом, выражающей интересы общества единолично. Остальные партии выражают маргинальные интересы и могут обладать интеллектуальным и информационным, но не политическим влиянием. Такая «одно-» или «полуторапартийная» система, при которой политическая жизнь сконцентрирована внутри правящей партии, успешна во многих странах, как авторитарных (Китай, СССР, соцлагерь) и формально демократических (Япония, Мексика, Индия), так и демократических безусловно (Швеция и Германия после войны).
В России, по словам Делягина, даже ряд классических партий «частных интересов» стремится расширить свою электоральную базу до всего общества. Это сопровождается разочарованием в «формальной» демократии, институты которой в незрелом обществе используются энергичным меньшинством во вред ему, а порой служат внешним для общества структурам. При этом, по мнению Делягина, стремление к формированию «общенациональной» партии часто отвергается на том основании, что в России происходит сейчас не консолидация интересов общества (требующая такой партии), но лишь новое размежевание этих интересов, при котором на смену «демократам – коммунистам» и «правым либералам – патриотическим левым» приходит разделение между «правящей бюрократией» и остальным обществом.
Андрей Федоров, генеральный директор фонда «Центр политических исследований и консалтинга» заявил, что выборы 2007 года «нужно рассматривать не как политические, а как селекционные, главной задачей которых является устранение большинства политических партий». По мнению Федорова, 2007 год определит, будет ли в России двухпартийная система, либо мы получим более «размытую систему типа украинской, где есть возможность для маневра». Эксперт полагает, что из всех существующих на сегодняшний день партий, только у КПРФ имеются системные приоритеты и электорат. У «Единой России», по мнению эксперта, фактор влияния находится вне партии, и вопрос «кто будет главным фактором на следующих выборах у ЕР пока открыт». «К выборам 2007 года надо относиться не как к торжеству демократии. Это чисто технологический процесс», — заключил Андрей Федоров.
«Выборы 2007 года будут важны, скорее всего, непредсказуемым образом, так как они завершают большой политический цикл», — заявил Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики. По его мнению, «выборы большого перехода – опасны». Кроме того, политолог отметил, что сегодня ни одна из действующих политических сил не способна предложить такую программу, которая бы находила общие моменты с идеями других сил, при этом предлагая «что-то новое, другое». «Сегодня все либо совершенно одинаковое, либо прямо противоположное, либо брат, либо враг», — заявил Павловский.
Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра», сообщил, что «нынешние партии – это ловушки национальных интересов». Он полагает, что «идеи залетают в партии, попадают туда как в крематорий и умирают». По мнению Проханова, субъект государственности развивается не в партиях, а в крупных корпорациях, в среде силовиков, в администрации президента. Александр Проханов убежден, что именно за «носительство» этого субъекта государственности и развернется борьба между партиями. В связи с этим, Проханов сделал вывод, что выборы в Госдуму, которые состоятся в 2007 году, ничего не решат, так как судьба страны — в руках «именно реальных сил, которые продолжат эту борьбу и дальше, но вне выборов».
Президент международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Сергей Кургинян заявил, что власть не решает «витальных проблем» страны, а вместо этого занимается формированием новых моделей. «Сначала была демократическая модель, потом патриотическая, возможно, следующей будет националистическая. При этом система надежд на Владимира Путина изматывается, потому что насущные проблемы не решены». Также, по мнению эксперта, у власти ощущается явный дефицит врага — «на создание врага для предвыборной кампании осталось около восьми месяцев. Бороться с Касьяновым скучно, придется придумывать кого-то еще. Полагаю, в 2007 году будет интересно, но не по делу», — заключил Сергей Кургинян.
По мнению Виктора Макушина, президента промышленной Группы «МАИР», России необходимы политические силы нового типа — не партии, выражающие те или иные общественные настроения, а партии, способные отстаивать реальные социально-экономические интересы населения. Как считает Макушин, существующие сегодня в России «партии настроения» не соответствуют структуре российского общества, претерпевшей сильные изменения со времен перестройки. «За это время общество перегруппировалось, сложилась его определенная структура, и те партии, которые сегодня у нас есть, ей не соответствуют», — полагает бизнесмен. России «нужны партии, которые бы четко выражали реалии социально-экономического общества в соответствии с его структурой», — заявил предприниматель. Кроме того, он отметил, что в России должна быть как минимум двухпартийная система, «когда одна партия была бы больше социально ориентированной, а вторая — исповедовала бы идеи свободной рыночной конкуренции».
Александр Аузан, президент Института национального проекта «Общественный договор», отметил, что у существующих на сегодняшний день российских партий практически отсутствуют связи со своими «группами интересов». По мнению Аузана, партии разделятся на две основные категории: одно течение будет представлять идеи великодержавности, другое – социальные нормы. Их идеологии будут сталкиваться, и между ними развернется основная борьба, — заключил эксперт.
По мнению Ивана Мельникова, депутата Госдумы от КПРФ, власти на сегодняшний день удалось подчинить своему влиянию все политические институты, устранив их не из избирательных бюллетеней, а из реальной политики. Однако депутат убежден, что даже в этой ситуации КПРФ удалось не просто устоять, но и сохранить возможность «влиять на процесс». В этой связи депутат отметил, что ключевой задачей власти на выборах 2007 года будет раскол левого электората. По мнению Мельникова, основными игроками на предстоящих выборах станут «партия поддержания стабильности, поддержки власти — «Единая Россия» и партия экономического рывка — КПРФ». В связи с этим, Мельников отметил, что «сегодня России, чтобы стать сильной страной, недостаточно ориентироваться на стабильность». «Стране нужно развитие и созидание», убежден парламентарий.
Эдуард Лимонов, лидер Национал-большевистской партии (НБП), заявил, что на сегодняшний день политическое пространство страны совершенно зачищено, «как на старом кладбище, куда даже пыль не садится». «Кто-то составил однообразное меню, и в него никто больше не допускаются», — добавил Лимонов. Все происходящее писатель назвал «циничным аферизмом». Лимонов считает также, что предстоящие выборы «призваны легитимизировать существующую власть. По его мнению, в таких выборах нет никакого смысла, «так как они ничего не значат для дальнейшей судьбы России». Однако Эдуард Лимонов пообещал, что «протестные силы не дадут власти спокойно провести эти бессмысленные выборы, мы спровоцируем кризис». При этом он отметил, что НБП не намерена выходить за рамки закона. «Мы не нарушим закон, а протестные акции не запрещены», — подчеркнул лидер нацболов. По словам Лимонова, России «нужно вернуться к свободным выборам». «Только тогда может родиться сильная страна», — заключил лидер НБП.
Формирование доверительных отношений между властью и оппозицией, а также между конкурирующими политическими силами создаст условия для оздоровления политической системы РФ и усиления партий, считает секретарь федерального политсовета по законодательной деятельности «Союза правых сил» Борис Надеждин. По словам Надеждина, для усиления роли партий необходимо принять и законодательно закрепить ряд «технологических решений». В качестве таких решений Надеждин предлагает: выдвижение кандидатов в президенты только от партий, формирование правительства по итогам парламентских выборов, а также ограничение влияния администрации президента РФ на деятельность партий. Кроме того, по мнению Надеждина, партии должны договориться по ряду позиций, «которые бы они никогда не нарушили, несмотря на межпартийную конкуренцию». В частности, «заключить пакт, согласно которому их действия никогда не будут противоречить интересам РФ, соблюдать правила честных и открытых выборов, а также гарантировать безопасность проигравшим конкурентам». «Необходимо самоограничение расправы над проигравшими», — считает Надеждин. По его мнению, «когда власть перестанет бояться расправы над собой после прекращения своих полномочий, она не будет закручивать гайки и расправляться с оппозицией». Надеждин подчеркнул, что «представители конкурирующих сил должны доверять друг другу, и гарантировать взаимную безопасность». «Нужно не подавление инакомыслия, а доверие», — заключил он.
Нина Беляева, заведующая кафедрой публичной политики факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшая школа экономики, сообщила, что в России наблюдается серьезная трудность при попытках адаптировать некоторые западные институты. Так, по ее словам, во всем мире институт банкротства способствует оздоровлению экономики, а в России он превратился в «дубинку для неугодных». В связи с этим эксперт предположила, что стоит ли вообще продолжать попытки «приживлять» политические партии, как институты, не характерные для российского менталитета. «Партии не выполняют функции консолидации общества и трансляции интересов», — заявила Беляева. По ее словам, возможно, стоит попробовать сделать это через гражданские и социальные институты».
Итог дискуссии подвел Михаил Делягин, заявив, что «партии должны соответствовать состоянию общества».