Вперёд, к победе национального эгоизма! |
|
2006.07.03 , "Русский курьер"
, просмотров 655
Учёные, политики, экономисты всё громче говорят об одном: "России нужен проект". Действительно, огромная страна не может плыть в будущее без внятного маршрута и точных карт. Наша газета постоянно обращается к этой теме и предоставляет трибуну тем, кому она небезразлична. Сегодня мы публикуем фрагменты из доклада экономиста Михаила Делягина "Сначала Россия", в котором он предлагает свой ответ на вопрос: куда и как должна идти Россия?
Пока Россия остается относительно слабой, не доминирующей в глобальном масштабе страной, она должна исходить исключительно из своих собственных интересов. Несмотря на безусловное наличие общечеловеческих ценностей, гуманитарных принципов и сочувствия к другим странам и народам, Россия должна исходить из абсолютного примата национальных интересов, сознавая, что в современном мире сочувствия и жалости заслуживает прежде всего ее собственный народ, а Российское государство несет ответственность только перед ним. Спокойный и конструктивный эгоизм - ключ к будущему.
Отличие государства от корпорации принципиально. Корпорация стремится к увеличению прибыли, государство - к росту населения. Единственным объективным признаком комфортной жизни человека является его размножение. Поэтому цель модернизации России - обеспечить ускоренный рост населения.
Либеральный проект обеспечивает выживание в ней не всего общества, но лишь его отдельных фрагментов (в основном сырьевых).
Модернизационный проект - ответ остального российского общества, лишенного будущего либеральным проектом и приговоренного им к деградации и вымиранию.
Его основа - возврат к целостному видению России как единого субъекта глобальной конкуренции, корпорации особого типа, развивающей не только производство, но и нужный ему человеческий капитал с необходимой тому социальной средой.
Настроение модернизационного проекта - "возвращение к здравому смыслу", излечение России под лозунгом "от реформ к нормальности".
ГЛОБАЛЬНАЯ ЗАДАЧА
Глобальные монополии, лишившиеся после краха СССР силы, которая сдерживала их алчность, создали мировые правила игры, которые лишают две трети человечества возможностей развития. В результате краха СССР монополизм стал глобальным и быстро начал загнивать. Выход мировой экономики из кризиса требует резкого снижения степени ее монополизации, которое возможно только за счет смены технологического базиса: распространения качественно новых, высокоэффективных технологий и создания нового, более справедливого мирового порядка на их основе.
Такие технологии есть у России - они во многом унаследованы от советского ВПК, и модернизация России требует их коммерционализации и широкого распространения в нашей стране.
Модернизационный проект не может быть навязан обществу извне, он может быть лишь порождением и творческим выражением самого общества. Сегодня это значит, что он должен опираться на синтез социальных, либеральных и патриотических ценностей, стихийно уже проведенный обществом.
В самом деле: честный либерал не может не видеть, что бедный не может быть свободным, что свобода подразумевает достаток. А это автоматически делает его не только сторонником социальных ценностей, но и патриотом, потому что в глобальной конкуренции не только достаток и собственность, которая является либеральной ценностью, но и свободу приходится защищать на национальной основе.
Честный сторонник социальных ценностей понимает, что их надо защищать. Защита от внешних конкурентов делает его патриотом, защита от бюрократии и чрезмерной алчности бизнеса - либералом.
Наконец, честный патриот понимает, что ни раб, ни нищий не будут защищать Отечество, и поэтому граждане должны быть свободны и богаты, насколько это возможно. А это делает патриота сторонником либеральных и социальных ценностей.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВА
В России сложилась уникальная система управления: президент определяет стратегию государства и утверждает законы, а ответственность за их реализацию лежит на принимающей законы Госдуме. Эта византийская система снимает с руководства страны ответственность, способствуя дезорганизации и деградации государства.
Для устранения этого институционального порока следует преодолеть искусственное разделение функций стратегического и тактического управления и совместить посты президента и премьера, установив, что президент по должности обязан не только формировать, но и непосредственно возглавлять правительство. Соответственно надо объединить администрацию президента с аппаратом правительства, перейдя к некоторому подобию наиболее логичной и внутренне стройной американской системы.
Полная прозрачность принимаемых решений, соответствие их жестким процедурам и нормативам создаст объективные институциональные и технологические предпосылки для резкого ограничения коррупции.
Сначала необходимо создать эти предпосылки: изменить структуру органов госуправления и перевести его на электронный документооборот.
Затем следует создать материальные предпосылки: повысить зарплату и социальные гарантии чиновникам (во многом это уже сделано), привязав на формальной основе (в том числе и через число набранных каждым "штрафных очков") уровень их оплаты к эффективности их работы.
После этого следует провести масштабную чистку аппарата государственного управления - не для сокращения его численности, но для того, чтобы убить пронизывающую его сегодня культуру коррупции.
Затем целесообразно масштабное и разнообразное провоцирование чиновников на получение взяток (по образцу операции "Шейх", проводимой ФБР в США), а также освобождение бизнесменов-взяткодателей от ответственности в обмен на сотрудничество со следствием против вымогающих у них взятки чиновников (по образцу итальянской операции "Чистые руки").
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Необходимо обеспечение прожиточного минимума - экономического выражения права человека на жизнь. Он должен включать обязательные услуги систем жизнеобеспечения, здравоохранения, образования, культуры и поддержания общественного порядка. Часть его должна предоставляться в натуральной форме и только при возникновении потребности (например, лечение малоимущих). Прожиточный минимум должен рассчитываться ежеквартально для каждого региона (отдельно - для крупных городов) на основе жизненных потребностей. Его натуральный состав должен устанавливаться законом и различаться по регионам в соответствии с их климатическими и иными условиями.
Для семей с детьми прожиточный минимум должен быть социальным, позволяющим воспитать ребенка полноценным членом общества. Рождение ребенка должно быть "пропуском в лучшую жизнь"; необходима увеличивающаяся премия на рождение каждого ребенка, начиная со второго, в регионах с дефицитом населения.
Следует приравнять статус воспитателей детских садов, работников образования и здравоохранения, занятых на полную ставку в бюджетных организациях, к госслужащим с предоставлением им соответствующих зарплат и социальных гарантий.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Медицинские и образовательные учреждения должны в полном объеме возмещать убытки, нанесенные гражданам из-за врачебных ошибок и некачественного образования.
Сотрудники правоохранительных органов, преступившие закон, должны навсегда лишаться права работать в силовых структурах, службах охраны и вести юридическую деятельность.
Осужденные за хозяйственные преступления должны лишаться права занимать руководящие должности, в том числе в бизнесе, на срок, вдвое превышающий срок заключения (включая условные сроки), но не менее чем на пять лет.
Чиновники, допустившие серьезные профессиональные ошибки, должны лишаться права занимать руководящие должности на госслужбе и избираться в депутаты всех уровней.
Депутаты всех уровней и члены Совета Федерации должны быть лишены иммунитета по уголовным и административным делам. Законодательные органы могут давать своим членам иммунитет, если решат, что их преследуют по политическим мотивам.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА
Для восстановления представлений общества о справедливости надо расследовать деятельность высших чиновников СССР и России в ходе проведения реформ, с апреля 1985 года, выявить, если они имели место, случаи нарушения интересов СССР и России, совершения должностных преступлений и предать их широкой гласности. Установить, что чиновники и политики, нанесшие вред интересам СССР и России, пожизненно лишаются права работать на госслужбе, избираться депутатами и заниматься юридической деятельностью. При выявлении преступлений с неистекшим сроком давности материалы должны передаваться в суд.
Надо ввести смертную казнь для наркоторговцев, террористов и других сознательных массовых убийц, а также для серийных насильников. Во избежание судебной ошибки смертный приговор должен приводиться в исполнение не ранее чем через год с его обязательным подтверждением Верховным судом (он должен заново изучить дело, даже если приговоренный не подал апелляцию).
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КАПИТАЛА
15 лет национального предательства, разврата и коррупции погрузили Россию в ложь и недоверие. Большинство россиян не признает право горстки лиц, которых правящие коррупционеры назначили миллиардерами, на недра страны и предприятия, созданные поколениями советских людей.
Общество расколото на ограбивших и ограбленных. Переделить или вернуть государству собственность (кроме отдельных экспортеров сырья и оборонных предприятий) - значит вызвать хаос.
Национальное примирение будет достигнуто согласием общества на сложившуюся структуру собственности в обмен на признание крупным бизнесом своей ответственности, его участие в реализации национальных приоритетов, инвестировании в Россию и, главное, - в компенсации нанесенного приватизацией ущерба в виде компенсационного налога.
Он равен сумме, недоплаченной при приватизации в бюджет, индексированной на величину инфляции. Выплата компенсационного налога осуществляется в рассрочку в течение не более чем 10 лет.
Природную ренту экспортеры сырья должны возвращать государству через экспортные пошлины и налоги.
Надо отменить неоправданные уступки, сделанные в ходе переговоров о присоединении к ВТО (например, график повышения внутренних цен на газ и передачу российского рынка мяса птицы под управление американских экспортеров), восстановить минимально необходимые протекционистские меры и поставить процесс присоединения к ВТО в зависимость от хода модернизации российской экономики и государства.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА
Удорожание нефти носит фундаментальный, а не конъюнктурный характер и отражает общую нехватку энергоносителей, с которой человечество может столкнуться в ближайшие 10-15 лет при сохранении современных темпов развития.
Эта угроза не абсолютна; так, США могут в любой момент начать разработку битуминозных песков канадской провинции Альберта, рентабельную уже при цене нефти 30 долл. за баррель, что приблизит мировую цену нефти к этому уровню. Однако США не используют эту возможность, так как дорогая нефть не только приносит сверхприбыли их нефтяным корпорациям, но и сдерживает их стратегических конкурентов - Евросоюз, Японию и, главное, Китай.
Поэтому удорожание энергоносителей носит долгосрочный характер и превращает российские нефть, газ и уголь из коммерческого в стратегический, геополитический ресурс.
Прежде всего, надо отказаться от колониальных соглашений с глобальными монополиями, подписанных в первой половине 90-х годов и либо прямо нарушающих российские законы (как Каспийский трубопроводный консорциум), либо наносящих России неприемлемый ущерб. К последним относятся соглашения о разделе продукции (СРП), по которым иностранные инвесторы получают практически всю прибыль от добычи российских нефти и газа, а Россия не только полностью компенсирует их завышенные издержки на добычу своих полезных ископаемых, но еще и, оказывается, им должна!
При освоении природных ресурсов следует обеспечивать максимальное влияние российского капитала - как частного, так и государственного. У России достаточно денег для самостоятельной реализации проектов любого масштаба; иностранцы должны допускаться лишь как носители отсутствующих у нас технологий и желательно при условии передачи этих технологий.
Трубопроводный транспорт в силу своей стратегической значимости должен оставаться в исключительной собственности государства.
Каждая тонна нефти, каждый кубометр газа, добытые на постсоветском пространстве любой компанией со значимым участием иностранного капитала, - позор России, оскорбление ее национальных интересов и подрыв ее экономического, а в конечном счете и политического суверенитета.
Фундаментальная задача - повышение степени переработки экспортируемой продукции. В 2005 году российский бизнес начал замещение экспорта сырой нефти по железной дороге более эффективным экспортом нефтепродуктов: падение экспорта нефти на 5% сопровождалось ростом экспорта нефтепродуктов на 16%.
Внутренние цены на энергоносители должны быть привязаны к уровню жизни большинства россиян, а не жителей наиболее развитых стран мира (который отражают мировые цены).
Переход к экспорту энергоносителей, а затем и остального сырья исключительно за рубли не только кардинально повысит значимость нашей страны в мировой экономике, но и трансформирует мировую финансово-экономическую систему в национальных интересах России.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ РЕИНТЕГРАЦИЯ
Основа общественной самоидентификации, необходимой в условиях глобальной конкуренции, - культура. Нужно не пытаться законсервировать, но сохранять и развивать ее. Разумно введение минимальной обязательной квоты на трансляцию по радио и телевидению песен на русском языке, показ по телевидению и в кино фильмов российского и советского производства.
Следует определить идеи и настроения, внедряемые государством, и предоставлять конкурсные госзаказы на производство соответствующих фильмов, телевизионных и радиопрограмм, как это делало, например, американское государство в отношении Голливуда во время Великой депрессии и в 30-е годы ХХ века.
Специалисты с высшим образованием из любой страны, проработавшие в России два года по специальности, и носители русской культуры, проработавшие в России два года (даже нелегально), при желании должны получать гражданство России автоматически.
Любой человек, легально работающий в России, выполняющий наши законы и соблюдающий правила общежития, имеет право жить в России, пока может себя прокормить.
После распада СССР большинство бывших советских граждан оказались в положении разделенной нации. Точно так же, как немцы через 40 лет кропотливой работы, которая, казалось, не имела шансов на успех, воссоединили свой народ, и так же, как обеспечат его корейцы, воссоединение наших народов в рамках единой многонациональной культуры, поверх границ и корысти развращенных национальных бюрократий обеспечим и мы - современные русские.
Жизнь порознь создает не просто взаимную неприязнь, но и глубокие различия, изживать которые придется поколениями. Но мы не имеем права забывать, что пример этой же Германии показывает: воссоединение разделенного народа высвобождает колоссальную позитивную энергию, придающую огромный импульс общему развитию и позволяющему изживать самые глубокие и болезненные разногласия.