|
Михаил Делягин: «После прочтения отчетов Минфина Марка Твена читать скучно» |
|
2003.10.22 , ИА "Маркетинг и Консалтинг"
, просмотров 784
22 октября состоялась пресс-конференция М.Делягина, директора Института проблем глобализации, на тему: «Счетная палата: надо ли реанимировать бюджетный контроль?». По словам М.Делягина, «бюджетная система России характеризуется систематическим хаосом и исключительно высокой степенью субъективности, распространяющейся по всем ее уровням, начиная с федерального бюджета». Говоря о бюджете на 2003 г., М.Делягин обратил внимание на то, что доходы федерального бюджета превысили проектировки на 7,6%. Одновременно с этим были недофинансированы расходы на 4,3%. Только благодаря сжатию расходов одновременно с получением сверхплановых доходов вместо запланированного дефицита в размере 91,2 млрд. руб. был получен профицит в размере 122,1 млрд. руб. – 1,3% ВВП. При этом годовой профицит ожидается на уровне 180 млрд. рублей. Неиспользуемые остатки на счетах федерального бюджета снизились, однако деньги оттуда не поступали бюджетополучателям, а накапливались на их счетах, с которых их не удавалось забрать и, в итоге, составили 113,1 млрд. рублей. Таким образом, несмотря на сокращение неиспользуемых средств бюджета, в целом деньги, замороженные только в федеральной части бюджетной системы России, выросли за январь-сентябрь 2003 г., полностью обессмысливая добросовестность налогоплательщиков. В то же время финансирование расходов в январе-сентябре 2003 г. по-прежнему было исключительно неравномерным. Расходы на науку превысили предусмотренный бюджетом уровень, на 100% были недофинансированы расходы на суды, МЧС, СМИ, пополнение госрезервов, мобилизационную подготовку и космос. Значительное недофинансирование наблюдалось в отношении расходов на утилизацию вооружений, сельское хозяйство и промышленность. Как ни странно, но для того, чтобы с бюджетными средствами не случались разного рода коллизии, была создана Счетная палата. С ней было связано много надежд, но они, как было сказано на пресс-конференции, не оправдались. Счетная палата занимается в основном мелкими вопросами, не прикасаясь к по-настоящему наболевшим или не имея права голоса при их решении. Счетная палата действует с 1995 г., и за это время стало ясно: незначительность ее реального влияния вызвана не личностями руководителей, а глубокими институциональными причинами. Говоря о причинах беспомощности Счетной палаты, М.Делягин назвал следующее: - Зависимость от объекта контроля – Минфина, который утверждал сметы; - Непрофессиональный характер назначения аудиторов (порой производящий впечатление откровенно коррупционного): в Госдуме аудиторов назначают партии, и аудиторы проводят «партийную», а не государственную линию, в Совете Федерации – наиболее влиятельные губернаторы выдвигают своих. Примером последнего может стать то, как Р.Абрамович провел в Счетную палату в качестве аудитора экс-губернатора Чукотки Назарова; - Отсутствие единого внутреннего руководства (так как аудиторы на деле не подчиняются председателю Счетной палаты); - Систематическое (третий год подряд) приостановление парламентом и президентом закона о Счетной палате в части, предусматривающей контроль за исполнением федерального бюджета. Если устранить все эти пороки, то, по мнению М.Делягина, это позволит без каких-либо затрат изменить лицо Счетной палаты. Также необходимо утвердить смету Счетной палаты в рамках очередного федерального бюджета, изменить характер формирования Счетной палаты и исполнять закон о Счетной палате в полном объеме. Все это является крайне важным, потому что без создания действенного механизма контроля за исполнением бюджета граждане России будут поражены в правах, бюджетная система будет оставаться неэффективной, а уплата налогов – в лучшем случае бессмысленной, если вообще не контрпродуктивной, как в бюджете-2004.
|