На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАНИМАЕТ ДЕНЬГИ У СВОИХ И ДОСРОЧНО ОТДАЕТ ЧУЖИМ

2005.02.03 , "Новая Газета" , просмотров 641

Бредоплата


К началу 2005 года внутренний долг России дорос до 756 млрд руб. (около 27 млрд долл.). Внешний снизился до 150 млрд долл. Тенденция сохранится: правительство намерено занимать на мелкие нужды внутри страны через облигации (например, ГКО), а доходы бюджета по возможности конвертировать в валюту и тратить на выплату внешнего долга.

Что это значит? Если коротко: во-первых, власти готовят рубль к девальвации; во-вторых, они же предлагают гражданам затянуть пояса лет на десять — полностью расплатиться по внешнему долгу планируется к 2015 году. Кстати, все эти разнонаправленные движения каким-то образом должны сочетаться с идеей удвоения ВВП — сроки совпадают.

 

Долги пустили с молотка

Как известно, президент России во время визита в Германию в декабре 2004 года пообещал канцлеру Шредеру «большой рождественский подарок». Подарок потянул на 6 млрд долл. — столько в этом году достанется Германии из суммы, причитающейся Парижскому клубу кредиторов.

Чтобы понять масштаб денег, о котором идет речь, достаточно вспомнить, что в скандальной истории с рассосавшимся в 1998 году траншем МВФ, что должен был спасти Россию от дефолта (но не спас), фигурировала цифра 5,5 млрд долл. А сейчас мы только за год заплатим втрое большую сумму Парижскому клубу и МВФ, вместе взятым. Откуда такие деньжищи?

Источник денег — фантастические сырьевые цены на мировых рынках. Уже несколько лет нефть, газ и цветные металлы приносят российскому бюджету супердоходы. Но правительство, озабоченное вопросами вроде монетизации льгот и перехода на стопроцентную оплату услуг ЖКХ, не в силах заставить себя потратить огромные деньги на людей. С другой стороны, несмотря на развитую коррупцию в федеральной власти, украсть двадцать миллиардов долларов (столько в сумме составляют Стабфонд и накопленные в бюджете неизрасходованные деньги прошлых лет. — И.А.) тоже непросто.

Михаил ЗАДОРНОВ, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам: «Правительство не знает, как эффективно потратить деньги внутри страны, и предпочитает платить внешний долг опережающими темпами. Конечно, хорошо бы, если бы оно предпочло не платить долг досрочно, а вложить деньги из бюджетного профицита внутри России так, чтобы они приносили доход — не меньший, чем расходы на обслуживание долга, чтобы эффект был. Но не знаем, как это сделать».

Директор Института модернизации Михаил ДЕЛЯГИН более категоричен: «Досрочные выплаты — расточительство. Правительство не хочет направлять деньги на экономическое и социальное развитие страны, на модернизацию. Предприятия деградируют, система социального обеспечения разваливается, на улицах — массовый протест в связи с отменой льгот, которые, по словам чиновников, государству не по карману. А мы огромные деньги отдаем внешним кредиторам». Хотя, признает экономист, направить их на досрочную выплату внешнего долга лучше, чем если они просто будут лежать в Стабфонде и таять со скоростью инфляции. «Но если по уму, то надо бы решать внутренние проблемы, создавать в стране условия, при которых в дальнейшем здоровая экономика не будет нуждаться в заимствованиях», — настаивает экономист. Ну если по уму…

Только проблема еще в том, что на фоне снижения внешнего долга в России идет бурный рост внутреннего, то есть строительство новой долговой пирамиды типа ГКО. Вроде той, что мы наблюдали с 1995 года по август 98-го. Почему правительство опять подсаживается на ту же самую иглу, одновременно маршируя по старым граблям?

Все просто. Для внутреннего — рублевого — кредитора можно напечатать деньги. Рубли. А вот иностранную валюту, которая нужна для кредитора внешнего, не напечатаешь. «Российские власти контужены кризисом 1998 года, а внешнего долга они боятся еще больше», — говорит Делягин. Так что предпочтение внутреннего долга внешнему — неплохой повод для будущей девальвации. Если обстоятельства сложатся.

«Поставьте себя на место власти, — добавляет штрих Делягин. — Когда вы должны внутренним инвесторам, вы можете вызвать их в кабинет — «поговорить». Если должны Западу — вас самих вызывают».

 

Зачем платить?

Для досрочного возврата денег Западу у Владимира Путина есть резоны как экономические, так и политические.

Михаил ЗАДОРНОВ указывает на очевидную выгоду, понятную любому, кто хоть раз брал кредит в банке. Занял на месяц — платишь проценты за месяц. Занял те же деньги на год — возвращать надо ту же сумму, а вот проценты — за двенадцать месяцев. «Долг перед Парижским клубом обходится в 7% годовых, а перед МВФ — в 5%. Только в этом году около 6,5 млрд долл. уйдет на проценты, это около 180 млрд рублей». Так что чем больше страна вернет сейчас, тем меньше потеряет в будущем на процентах.

Михаил ДЕЛЯГИН обращает внимание на любопытный факт: российское правительство решило раскошелиться перед Западом сразу после того, как там начали упрекать президента Путина в диктаторских замашках. «Инициатива по досрочной выплате внешнего долга со стороны России последовала после жесткой реакции Запада на политические реформы у нас. В западных СМИ в отношении путинской России сейчас идет настоящая травля, Путин становится Милошевичем, — говорит экономист. — Отменяется выборность губернаторов, проводится скандальный аукцион по «Юганскнефтегазу» — это плохо воспринимается в Европе. А после этого мы платим им огромные деньги, неожиданно возвращаем долг. По сути, мы покупаем лояльное отношение Запада. Пожалуй, это неглупо. Но возникает вопрос: может быть, лучше было бы вести более аккуратную политику внутри своей страны?».

 

Министры-процентщики

Любопытный аспект долговой проблемы: Россия постоянно платит, а внешний долг время от времени возрастает. Первая причина техническая — прыжки валютных курсов. Общий долг у нас считается в долларах, а многие займы были сделаны в евро. Когда курс евро растет, сумма долга в долларах тоже растет. Впрочем, бывает и наоборот.

Вторая причина куда более загадочная. «Внешний долг России состоит также из ряда долгов перед странами, не входящими в Парижский клуб. Есть пять-шесть государств, долги перед которыми как бы вынесены за скобки: Чехия, Венгрия, Словакия, — говорит Задорнов. — Ситуация с ними, мягко говоря, непрозрачная, долги сомнительные. Каждый раз, когда мы признаем такой долг, наша общая задолженность вырастает на соответствующую сумму».

В начале девяностых у нас было много чиновников, в частности, в Министерстве внешних экономических связей, любивших признавать сомнительные долги. Все они сейчас очень богатые люди. Один из них ныне владеет крупной банковской империей и даже разоряет через суд отдельные СМИ.

«Принцип этого бизнеса прост, — объясняет финансист, пожелавший остаться инкогнито. — Допустим, Россия то ли должна, то ли не должна какой-то третьей стране, не входящей в Парижский клуб. Пока наш министр финансов не сказал «да», мы не должны, и это проблема третьей страны. Как только он сказал «да», это наша проблема — наш долг вырос. Близкие к министру люди заранее покупают у той страны долг, оформленный в облигации, за копейки, пока он считается безнадежным. Потом наш министр говорит «да», и котировки облигаций на бирже взлетают вверх. Их продают по рыночной цене, доход делится — и дети заинтересованных чиновников никогда не будут обижены монетизацией льгот. А заплатит за все российский налогоплательщик».

По мнению собеседника, одной из причин политики, направленной на агрессивное погашение внешнего долга, является возможность реализовывать подобные схемы.

 

Светлое дефолтное будущее

Правительство России будет досрочно, авансом, возвращать долги Западу. Вряд ли это улучшит его имидж в глазах иностранных журналистов, но отношения с лидерами «семерки» будут смягчаться.

Валютные запасы России будут понемногу таять. И надежд на улучшение тех сфер жизни, что зависят от бюджетного финансирования, пока что (по-прежнему) не будет. Если на них не хватает при цене на нефть в $ 50, чего ждать, когда она упадет вдвое?

Рост внешнего госдолга, увы, не прекратится. Не признавать сомнительные долги перед третьими странами было бы нечестно, а ведь в Министерстве финансов работают только честные люди.

Пирамида ГКО будет строиться ударными темпами. Занимать у своих, чтобы отдать чужим, государству выгодно. Пусть даже внутри страны образуется группа нервных кредиторов, готовых в любой момент слить пресловутые ГКО, убежать на валютную биржу и обрушить курс рубля.

Игорь АНДРЕЕВ

03.02.2005

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015