Крах рынка — "побочный эффект" политики правительства |
|
1997.09.02 , "Коммерсант"
, просмотров 984
Правительство считает виноватыми банки, а банки - правительство Ни название одного из крупнейших российских банков, ни имя его сотрудника мы не называем по просьбе самого банка. Видимо, это связано с тем, что в статье содержится критика правительства. Итак, мнение анонимного банкира:
Истоки сегодняшнего кризиса на межбанковском рынке лежат в изменении кредитно-денежной политики правительства, ЦБ и Минфина в начале этого года. Произошедшее в мае повышение норм отчислений в фонд обязательных резервов создало значительные трудности не только для мелких и средних банков, но и для крупных банковских структур. Безусловно, повышение нормы резервирования сокращает денежную массу и тем самым снижает инфляцию. Но как не бывает лекарств без побочных явлений, так и в этом случае позитивные изменения - замедление темпов прироста цен и относительное укрепление национальной валюты - были оплачены сокращением средств на инвестиции, что стало одной из причин депрессивного состояния в экономике. Коммерческие банки не могли за одну неделю или месяц изменить структуру своих активов и, чтобы выполнить новые резервные требования, были вынуждены продавать наиболее ликвидный актив - валюту, что вызвало быстрый рост курса рубля. Ситуация усугублялась тем, что с начала года шел процесс расширения рынка ГКО. Минфин активно размещал новые выпуски, усиливая "денежный доход".
Кроме того, новая политика Минфина и правительства, направленная на удержание дефицита в рамках, установленных МВФ, привела к хроническому недофинансированию бюджетных расходов по целым отраслям - от "оборонки" и ТЭК до сельского хозяйства, что вызвало массовый невозврат этими предприятиями кредитов, взятых у коммерческих банков под госзаказ.
В результате проводимой финансово-кредитной и бюджетной политики произошло слишком резкое сжатие денежной массы, многие банки не успели соответствующим образом изменить свою стратегию и понесли убытки. В условиях, когда резервирование привлеченных средств достигает 20% и по депонированным резервам не начисляется никаких процентов, банки не могут обеспечить клиентам высокие процентные ставки только за счет операций с ГКО. Для банков убыточно размещать значительную долю активов в государственные ценные бумаги даже с учетом их безрисковости. Поэтому банки, ведущие взвешенную и осторожную кредитную политику, в результате повышения ставки резервирования с 15 до 22% должны были бы в 1,5 раза сократить объем выданных кредитов, что сделать ни за одну неделю, ни за один месяц невозможно. Проблема оптимизации и реструктуризации банковского портфеля активов с учетом риска и доходности стала основной для большинства банков. Именно инерционность кредитного портфеля крупных банков делает их беззащитными перед резкими изменениями в результате введения правительством и ЦБ новых "правил игры".
Кроме того, на рынке присутствовали и банки, ориентировавшиеся исключительно на проведение спекулятивных операций; они просто были не в состоянии адекватным образом отреагировать на принципиальное изменение ситуации. Таким образом, проводимая правительством политика вынуждала банки совершать все более рискованные операции. Рано или поздно это не могло не привести к сбоям на рынке.
Кризисы на рынке МБК случались и раньше, но обычно они имели локальный характер и затрагивали ограниченное число банков. На этот раз масштабы кризиса оказались более значительными: неожиданные невозвраты МБК одним-двумя банками спровоцировали целую цепочку взаимных непоставок средств и задержек платежей. В условиях ограниченной денежной массы это привело к дестабилизации рынка.
Характерной особенностью нынешней ситуации явилось нежелание ЦБ быть гарантом ликвидности межбанковского рынка, в результате чего активные действия были им предприняты с задержкой. Решение ЦБ о поддержании доходности вторичного рынка ГКО путем выкупа бумаг у коммерческих банков стало большим подспорьем для банков. Другая мера ЦБ - решение предоставить коммерческим банкам кредиты на сумму до 25% их резервов, депонированных в ЦБ, позволила банкам обеспечить платежи и частично разрешить кризис ликвидности.
Тем не менее еще рано говорить о полном преодолении кризиса и восстановлении доверия между банками. Банковской системе еще предстоит болезненный процесс санации - очищения от банков, финансовое состояние которых не оставляет надежд на улучшение в ближайшее время. Многим мелким и средним банкам придется уйти с рынка или перейти под "опеку" более сильных. В результате кризиса вся банковская система изменится коренным образом: помимо усиления процесса поглощения крупными банковским структурами более мелких, изменится долгосрочная стратегия банковских инвестиций. Все банки будут вынуждены уделять больше внимания развитию технологии, поддержанию ликвидности, контролю за рисками. В конечном итоге вкладчики банков от этого выиграют. Но это произойдет в более отдаленном будущем. В ближайшей же перспективе вкладчики ряда банков, обещавших высокие проценты, могут потерять деньги.
Для того чтобы избежать подобных потрясений в будущем, необходимо, на наш взгляд, решить следующие проблемы:
- Сократить время расчетов как по межрегиональным платежам, так и при биржевых операциях с валютой и ГКО, расчеты через РКЦ должны идти "день в день".
- ЦБ в случае возникновения сбоев на межбанковском рынке должен поддерживать текущую ликвидность банков. Для этого необходимо внедрить операции "репо" с ГКО, дать возможность получения краткосрочного ломбардного кредита под залог ценных бумаг или резервов.
- В среднесрочном плане необходимо пересмотреть действующие в настоящее время нормы резервирования для банков, а также перечень счетов, подлежащих резервированию.
- Правительству, ЦБ и налоговым службам следует отказаться от практики введения задним числом дополнительных налогов на банки. В качестве свежего примера подобной фискальной меры можно привести документ под названием "Изменения и дополнения в Положение о составе затрат, включаемых в себестоимость". Документ появился в июле, но предусмотренные им изменения вводятся с 1 января т.г.
- ЦБ должен стать более открытой в информационном плане организацией - регулярно устраивать пресс-конференции, выступать с сообщениями о проводимой ЦБ политике, публиковать текущие макроэкономические показатели. Все это сделает рынок более предсказуемым.
У банкиров не выдержали нервы С нашим анонимным банкиром заочно полемизирует заместитель председателя правления Альфа-банка Ильдар Каримов. Он объясняет кризис не столько объективными, сколько субъективными, психологическими причинами:
Только ужесточением резервных требований ЦБ России, а также резким и, в некоторой степени, искусственным снижением инфляции трудно объяснить возникновение и столь быстрое развитие кризисной ситуации.
Главную роль, скорее всего, сыграло превышение "критической массы" недоверия банков по отношению друг к другу. Случаи неплатежеспособности участников рынка МБК происходили и раньше - весной и летом текущего года, и ситуация объективно имела негативную тенденцию развития. Тем не менее полная потеря доверия и последовавшая за этим стагнация рынка произошла внезапно и для многих неожиданно.
В настоящее время рынок МБК является "однодневным", и весьма проблематично прогнозировать нормализацию ситуации в ближайшее время. На выработку "потенциала доверия", существовавшего накануне кризиса, ушло около трех лет, едва ли его можно восстановить за короткий срок. Прямые вливания в виде кредитов ЦБ коммерческим банкам вряд ли могут оказаться эффективной мерой.
Очевидно, рынок претерпит необратимые изменения и, в частности, станет сегментированным. Банки уже сегодня группируются по своим "весовым категория" и проводят размещение средств на рынке преимущественно на основе взаимных договоренностей со своими постоянными партнерами.
Возвращение кредитования без обеспечения маловероятно, и, скорее всего, на рынке будут преобладать операции под гарантии контрагентов, например, операции "репо". В связи с этим следует ожидать появления крупных посредников, через и под гарантии которых будут осуществляться сделки "репо", а перед ЦБ встанет задача разработки нормативной базы для новых видов операций.
Страна может потерять десятки банков убитыми Дилер отдела МБК банка "Кредит-Москва" Георгий Домрачев не во всем согласен с предыдущим "оратором":
В связи с кризисом структура межбанковского рынка действительно должна измениться. Существует тенденция к укрупнению банковских структур и переделу клиентуры. Ряд крупных банков, выдержавших кризис, сегодня занимается выкупом межбанковских долгов банков, попавших в сложное положение, по ставке ниже стоимости долга.
Что же касается изменений на самом межбанковском рынке, то ожидания, что при выдаче МБК банки теперь станут предъявлять залоговые требования, по-видимому, не оправдаются. По-прежнему сохранятся бланковые кредиты и доверительные отношения. Правда, при выдаче кредитов банки-кредиторы станут тщательно изучать общее финансовое состояние банка-заемщика. Объясняется это тем, что сейчас уже определилась группа аутсайдеров. В большинстве своем это средние банки, которые переоценили свои силы и свой авторитет на рынке МБК. По приблизительным оценкам, из-за кризиса в очень тяжелом и сложном положении оказались не менее 10 крупных операторов рынка МБК. Правда, до сих пор окончательно не ясно, кто же умрет окончательно, а кто нет. Для того чтобы рынок МБК нормально функционировал, достаточным является присутствие на нем любого числа банков - хоть половины тех, что работали до кризиса. Сейчас можно сказать, что выжили из них 80%, и государству уже не имеет смысла вливать средства на рынок МБК. Это имело смысл только на пике кризиса, теперь же момент упущен.
Банк России продолжает приобретать "боевой опыт" Однако во время любого кризиса находятся оптимисты, склонные видеть позитивные последствия событий. Свою оценку предварительных итогов банковского кризиса дал руководитель группы экономических проблем Аналитического управления президента России Михаил Делягин:
Значение предпринятых в ходе кризиса Центральным банком мер заключается не только и не столько в сиюминутном успехе - повышении ликвидности банков, сколько в выработке и реализации механизма быстрого и эффективного реагирования на кризисные явления на рынке МБК. Основными элементами этого механизма стали выкуп ЦБ государственных ценных бумаг и предоставление крупнейшим и наиболее надежным банкам ломбардных кредитов. Заметим, что ЦБ явно продемонстрировал свое намерение "спасать" не все банки, а только крупнейшие, являющиеся системообразующими элементами рынка.
Если говорить о предложениях снизить нормы резервирования для банков, то нам оно не представляется полезным хотя бы потому, что затронет все без исключения банки, в том числе и нежизнеспособные, обреченные на гибель. Помощь таким банкам - пустая трата средств. Прямое же кредитование позволяет целенаправленно поддерживать наиболее крупные и надежные банки и сохранять таким образом костяк банковской системы страны наиболее дешевым образом.
По нашему мнению, и. о. председателя ЦБ Татьяна Парамонова хорошо проявила себя в кризисной ситуации (заметим, что для властных структур кризис стал "громом среди ясного неба", о чем, в частности, свидетельствуют сделанные не так давно прогнозы относительно "спокойной" в финансовом отношении осени). Впрочем, и. о. председателя ЦБ не воспользовалась возможностью превратить смягчение кризиса в свой личный триумф, что свидетельствует о ее ориентированности в первую очередь на профессиональную, а не на политическую деятельность. Если г-жа Парамонова вновь будет предложена на пост главы ЦБ, ее деятельность в дни кризиса должна быть в полной мере оценена депутатами Государственной думы.
Ближайшим последствием кризиса, помимо поглощения ряда неудачливых банков, станет перераспределение клиентов в пользу более крупных и известных банков. Однако эта волна пройдет "по низам" российской банковской системы и не потребует сколько-нибудь заметного вмешательства государства.
Другим следствием кризиса станет усиление стратификации финансовых рынков, стихийное выделение в банковской системе банков нескольких категорий надежности, члены которых будут сотрудничать преимущественно друг с другом. Возникновение "клуба пяти" - лишь начало разделения банковской систем страны на "клубы надежности". Рынок МБК будет восстанавливаться в первую очередь внутри этих клубов - сначала внутри более надежных, потом внутри менее надежных, однако переток ресурсов между этими клубами будет оставаться весьма затрудненным еще длительное время.
Эпилог Итак, подведем некоторые предварительные итоги. В основе кризиса лежат объективные причины, он суть неприятный побочный эффект кредитно-денежной политики правительства. "Объективный" характер кризиса усилили субъективные факторы - неготовность части банкиров приспособиться к изменившимся условиям работы и паника при первых признаках краха.
Если говорить о последствиях кризиса, то здесь практически все эксперты сходятся в нескольких важных пунктах. Во-первых, сегментация рынка, распад его на несколько рынков, где операции будут осуществляться преимущественно в рамках относительно замкнутых банковских групп. Во-вторых, отказ от бланковых (без обеспечения) кредитов, замена их кредитами под обеспечение ликвидными активами. Вследствие этого рынок еще довольно долго не сможет достичь докризисных объемов операций. Кроме того, банкам, прежде работавшим на рынке МБК, придется переориентироваться на новые рынки, например, на рынок частных вкладов. В-третьих, неизбежно банкротство некоторого количества банков, но цифру "потерь" пока назвать нельзя. В связи с этим увеличится число слияний и поглощений банков. Будет происходить передел клиентуры. Свежий пример - письмо Тверьуниверсалбанка клиентам, в котором говорится, что банком принято решение ускорить открытие новых отделений в Москве "в связи с резким увеличением количества клиентов". Однако из-за банкротств банков будет сохраняться потенциальная опасность остановки клиентских платежей и дестабилизации рынка частных вкладов. Наконец, важным следствием кризиса может стать оформление цивилизованной системы рефинансирования коммерческих банков в форме операций "репо" с государственными ценными бумагами.
Впрочем, как считают некоторые банкиры и специалисты, нынешний кризис не последний, поэтому число извлеченных "полезных уроков" в будущем может увеличиться.
ОТДЕЛ ФИНАНСОВ