На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

"Стратегия-2020" против федерального бюджета Подробнее: http://www.ng.ru/editorial/2011-12-13/2_red.html

2011.12.13 , Независимая газета , просмотров 588

Экономисты поставили правительство перед трудным выбором

2011-12-13

 

Год назад премьер Владимир Путин поручил экономистам разработать новый вариант долгосрочной «Стратегии-2020», поскольку ее первая версия обнаружила полное несоответствие реальности почти сразу после утверждения в правительстве осенью 2008 года. Доклад о многомесячной работе сотен экспертов и сам проект обновленной «Стратегии» планировалось представить в правительство в декабре. Однако презентация нового пути к светлому будущему вряд ли станет духоподъемным предвыборным мероприятием. Дело в том, что предложения авторов «Стратегии» противоречат нынешнему курсу властей на увеличение оборонных расходов за счет сокращения социальных программ. Сомневаются разработчики «Стратегии» и в ставке правительства на введение нового налога на недвижимость. В правительстве надеются, что этот налог станет опорой бюджета уже в 2013 году, а экономисты не надеются на это – по крайней мере до 2020 года.

«Нормально для любой власти, для любого правительства – проанализировать, что сделано и как сделано. Каких целей удалось добиться, какие ошибки были совершены, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем и эффективно развиваться. Это обязанность любого правительства – заглянуть в будущее», – напутствовал год назад премьер авторов будущей стратегии. Ученые-экономисты, правда, могли и не знать, что правительство, не дожидаясь их рекомендаций, самостоятельно выберет экономический курс. А авторам новой «Стратегии» придется выбирать: либо подгонять свои «рекомендации» под уже принятые решения, либо выступить с открытым забралом против официального курса на приоритетное финансирование обороны, безопасности и правоохранительных органов.

Напомним, что правительство утвердило объемы финансирования оборонки до 2020 года и именно эти расходы являются приоритетными. («20 триллионов рублей – гособоронзаказ до 2020 года плюс 3 триллиона рублей еще на переоборудование, переоснащение оборонно-промышленного комплекса», – уточнил запланированные расходы премьер в начале ноября.) Одновременно с ростом расходов на оборону и безопасность предполагается пропорциональное снижение финансирования ЖКХ, образования, культуры и здравоохранения. Сокращение социальных программ в пользу безопасности экономисты расценивают по-разному. Так, эксперты Института Егора Гайдара считают, что расширение секретных статей бюджета на 2012–2014 годы «полностью исключает его корректный анализ». Но в то же время из правительственных материалов следует, что расходы на образование сокращаются с 4% ВВП в бюджете-2011 года до 3,6% ВВП в 2014 году. А расходы на национальную оборону увеличиваются с 2,9% ВВП в 2011 году до 3,8% ВВП в 2014 году, говорит член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер. Бюджетные расходы на здравоохранение в течение четырех лет будут сокращены с 3,9% ВВП до 3,4% ВВП. «Сокращаются расходы на культуру, спорт, межбюджетные трансферты; расходы на ЖКХ падают более чем на 40%. Главным приоритетом бюджета являются расходы на безопасность и правоохрану: они увеличиваются почти в полтора раза, причем в первую очередь за счет расходов на полицию», – оценивает бюджетные ориентиры директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Но разработчики «Стратегии» советуют правительству совершенно противоположный курс: увеличивать долю бюджетных расходов по статьям «образование, здравоохранение, дорожное хозяйство, информационно-коммуникационные технологии и связь» в сумме примерно 4% ВВП, а расходы на оборону сократить на 2% ВВП. И этот курс уже получил название «бюджетного маневра – четыре процента минус два процента». Воспримет ли правительство советы экономистов – или у новой версии «Стратегии-2020» будет та же судьба, что и у ее предшественницы? Ответ на этот вопрос можно будет узнать уже весной 2012 года, когда правительство начнет корректировать бюджет на очередную трехлетку.

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015