На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

"Реальность идет вразрез с заявлениями Медведева"

2011.08.10 ,  KM.RU Новости , просмотров 286

Эксперт прокомментировал структуру ожидаемых бюджетных расходов в 2012-2014 годах

Достаточно увлекательное это занятие: ознакомившись с имеющимися разработками по федеральному бюджету на ближайшие годы, прикидывать, в каких сферах экономики ожидать денежного раздолья, а где придется туже затянуть пояса.

Свои расчеты того, как изменится в недалеком будущем денежное снабжение отраслей народного хозяйства, как говаривали раньше, представил и Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ). Они весьма предсказуемы – революции никто и не обещал. Однако ряд пунктов данного исследования вызывает искреннее недоумение. Примечательно здесь и то, что реализовываться бюджет со всеми приведенными цифрами будет уже при следующем президенте – и здесь уже обнаруживается богатейшая пища для размышлений политологов. Отталкиваясь от цифр, можно примерно спрогнозировать, как это будет выглядеть при том или ином имяреке в президентском кресле.

Рост расходов на оборону и обслуживание внешнего долга можно отнести к разряду предсказуемого: такая тенденция образовалась не вчера. К 2014 году и на национальную оборону, и на выплаты по облигациям из бюджета будет израсходовано в полтора раза больше средств, чем сейчас. Полиция, ФСБ и прочие силовые ведомства также внакладе не останутся. Но вот зато дальше начинается сплошной сюрреализм.

Прежде всего обращает на себя внимание следующее любопытное расхождение: общее, пусть и незначительное увеличение расходов по статье «Социальная политика» (в среднем 114% от уровня 2011 года) причудливо сочетается с сокращением расходов на образование (до 72% от нынешнего уровня в 2014 году) и здравоохранение (до 81%). Как это следует понимать, сходу вряд ли объяснит и Алексей Кудрин. В частности, как расходы на образование сочетаются с уже продекларированным повышением окладов учителей до средних по региону. И если от этих расходов (колоссальнейших в масштабе страны!) никто не готов отречься, то почему они не отразились в цифрах?

Запланированные изменения в структуре расходов неважно согласуются не только между собой, но и с озвученными на самом верху декларациями. Так, уже звенящая в ушах модернизация экономики оказалась в числе обделенных: по пункту «Национальная экономика» расходы снизятся до 91% в 2012 году, 82% в 2013-м и 77% в 2014-м. Очевидно, предполагается, что при следующем президенте тема модернизации и прочего «нано» станет не такой актуальной.

Как неактуальной, судя по всему, станет и... Олимпиада в Сочи 2014 года, поскольку расходы как раз к этому периоду составят рекордные 49% от нынешних. В таких условиях каждая добытая нашей сборной медаль будет, вероятно, рассматриваться как маленький национальный подвиг.

Цифры, приведенные в материале Института комплексных стратегических исследований о структуре бюджетных расходов на 2012-2014 гг., в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.

– Мне эти данные представляются совершенно правдоподобными, потому что еще в прошлом году был план бюджета на 2011-2013 гг., и там значился приоритет № 1 – трата государственных денег на обслуживание финансовых спекуляций, т. е. на оплату процентов по госдолгу. И, во-вторых, среди приоритетов были военные расходы. По сути же сейчас военные расходы, если можно так судить, – это главный коррупционный центр получения прибылей. Потому что когда уничтожается армия и при этом кардинально увеличиваются военные расходы, то понятно, что это имеет отношение к чему угодно, но не к обороноспособности страны. Естественно, что бюджет – не резиновый, но воровать и в таких условиях можно либо нецивилизованным способом – через завышение оборонных расходов, либо цивилизованным – через взятие никому не нужных внутренних займов.

Я напомню, что за первую половину текущего года внутренние займы Российской Федерации выросли на 650 млрд руб., притом, что по состоянию на 1 июля неиспользованные остатки средств на счетах федерального бюджета составили более 5,4 трлн руб. Это больше, чем все доходы федерального бюджета в первом полугодии. Понятно, что никакие наращивания займов не имеют никакого смысла, кроме, вероятно, коррупционного. Потому что если вы, не нуждаясь в деньгах, берете их у кого-то взаймы, условно говоря, под 7% и тут же распихиваете под 2%, то понятно, что получается чистый убыток, и тот, кто вас кредитует, поделится с вами частью своих доходов за то, что вы якобы вынуждены нести убытки.

Поскольку предполагается, что верхи будут больше воровать, следовательно, придется на ком-то сокращать расходы. И сокращение происходит в первую очередь в области социальной сферы, что в сложившейся ситуации вполне естественно и лишний раз подчеркивает бессмысленность всех разговоров об избирательном процессе, потому что если бы от избирателей что-то зависело, то, конечно, власти постеснялись бы сокращать социальные расходы. Но поскольку от избирателей не зависит ничего, их можно спокойно «раздевать». Какая разница, как они проголосуют? Президента избирают на неформальном уровне порядка 10 000 человек.

– Насколько реальна масштабная девальвация рубля, которую нам предрекают пережить уже после выборов в 2012 году?

– Серьезно сомневаюсь. Если не произойдет технического дефолта в США, то это маловероятно. Девальвация рубля осуществляется для того, чтобы облегчить состояние экономики, облегчить состояние еще функционирующих производств. Она была в августе прошлого года, сейчас ее осуществили, прикрываясь американскими проблемами, но все же о масштабной девальвации рубля речи пока не идет. Так что я не знаю, чем вызваны эти выводы. Какая вообще может быть девальвация с $520 млрд в международных резервах? Хотя их, по всей видимости, уже меньше...

– Интересно, что на развитие национальной экономики и, в частности, прикладных исследований расходы будут также ощутимо сокращены.

– Учитывая качество имеющихся исследований в области национальной экономики, я думаю, их вообще можно перестать финансировать: никто от этого не пострадает. Тут я вполне солидарен. Когда читаешь, что в 2027-2028 гг. в стране ожидается экономический кризис, а до тех пор все будет замечательно... Тут, знаете ли, людям, которые это все пишут, даже пособие по безработице стыдно платить.

– Однако это настолько идет вразрез с постоянными и давними разговорами о необходимости модернизации...

– У реальности – вообще такое свойство: она идет вразрез с заявлениями Медведева. Или у этих заявлений есть такое свойство, что они идут вразрез с реальностью... Это зависит от того, с какой стороны посмотреть. Ну а все разговоры про модернизацию – не более чем пиар. Как сказал один из деятелей «Единой России», которого я допек разговорами о том, что пора уже заниматься модернизацией не на словах, а на деле, «вся наша модернизация – это собянинская тротуарная плитка». И, в общем-то, это можно считать консолидированной позицией российской бюрократии. Т. е. модернизация в России – это в лучшем случае пустые слова, а в худшем – прикрытие для распила бабла.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015