На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Федеральный центр избавляется от «социалки»?

2011.07.08 , KM.RU Новости , просмотров 188

Федеральный центр избавляется от «социалки»?

 

Предыдущее «разграничение полномочий» обернулось «монетизацией льгот»

В преддверии больших выборов российские власти вынуждены демонстрировать чудеса вербальной эквилибристики, чтобы даже самые непопулярные меры в глазах потенциальных избирателей «шли по статье» чуть ли не величайших благодеяний всех времен и народов со стороны наших власть предержащих. Так же, как сколковский «инновационно-модернизационный прорыв» на поверку оказался всего лишь способом легитимировать процесс «утечки» российских «научных мозгов» за рубеж, брошенный недавно с высокой трибуны призыв (казалось бы, сугубо благородно-демократический) к децентрализации властных полномочий на деле может обернуться очередной попыткой федерального центра облегчить бремя своих социальных обязательств перед «народонаселением» РФ.

«Ну что, опять будем делить власть и деньги?» – «честно пошутил» вице-премьер Дмитрий Козак, обращаясь к членам рабочих групп, которые будут заниматься разработкой модели перераспределения полномочий между центром, регионом и муниципальными властями. Надо сказать, что бюрократическому тяжеловесу в вице-премьерском ранге, который известен как один из авторов судебной, административной реформы, а также реформы местного самоуправления, действительно не привыкать к такого рода занятиям.

На этот раз его напарником станет еще один вице-премьер с «региональным уклоном» – полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. При этом «группа Козака» займется непосредственно «художественной кройкой и шитьем» в сфере перераспределения полномочий, в то время как «группа Хлопонина» будет активно «шерстить закрома Родины», т. е. заниматься поиском доходных источников в регионах и на местах. Впрочем, учитывая «аппаратный вес» Дмитрия Козака, нетрудно предположить, что свою часть миссии он наверняка выполнит более «успешно».

«Я сознательно выбрал схему, когда два вице-премьера это делают, – дал пояснение своему нестандартному решению Дмитрий Медведев. – Я понимаю, что вопросы финансового обеспечения полномочий и юридического сопровождения перекрещиваются. Но мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели на эти проблемы с разных сторон». В свою очередь, Владимир Путин на заседании правительства заявил, что центр может отдать регионам «ряд полномочий в сферах здравоохранения, образования, обеспечения занятости», оговорившись, что на этот раз Москва твердо намерена позаботиться о финансовом наполнении возложенных на регионалов и муниципальные власти социальных функций.

Однако опыт первого этапа перекройки полномочий между центром и регионами в 2004 году (главным идеологом которого, напомним, был не кто иной, как Дмитрий Козак) наглядно продемонстрировал, что федералы в этом вопросе предпочитают руководствоваться известной поговоркой «На тебе, Боже, что мне негоже». Т. е. со своими социальными обязательствами центр, как правило, расстается гораздо охотнее, чем с источниками их финансового обеспечения. Как показывает практика, в ведение субъектов РФ и муниципий передаются наиболее труднособираемые сборы и «подати» (то бишь налоги). В итоге даже прижимистый кудринский Минфин спустя несколько лет после того, как заработала обновленная модель межбюджетного федерализма, был вынужден признать, что налогов на землю и имущество физлиц, которые были закреплены за местным самоуправлением, совершенно недостаточно для покрытия резко возросших расходов на содержание «социалки» (финансирование учреждений здравоохранения и образования, дорог, ЖКХ и т. д.).

Правда, на этот раз МСУ и субъектам РФ обещают, что после введения в следующем году единого налога на недвижимость, который будет исчисляться не по балансовой, а по рыночной стоимости имущества, местным властям удастся залатать бюджетные дыры. Но даже в случае успешной реализации этого фискального нововведения (в конце концов, муниципальным «мытарям» придется очень постараться, чтобы содрать с жителей провинции, выживающих на 5000-6000 руб. в месяц, налог на недвижимость, сопоставимый с их реальными доходами) не следует забывать, что это лишь покроет ныне существующую финансовую недостачу, т. е. без учета обязательств, которые центр сегодня планирует дополнительно «накинуть сверху». Не говоря уже о том, что новая модель социального обеспечения (когда эта функция во многом отдается на откуп региональным и местным элитам) может усугубить и без того вопиющее неравенство возможностей граждан (в зависимости от места их проживания – в благополучных регионах-донорах или депрессивных субъектах-реципиентах).

Таким образом, отказ от перераспределительной функции центра в целях выравнивания существующих диспропорций в уровне социально-экономического развития регионов РФ закономерным образом приведет к появлению граждан «первого», «второго», «третьего» и т. д. «сортов». Что, в свою очередь, может спровоцировать очередное усиление центробежных тенденций в отношениях между центром и регионами.

Готовящееся решение о делегировании федеральным центром на региональный и местный уровни части своих социальных обязательств и полномочий в интервью KM.RU прокомментировал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин:

– Ни Козак, ни тем более Хлопонин никакого отношения к финансам не имеют. А рабочая группа, в которую не будет входить Кудрин или его зам Алексей Лавров, обречена быть собранием околокремлевских мечтателей.

Тем не менее, меня это пугает. Г-н Козак прославился тем, что все реформы, которые он организовывал, заканчивались чудовищным образом. Я напомню, что это были реформа местного самоуправления, судебная, административная реформы, а также акция, которая широко известна как «монетизация льгот», хотя на самом деле это была реформа по разграничению полномочий. Таким образом, разграничением полномочий Козак уже занимался, и закончилось это катастрофической «монетизацией льгот».

Дело в том, что у товарища Козака как управленца есть одна особенность. Вероятно, его учили юриспруденции какие-то люди немецкой школы. И он, с моей точки зрения, в принципе не понимает, что между законом (писаным правом) и практикой правоприменения существует разница. Если вы будете писать законы, совершенно не заботясь о том, как они будут применяться, то вы – организатор катастрофы. Тогда вы будете проводить судебную реформу, которая обернется тотальной зависимостью судей от административных властей. Вы будете осуществлять реформу местного самоуправления, которая лишит местные власти возможности что-либо делать, кроме как воровать. Вы будете разграничивать полномочия таким образом, что люди будут терять все, а денег в бюджете не прибавится. И т. д. Это представляет большую опасность. Но эта опасность исходит не из идей Медведева, а из жизненного пути некоторых исполнителей.

Что же касается идеи как таковой, то на эту тему, конечно, можно подискутировать. Впрочем, думаю, что пока ее можно не принимать всерьез. Как известно, у Дмитрия Медведева – очень много идей. Взять хотя бы модернизацию. Когда хоть какая-нибудь из них будет реализована, вот тогда и посмотрим. Если же рассуждать чисто теоретически, то проблема состоит в том, что, за исключением кабинета Примакова, все правительства так или иначе пытались сбросить ответственность за выполнение социальных обязательств перед гражданами на региональный уровень. Дескать, если кто-то думает, что ему должно государство, то он ошибается: ему должны региональные и местные власти, а денег мы им не дадим. Только в 1990-е гг. эту политику маскировало реальное отсутствие денег.

Так что ничего нового, по большому счету, нет. В этом отношении Медведев – достойный преемник Путина. Учитывая неравномерность социально-экономического развития между регионами, в случае последовательной реализации такого курса в нашей стране появятся граждане «первого», «второго», «третьего» и т. д. «сортов». Точнее говоря, они уже есть. Например, в Москве есть граждане России, которые приехали с Северного Кавказа, и есть все остальные. При этом москвичи по своим правам и уровню социальной защиты очень сильно отличаются от жителей Московской области. А те, в свою очередь, по уровню социальной защиты намного превышают всех остальных. Получается «четыре сорта» людей только в одной Москве (я не беру в расчет гастарбайтеров).

При этом регионы, я думаю, не будут наделены реальными финансовыми источниками, потому что как только регион их получает, это резко сокращает властные полномочия федерального центра, причем неформальные властные полномочия, что очень важно. Дело в том, что формальное право и, соответственно, формальные решения, принимаемые на его основе, можно оспорить в суде, а неформальное в суде уже не оспоришь. Если Минфин говорит: «Я вам денег не дам», вы можете идти в суд. Если же вместо того, чтобы выделить вам деньги 1 января, он делает это 31 декабря, а потом, 1 января следующего года, отбирает обратно, потому что вы не успели их потратить, то никаких претензий с вашей стороны быть не может, поскольку у вас нет соответствующих прав.

У нас реально осуществляется неформальная политика, благодаря которой идет неформальный прессинг регионов, и никто на федеральном уровне отказываться от этого не будет. Т. к. Россия – это большая и неоднородная страна, делегировать полномочия нужно. Но граница между демократией и авторитаризмом проходит не между федеральным центром и регионами, а между регионами и местными властями.

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015