На главную страницуМихаил Делягин
На главную страницуОбратная связь
новости
позиция
статьи и интервью
делягина цитируют
анонсы
другие о делягине
биография
книги
галерея
афоризмы
другие сайты делягина

Подписка на рассылку новостей
ОПРОС
Надо ли ввести визы для граждан государств Средней Азии, не ставших членами Евразийского Союза (то есть не желающих интеграции с Россией)?:
Результаты

АРХИВ
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997





Главная   >  Делягина цитируют

Вот тебе, бабушка, и ВТО...

2010.12.27 , Финам FM , просмотров 808

7 декабря 2010 г. на саммите в Брюсселе Россия и ЕС подписали документы о завершении переговоров по вступлению РФ в ВТО. До этого в сентябре Россия подписала подобный пакет документов с США. Таким образом, были завершены два самых долгоиграющих и изматывающих для нашей страны переговорных процесса в рамках рабочих групп ВТО.

Однако даты присоединения России к ВТО наверняка не знает никто, это подтверждается тем, что "точные" даты вступления в ВТО назывались не менее десятка раз, равно как и опробовались разные варианты вступления. Тем не менее, если верить словам А. Кудрина, в настоящее время Россия "как никогда близка" к вступлению в ВТО (после рекордных 17 лет попыток). В ближайшие месяцы нашей стране необходимо будет завершить консультации в рамках многосторонней рабочей группы в таких сферах, как торговля сельскохозяйственными товарами, техническое регулирование (включая санитарные и фитосанитарные меры), инвестиционный режим в автопроме. Еще одной нерешенной "технической проблемой" остается "Доклад рабочей группы по присоединению России к ВТО" - в него придется вносить существенные правки. И хотя вступление РФ в ВТО сейчас мало у кого вызывает сомнения, и споры о целесообразности членства нашей страны в этой организации фактически потеряли свою актуальность, тем не менее, позволим себе еще раз задаться вопросом: "Что ВТО грядущая нам готовит?".

Чтобы понять, благо для нас ВТО или вред, предлагаем обратиться к опыту наших ближайших соседей.

Киргизия: По мнению Михаила Делягина, "Киргизия в свое время (1998 г.) вступила в ВТО на кабальных условиях в рекордные сроки, потому что товарищ Акаев очень хотел быть современным человеком". Маленькая, но гордая Киргизия вошла в ВТО как развитая (!) страна, отвергнув статус развивающейся страны, который бы ей обеспечил ряд существенных послаблений и преимуществ. Как развитая страна Киргизия взвалила на себя неподъемный груз обязательств: например, все тарифные позиции оказались в стране связаны; практически все секторы и подсекторы были включены в специфические обязательства; КР взяла на себя ряд обязательств-запрещений, которые упорно навязывались странам-неофитам, но даже не были формально закреплены в документах ВТО и т.д. Кроме того, КР подписала ряд соглашений, на которых настаивали "тяжеловесы" ВТО, чтобы защитить свой экспортный сектор (соглашения по гражданской авиатехнике, информационным технологиям) и иметь мощный инструмент экономической политики (соглашения по госзакупкам).

В результате членства в ВТО в КР резко сократился суммарный объем производства продукции в машиностроении и легкой промышленности (с 24% до 10.3% уже к 2000 г.), в электроэнергетике (с 21.1% до 15.8%), в пищевой промышленности (с 24.2% до 14.4%.). Кроме того, наблюдалось замедление темпов прироста производства сельхозпродукции до 0.9% в год уже в 2002 г. А вот удельный вес продукции цветной металлургии наоборот вырос с 8.2% в 1996 г. до 41.4% уже в 2000 г.

Более того, членство в ВТО не привело к росту иностранных инвестиций в Кыргызстане, который многие прогнозировали. Как считают эксперты, этому есть простое объяснение: "инвестиции приходят в страну в том случае, если в нее не могут прийти товары". А если доступ иностранным товарам открыт, то зачем же вкладываться в чужую экономику?

В целом же динамика показателей внешней торговли страны после вступления в ВТО была неравномерной и в основном негативной; после вступления в ВТО внешнеторговый оборот страны неуклонно сокращался. Сырьевая ориентация экспорта Кыргызстана не ослабла, а напротив, даже усилилась (в основном, за счет перехода к полномасштабной разработке месторождения золота "Кумтор"), и в настоящее время основное место в структуре экспорта страны занимают цветные металлы и золото.

Практически на те же грабли наступила и Украина, вступившая в ВТО в 2008 г. Стремление тогдашнего украинского руководства во что бы то ни стало первыми вступить в ВТО и "насолить" России привело к тому, что Украина стала членом ВТО на невыгодных для себя условиях. Примечательно то, что экс-министр экономики страны В. Цушко сказал, что при вступлении в ВТО Украина "подписала по 12 тысячам товарных позиций пошлину в 0%", тем самым "серьезно открывшись для внешних рынков" . Последствием этого явилось то, что уже в 2008 г. (год вступления в ВТО!) импорт на 8% превысил экспорт (вдвое выше показателя 2007 г.), что подтолкнуло традиционно экспортозависимую страну к импортозависимой модели внешнеэкономической деятельности.

Как и в КР, на Украине произошло сокращение вложений в основной капитал и не наблюдалось увеличение прямых иностранных инвестиций - наоборот, произошло их сокращение в 2008 г. на 22% по сравнению с предыдущим годом. Однако на сегодняшний день - по истечении почти трех лет в ВТО - официальная статистика фиксирует скромный годовой прирост иностранного капитала в 5%.

Так же, как и в Киргизии, не только не произошло ожидаемого сокращения экспортной составляющей ВЭД, но даже наблюдался "резкий (на 64%) скачок экспорта черного металла" - в настоящее время около 40% всего странового экспорта составляет чермет. Украинские исследователи, подводя итоги членства в ВТО, отмечают, что "сложилась ситуация, когда, с одной стороны, нас вполне законно использовали, а с другой, - мы от полученных преимуществ получили самый минимум".

Тем не менее, не стоит забывать о том, что вступление Украины в ВТО совпало с началом мирового кризиса, что несколько "смазало" картину по Украине, поэтому обратимся к другому нашему соседу - Китаю. Принимая Китай в ВТО (2001 г.), ведущие промышленные страны планировали "обуздать китайский экспорт" , однако, спустя девять лет членства в ВТО можно с уверенность говорить, что Китай не только существенно расширил свое присутствие на зарубежных рынках, но и практически ни в чем не уступил возросшей конкуренции из вне на отечественном рынке. Именно во время членства страны в ВТО Китай продемонстрировал небывалый экономический рост: объем внешней торговли вырос втрое, ВВП - почти вдвое, несколько лет подряд экономический рост превышал 10%.

Спустя уже пять лет членства в ВТО экспорт промышленной продукции увеличился на 23.4%. На сегодняшний день Китай экспортирует в основном готовую продукцию, свыше 50% которой составляют продукция энергетического машиностроения, электроника и коммуникационное оборудование, а более 25% - высокотехнологичные изделия. Наиболее высокие темпы роста объемов производства после вступления в ВТО продемонстрировали производство миникомпьютеров, цветных телевизоров, мобильных телефонов, автомашин, кондиционеров, химических волокон, металлопродукции, добыча угля - товары с высокой добавленной стоимостью.

Примечательно, что Китай не только не позволил, чтобы заморские конкуренты задавили отечественный автопром, а начал развивать этот сектор просто фантастическими темпами - количество продаваемых в мире автомобилей китайского производства увеличивается в среднем на 30% в год. Более того, в последние годы "поднебесный" автопром начал открывать свои производства за рубежом.

Отмечен в Китае и внушительный годовой приток прямых иностранных инвестиций, который в последние годы составлял, по разным оценкам, 45-60 млрд. долларов США. В основном, вложения направлены в обрабатывающую промышленность, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных предприятий, а также предприятий по глубокой переработке сырья, что, несомненно, гарантирует Китаю одно из лидирующих мест в мировой торговле в будущем. Можно сказать, что на сегодняшний день китайские национальные компании по-прежнему доминируют во всех ключевых секторах экономики, а ряд отраслей (энергетика, транспорт, телекоммуникации) контролируется государственными монополиями. Китай был готов и сумел активно использовать инструментарий ВТО для обеспечения своих внешнеэкономических интересов. Очевидно, что успех Китая достигнут во многом благодаря его уникальной специфике, той экономической платформе, которую подготовило руководство страны перед вступлением ВТО и той четкой, незамедлительной, контролируемой ответной реакций, которая следовала за возрастающим влиянием мирового рынка на ассортимент производимой отечественной продукции.

Если говорить о России, то к основным преимуществам, получаемым Россией (равно как и другими странами-членами этой организации) от членства в ВТО, можно отнести следующие:

- членство в ВТО введет РФ в состав международного экономического сообщества, состоящего на сегодняшний день из 153 государств, удельный вес которых в мировой торговле превышает 90%. Таким образом, мы получим на безусловной основе доступ к общепринятым в мировой практике принципам (режим наибольшего благоприятствования, национальный режим и др.), и нам не нужно будет отслеживать выполнение почти 200 двусторонних и многосторонних соглашений о торгово-экономических отношениях.

- членство в ВТО поможет оградить российских экспортеров и импортеров от дискриминационного применения иностранными партнерами (членами ВТО) экономических, административных и прочих протекционистских средств защиты своего внутреннего рынка (хотя это очень не безусловный тезис).

- членство в ВТО предоставит отечественным экспортерам согласованные тарифные условия доступа на рынки стран-членов ВТО на средневзвешенном уровне 3-5% от таможенной стоимости товаров.

- членство в ВТО обеспечит России возможность полноправного участия в многосторонних переговорах по совершенствованию международной правовой базы развития мировых торговых связей.

- членство в ВТО повысит уровень правового регулирования ВЭД страны, равно как и правовую компетентность участников ВЭД.

Однако к перечисленным преимуществам стоит отнестись с определенной долей скептицизма, обусловленного практикой предыдущих лет. По опыту наших соседей видно, что только страны с широко диверсифицированной структурой внутреннего производства, товарной (а не сырьевой!) структурой экспорта, агрессивной внешнеэкономической политикой, направленной на укрепление экономической и национальной безопасности, смогут извлечь выгоду от нахождения в ВТО. Россия не относится к таким странам и до сих пор держится "на плаву" лишь благодаря растущим ценам на энергоносители. Наша страна не может похвастаться диверсифицированной структурой внутреннего рынка, поэтому она не только не в состоянии конкурировать на внешнем рынке по основным товарным группам, но даже не может отстоять свой внутренний рынок (на сегодняшний день в руках иностранных экспортеров почти 50% автомобильной техники; 100% гражданской авиационной техники; около 50% продовольствия; до 70% товаров народного потребления) . Мы богаты природными ресурсами и сырьем - большинство же видов промышленного сырья и энергоносителей импортируются беспошлинно!

Более того, ВТО не состоянии гарантировать полной защиты от дискриминационных споров и односторонних действий других стран-членов ВТО (можно вспомнить недавний "спор" между Бразилией и США (по поводу субсидирования американских фермеров, выращивающих хлопок) и пути его разрешения через механизмы ВТО). Критики утверждают, что ВТО - это недемократическая организации, так как позволяет индустриально развитым и "богатым" странам доминировать над "бедными" и развивающимися и предъявляет основные требования по снижению торговых ограничений лишь "бедным" странам, тогда как развитые страны "продолжают использовать полный арсенал протекционистских мер", устанавливая своего рода "дедовщину" в рамках международной торговой организации.

К основным издержкам (помимо уже названных) вступления России в ВТО относятся следующие:

- вступление в ВТО всегда предполагает либерализацию ВЭД, т.е., по сути, потерю части своего экономического суверенитете, что, вне всяких сомнений, еще больнее ударит по российским производителям. Следует вспомнить хотя бы то, что порог "продовольственной безопасности" (30-40%) страны уже беспрепятственно пройден импортными товарами.

- вступление в ВТО требует сокращения уровня средневзвешенного импортного тарифа, что убивает сразу "двух наших зайцев" - снижает защитную функцию тарифа и сокращает валютные поступления в бюджет. Интересно было бы подсчитать, какими потерями обернулось для российского бюджета (или вернее, для российских налогоплательщиков) снижение этого тарифа (с 14% до 9.8% в 2001 г., далее до 8% и, возможно, до 4-5% (?) в окончательном варианте ).

- вступление в ВТО облегчит доступ импортных готовых товаров на российский рынок, что затруднит восстановление нашего промышленного комплекса (особенно обрабатывающих отраслей) и технического перевооружения всей экономики в целом.

- вступление в ВТО может осложнить интеграционные процессы в рамках СНГ и Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Киргизией. Вступление в ВТО в разное время и на разных условиях может привести к нарушению условия взаимодействия в рамках Таможенного союза. Но, как стало очевидно в декабре, российское руководство не считает интеграцию внутри СНГ приоритетным направлением своей ВЭД и геополитики. Как заявил Д. Медведев: "Союзов может быть много, а ВТО - у нас одно".

- вступление в ВТО лишит Россию возможности использовать в одностороннем порядке тарифные и нетарифные защитные меры. И вряд ли у России хватит духу отстаивать свои национальные интересы и противостоять финансовой и торговой экспансии, а также протекционизму тяжеловесов ВТО.

Перечислены лишь основные, общие плюсы и минусы от вступления нашей страны в ВТО, но становится понятным, что России в ближайшем будущем следует ожидать больше негативных последствий от вступления в ВТО (и на основе "ВТО+" ), чем позитивных. Как заметил В.А. Орешкин, "все потери (от вступления в ВТО) могут оказаться неизбежными, а преимущества лишь возможными" . Создается впечатление, что в элитарном клубе "ВТО", где правят бал мировые гегемоны, никогда не будут обращаться с Россией как с ровней, скорее всего, нашей стране уже уготовано место на задворках мировой экономики.

Однако не следует забывать и о том, что на сегодняшний день ВТО занимает центральное место в регулировании системы международных экономических отношений, а правила и принципы ГАТТ/ВТО являются, по сути, "международным торговым законом". И пока Россия не вступит в ВТО, она обрекает себя быть аутсайдером (хотя, естественно, и не в положении автаркии), так как к ней не применяются "общие" правила и принципы ВТО. Хотелось бы только уже сейчас знать, что официальные власти РФ смогли сделать за 17 лет попыток вступления в ВТО и как они "подготовили" для этого российскую экономику, чтобы наша страна не задавалась апостериори извечными вопросами: кто виноват и что делать?

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Михаил Делягин © 2004-2015